Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды качественных методов




Биографический метод направлен на исследование субъектив­ной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизнен­ного пути отдельного человека. Чаще всего такой анализ основал на изучении личных документов, когда социолог пытается выявить субъективный смысл и значение социальных процессов, о которых идет речь в этих документах. Один из первых и блестящих опытов ис­пользования биографического метода продемонстрировали У. Томас и Ф. Знанецкий в уже упоминавшейся работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В одном из пяти томов этой книги приводится очень полно изложенная автобиография польского эмигранта Владе­ка, который детально рассказал в ходе глубинного интервью (оно за­няло 300 страниц текста) и о своей учебе в польской сельской школе, И о работе в лавке (где он помогал обслуживать покупателей), и о не­удавшейся попытке найти заработок в Германии, и о том, как он очу­тился в Чикаго. Изучая сознание и самосознание отдельных людей на материалах их жизненного пути, изложенных в биографиях и иных личных документах (письмах, дневниках), социологи сумели дать широкие обобщения действий и взаимодействий социальных групп, классов, слоев и др.

При использовании биографического метода, прежде всего, необходимо постижение внутреннего мира индивида. Здесь важнее всего не само по себе событие (случай, ситуация), а то, как субъект его определяет. Изучая выявленные с помощью био­графического метода субъективные значения действий, социолог оп­ределяет их логическую связь и последовательность и конструирует модель человеческого поведения. В этом смысле мы говорим о субъ­ективной социологии, в отличие от объективной, которая реализуется через количественные методы.

Биографии (автобиографии), рассказанные (описанные) людьми и используемые в научных целях социологами, выступают как три ос­новных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактиро­ванные. Первый тип означает изложение всего жизненного опыта и пути субъекта. Второй тип (тематические истории жизни) характери­зуется описанием какой-то одной фазы жизни или одной ее стороны. Наконец, отредактированные истории жизни отличаются привнесен­ными в них особенностями социолога-интерпретатора, который по-своему, исходя из задач исследования, «организует» биографический Материал. Биографический материал включает в себя любой устный или письменный рассказ о событиях жизни, а также вторичные доку­менты (мемуары, письма других лиц либо официальные документы).

Опросники и формализованные интервью, используемые в биогра­фическом исследовании, отличаются от обычных тем, что их структура подчинена изучению временной перспективы и позволяет анализиро­вать жизненный путь человека. Поэтому такие опросники иногда назы­вают «биографическими путеводителями». Они позволяют изучать ос­новные жизненные циклы человека: детство, юность, зрелость и т.д.

Еще один «мягкий» метод - case study - обычно используется в том случае, когда объектом анализа является отдельный случай ли­бо конкретная социальная общность. Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта. Вместе с тем выводы чаще всего имеют прикладной характер и заканчиваются конкретными ре­комендациями, направленными на оптимизацию деятельности изу­чаемой социальной общности. Важно отметить, что с помощью этого метода часто исследуются замкнутые общности, труднодоступные для изучения другими методами. В качестве примера можно привести исследование В. Журавлевым истории жизни бомжа[7].

Метод case study обычно предполагает «погружение» социолога в исследуемый объект на длительное время, нередко с помощью ис­пользования включенного наблюдения. Именно так на протяжении ряда лет изучал производственный коллектив ленинградский (петер­бургский) социолог А.Н. Алексеев[8]. Он исследовал характер и содер­жание взаимоотношений, конфликтных ситуаций, повседневной жиз­ни такой социальной общности, как трудовой коллектив, составив его подробнейшее описание, а затем проведя и анализ.

В рамках качественного подхода к изучению социальных проблем значительный интерес представляет метод «фокус-группы», или групповой дискуссии. Она ведется модератором - исследователем поставленной проблемы, по инициативе которого собирается группа дискутирующих. Группа может быть однородной (гомогенной), включая, скажем, только студентов, случайной (покупатели в супермарке­те), может формироваться по принципу охвата людей, имеющих по­лярные точки зрения на обсуждаемую проблему, и т.д. Оптимальный состав группы - в пределах 15 человек.

Цель групповой дискуссии - выявить различил и понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений у конкретных групп людей. Иногда задача дискуссии сводится к обсуждению способов решения конкретных проблем, которые могут быть выявле­ны в ее ходе. Понятно в этой связи, почему метод «фокус-группы» по­лучил особенно широкое распространение в прикладных маркетинго­вых исследованиях, в изучении спроса на те или иные товары, реакции покупателей на рекламу и т.д.

Обычно дискуссия записывается на видеокассету (если участники не возражают против этого) и затем тщательно анализируется. 13 ходе анализа учитывается не только позиция и точка зрения участников дискуссии, но и их поведение, лексика, интонации, т.е. все то, что по­может выявить смысл, который вкладывают в свои суждения члены фокус-группы.

Успех этого метода зависит в значительной степени от подготовлен­ности модератора к ведению дискуссии, наличия у него тщательно про­думанной программы обсуждения заданной темы. Ведь сам процесс дискуссии, если он будет нормально развиваться, далеко не всегда мож­но предсказать. Иногда его участникам захочется «уйти в сторону» от предложенной темы, поговорить о том, что интересует их больше, чем модератора. Искусство последнего и состоит в том, чтобы возвращать дискуссию в необходимое русло, не раздражая участников фокус-груп­пы «уводом» их от интересных поворотов обсуждения.

Заключая разговор о качественных стратегиях и методах социоло­гического исследования, нужно отметить акцент в каждом из них на изучение уникальности и неповторимости конкретных личностных ситуаций, специфики жизненного мира отдельных людей. Гуманистичность качественной социологии связывается прежде всего именно с этим обстоятельством. Социолог обращается к повседневному опыту человека, его взаимодействию с другими людьми, которое выражено в словах, жестах, коммуникативных символах, высказываниях, повест­вовании о собственной жизни. Это дает основание социологу осмыс­ливать и интерпретировать конкретные формы социального бытия Людей. Анализ и обобщение скрытого социального смысла тех или иных действий позволяют социологу выйти на создание мини-теорий.

Вообще, следует иметь в виду, что качественные стратегии и методы применяются в рамках микросоциологии (ее иногда называют «фраг­ментарной» социологией), поскольку внимание исследователей кон­центрируется на микроанализе конкретных взаимодействий. Если в ко­личественной социологии происходит восхождение от теорий к фактам, то в качественной - наоборот, от фактов к мини-теориям. Изучение одного или нескольких случаев, событий, биографий, историй - жизни позволяет социологу увидеть какие-то социальные смыслы человеческих действий и поступков, социального поведения людей и на ИХ базе сконструировать те или иные мини-теории. Последние не пре­тендуют на всеобщность и универсальность, они призваны лишь объяс­нить и интерпретировать социальные явления, события, действия.

Завершая тему, посвященную анализу методов сбора социологи­ческой информации, еще раз отметим, что каждый из рассмотренных методов имеет свои достоинства и недостатки. Целесообразность ис­пользования того или иного метода зависит прежде всего от специфи­ческих особенностей объекта исследования. Например, изучая про­блемы бездомных, вряд ли следует возлагать большие надежды на метод анкетирования, а исследуя ценностные ориентации, удовлетво­ренность учебой или работой, мотивацию деятельности молодежи, без анкетирования будет обойтись чрезвычайно сложно.

Выбор того или иного метода зависит и от ряда других обстоя­тельств: степени разработанности изучаемой проблемы и научной лите­ратуре, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования. В большинстве социологических ис­следований применяется не один, а несколько методов сбора информа­ции, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.

 

Литература

1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью М., 1993.

2. Богомолова Н.Н. Стефаненко Т.Г. Контент-анализ М., 1992.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология М., 2004.

4. Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

5. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. Ред.В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М., 1990 Кн1.2.

6. Основы прикладной социологии: В2т. / под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. М., 1995.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понима­ние социальной реальности. М., 1998.


[1] См.: Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С.170.

[2] Там же.

[3] См.: Ольшанского В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М., 1966. Т.1. С.472.

[4] См.: White W.F. Street Corner Society. Chicago, 1891.

[5] См.: подробнее: Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы? М., 1993; Ноэль И. Массовые опросы. М, 1993; Рукавишников И.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. М., 1984; Бутенко НА. Анкетным опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

 

[6] Семенова В.В. Качественные методы в социологии // Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.392.

[7] См.: Журавлев В. История жизни бомжа // Судьбы людей. Россия XX век. М., 1996.

[8] См.: Алексеев А.Н. Наблюдающее участие ситуации. Познание через действие. СПб., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.