Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура эпохи Возрождения




Возрождение- это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое знаменует конец средневековья и начало современности. Ренессанс возник в Италии в 14в., распространился в западных странах и достиг наибольшее расцвета в середине 16в. К концу 16- началу 17в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.

Формирование культуры Возрождения являлось, прежде всего, ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. В эпоху Возрождения на первое место поднимается человека, его индивидуальность. На пьедестал культуры поднялся индивидуальность. Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир человек мог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения.

Понятие Возрождение впервые употребил итальянский писатель Дж. Боккаччо, сказав о Джотто, что тот «Возродил античное искусство». А термином стало благодаря историку искусства Дж. Вазари (1511-1574).

Особенности Эпохи Возрождения:

1. за короткий промежуток времени, совершаются множество открытий, оказавших влияние на развитие технологий.

2. Эпоха Великих географических открытий.

3. Рождение новых философских концепций, меняющих взаимоотношение человека и природы.

4. Целый ряд городов становятся средоточием золотого и серебреного запаса, достаточного для финансирования крупных проектов от войн до кругосветных экспедиций.

Начало Возрождения в Италии связанно с именами Петрарки и Боккаччо, развивающими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» (сладкого нового стиля) и народного «вульгарен». Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которым шло развитие ренессансной культуры в Италии. Схоластике Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт; духовной любви к Богу- возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо,- это прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. В этом произведении также отражена мысль о том, что благороден человек не по своему социальному происхождению, а тем, какие поступки он совершает. Одной из главных идей «Декамерона» является любовь к себе. Она приводила читателя к возвышению роли собственной личности.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е гг.). Это было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в отличие от переписки их в скрипториях, а также вывести из-под монополии церкви новые тиражи.

Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) и других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. «Похвала глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношение к Церкви и существующим нравам в обществе. Смене мировоззрения сопутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма, то есть к появлению различных форм протестантизма. Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Макиавелли (1469-1527). Он считал, что, несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления, в сложившейся политической ситуации. объединить народ в единое государство сможет только сильный государь.

В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна быть светской. Такие заявления Маккиавели были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать костра инквизиции.

Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения повлекли за собой создание целого социального направления- утопического комуннизма. Его представителями стали Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568- 1639). В своем произведении «Утопия» (в переводе, место которого нет) Мор, а затем Кампанелла в «Городе Солнца» обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Все граждане их государств должны обязательно трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, пользоваться совместно благами, способствовать стиранию грани между «городом и деревней» и максимальному проявлению индивидуальных особенностей.

Идея необходимости знания законов природы во второй половине 15в. глубоко внедряется в науки, теперь уже не только гуманитарные. Многие открытия в науке, сделанные в этот период, способствовали межкультурной коммуникации. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

В книге Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», впервые в мире излагалось гелиоцентрическое учение. Коперник (1473-1543)- великий польский астроном. Он избежал суда инквизиции и ее костра, только благодаря естественной смерти. Он обессмертил сое имя тем, что отказался от общепринятой, старой системы Клавдия Птолемея, согласно которой Земля – центр Вселенной и основа мироздания. Коперник считал, что Земля – это самая рядовая планета и вращается вокруг Солнца. Над учением он трудился около тридцати лет, снова и снова проверяя свою фантастическую идею. Он был ревностный католик, осторожный человек, именно поэтому не торопился с публикацией рукописи. Коперник получил первый экземпляр своего труда в день смерти, 24 мая 1543г. Он посвятил свою книгу Папе, Святейшему повелителю, великому, понтифику Павлу 3. В это время церковь была прямо заинтересована в реформе календаря, и близкий друг Коперника епископ считал, что церковь заинтересована обладать правильно установленной последовательностью времени и теорией в науке о движениях.

На смену осторожному и умному Копернику пришли восторженные и пылкие пропагандисты его дела Джордано Бруно и Галилео Галилей. Отчасти им в 1582 г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живем по Григорианскому календарю, соответствующему расчетам Коперника.

Но только 14 июня 1966г. на 2 Ватиканском соборе Индекс запрещенных книг был упразднен, в него входила и книга Коперника. Просуществовав 400 лет, он сыграл свою отрицательную роль, тормозя прогресс науки и философской мысли так, как только мог.

Культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Проблема достоинства человека всесторонне рассматривается и гуманистическое решена в философии Джовани Пико делла Мирандолы. Согласно ему, Бог создал человека по образу своему и подобию, но и предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений Бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями.

Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы природы, был гений эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Он доказывал, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно. Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть, рациональный порядок вещей, заключающий в соотношениях «золотого сечения». Особенно высоко ценил он творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи создания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Широко известны его работы, такие как «Поклонение волхвов», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», «Монна Лиза». Они отличаются глубиной образа, тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции.

В отличие от Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, он стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело античности, сбросил все условные традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное. Лепка его произведений полна титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. У него отсутствует всякая грация линий и очертания нежных лиц. Его герой- титан, боец, победитель. Он почти никогда не заканчивал свои работы. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. В камне, испорченном Дикуччо и признанном негодным советом художников во главе с Леонардо да Винчи, скульптор доказал почти невозможное, создав шедевр.

Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль. Его произведения отличались благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображение «Святого семейства», написанные им в различное время.

Художник Возрождения всегда очарован телесным, видимым миром не менее чем люди античности, но оттенки его душевной жизни и той, которую он изображал, стали в эту эпоху разнообразнее и тоньше. Человек в произведениях художника может одновременно испытывать и печаль и радость, подъем творческих сил и жажду покоя, он стремится к цельности и стал восприимчивее к богатству мираюбдлщш98. Главное в человеке, его мыслях – сам человек.

Человек, его жилье или микропространство, в котором он находится в данный момент, обязательно изображается ими на фоне макрокосмоса, уходившего в бесконечность. Это небо, уходящие ввысь горы, пейзаж за окном комнаты. Но горы, деревья всегда меньше, чем человек. И это еще одна главная идея, которая является характерной чертой живописных полотен эпохи Возрождения. Человек занимает центральное место в их сюжете.

Особое место в истории живописи принадлежит художникам Северного Возрождения. Им свойственна, отличительна черта: написанные ими портреты смотрят на созерцающего их человека, в каком бы месте он ни находился. В зависимости от изменения положения наблюдателя меняется направление взгляда, ворожение лица на портрете. Создается впечатление взаимосозерцания.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, а также художников из немецких земель – А. Дюрера, Г.Гольбейна- младшего и Л. Кранаха старшего.

Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Например, нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от северных живописных живописцев работу масляными красками на холстах.

С конца 16 в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально- католической реакции. Но, несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями- уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях.

Итальянское Возрождение складывалось в переходную эпоху от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии. Это ядро составила совокупность гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в сознании и творчестве. Гуманизм провозглашал свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального. Базой такой гармонии служила культура, духовное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знаниям, искусству.

Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.