Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха Просвещения




На большей части Европы в 17 в. господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, в станах Центральной Европы и в Скандинавии. 17 столетие стали называть веком абсолютизма.

В начале 17 в. вышла книга Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Она повествовала о двух началах человеческой природы- романтическом идеализме и трезвом практицизме, часто сталкивающихся между собой в трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, более сложного мировоззрения человека, содержащего противоречия. Взгляды человека 17 века обогатились также идеями Ф.Бекона. В своем главном труде «Новый Органон» он провозгласил опыт главным источником знания, выдвинул новый метод изучения действительности, его назвали индукцией. Он призывал отказаться в науке от всех предрассудков, имеющихся в подходе к анализу знаний о природе. Р.Декарт в своем «Рассуждении о методе» доказал, что разум человека является главным орудием познания мира. Следуя этому тезису, многие образованные люди окончательно признали силу человеческого разума и то, что законы Вселенной познаваемы. Он выдвинул механическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения.

В целом познание мира в 17 веке осуществлялось необычайно быстрыми темпами. Развитие получили точные науки, эксперимент. Его многообразие породило много смелых гипотез. Г.Галилей и И.Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Механика, достигшая полноты своего развития в трудах И.Ньютона, послужила основой взгляда на природу как единый механизм, управляемый общими законами. Среди открытий и изобретений прикладной науки следует отметить изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем, труды по зоологии Левенгука и Сваммердама, создание основ клинической медицины Тульпом и Дейдеманом. Наряду с этим алхимики в своих лабораториях пытались получить эликсир долголетия, магический эликсир, побеждающий любое зло, а так же превращать свинец в золото. Создаются многочисленные географические карты и атласы, направляются в разные страны света научные и военные экспедиции, расширяются торгово-экономические связи, строятся здания для научных исследований, обсерватории. Просвещенный человек 17 в. все чаще ощущает себя «гражданином мира». В 17 в. европейцы открыли Австралию.

На фоне активной общественной жизни получает мощные импульсы развитие культуры и искусства. Литература 17в. прославлена именами Ф. Кведо, П.Корнеля, Ж.деЛофонтена, Ж.Расина, Ш.Перро и др. в драматургии утверждается принцип единства места и времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими по всей Европе, создаются национальные театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди Франсез» (1680) является одним из значительных событий 17 в.

В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления – академизм и каваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры- пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Барокко воплотил в себе чувство падения ренессансных идеалов, а так же обостренное сознание социальных, религиозных и экономических кризисов переживаемых Европой в это время. Слово барокко произошло от итальянского barocco – странный причудливый. Как искусствоведческий термин введен в литературу швейцарским ученым- культурологом Г. Вельфлином (1864-1945), Я. Буркхардтом. Художественный стиль барокко зародился в Италии. Барочный стиль характеризуется сложной уравновешенностью динамических композиций, высоким уровнем выразительности, многоплановостью художественного решения, театральным совмещением реального и фантастического. Широко используются гиперболизм, антитезы, метафоризм, все необычное, нетрадиционное. Также он стремиться к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения. Особенное внимание в нем уделяется эмоциональному воздействию. Гармония, теперь не имеет значения. Художники считают, что страсти должны быть подчинены велению разума. Распространенными темами барокко являются физические и нравственные страдания человека, наиболее ужасные моменты его бытия. Любимые персонажи- экзальтированные мученики, погибающие герои, разочарованные люди. Наряду с этим получают распространение сюжеты светской жизни.

Ярким выразителем своей эпохи был глава фламандской школы П.П.Рубенс. Его окружали такие блестящие мастера, как А.Ван Дейк- создатель многочисленных портретов, Снайдерс- автор натюрмортов и «лавок», и Иорданс, изображавший домашние пирушки и празднества.

У Рубенса фламандские святые, мученики, олимпийские боги – все здоровенные, откормленные, румяные, их земная оболочка совершенно заслоняет душу. Весь их внутренний мир состоит в сытом довольстве. Животные инстинкты сквозят ровно и в тяжеловесных грациях, и в библейских героинях. Трудно представить себе что-нибудь более житейское, более натуральное. Оригинальное письмо, удивительная, правда, характерны для Рубенса. Декорация, окружавшая людей, корабли, лестницы дворцов, шелковые ткани, ковры, блестящая утварь, игра фантазии, совершенно переходящая границы.

Из учеников Рубенса, конечно на первом месте стоит Ван Дейк. Портреты его кисти, отличающиеся тонкость наблюдения, серебристостью письма, меланхолическим колоритом, ставят художника в один ряд с Рембрандтом и Веласкесом. С его портретов на нас смотрит живой человек со своим внутренним миром, со всеми страстями и недостатками.

Ван Дейк в портретном искусстве достиг такого высокого совершенства, до которого оно не возвышалось раньше никогда.

«Малые фламандцы»- это художники, которые ввели в искусство уличный жанр с его обыденными будничными типами, взглянув на которые Людовик 14 с гримасой воскликнул: «Уберите от меня этих уродов».

В искусстве Голландии сложилось много новых жанров, что отвечало разнообразным запросам широкого круга заказчиков. В картинах малых фламандцев Я.Стерна, Г. Метсю, П.де Хоха, Г.Терборха, А ван Остаде и других нашла отражение повседневная жизнь обычных, ничем не примечательных людей.

Рембрандт ван Рейн остался в истории как самый великий представитель живописи Голландии 17 в. Он внес в искусство живописи глубокий психологизм, свободную трактовку сюжетов, новую технику исполнения. Художник отличался независимым свободолюбивым характером. Шедевры Рембрандта в Эрмитаже «Флора», «Даная», «Блудный сын».

В его называемой «Данае» голландская кухарка написана с необычайным блеском и силою. Эрмитажные портреты матери, стариков и особенно чудесный мужской портрет в шляпе с широкими полями живут и дышат. В целом на первый план живописи Рембрандта выходит богатство внутреннего мира человека., его характер, вся прожитая жизнь. Художник показывает, что любая личность неповторима. Каждый человек представляет уникальную ценность. Жизнь человека читается в его лице и руках. Они хранят прожитые и пережитые мгновения и этим интересны.

 

Глубокие изменения в социально политической и духовной жизни Европы связаны с рождением и становлением буржуазных экономических отношений. Эти революционные процессы в обществе обусловили основные особенности культуры 18 века, а историческая эпоха получила название «эпоха Просвещения».

Эпоха Просвещения может быть названа также «золотым веком утопии», изучения оптимальной формы человеческого бытия. Просвещение, прежде всего, провозглашало веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные отношения. В этом веке свойства человеческой природы считали зависимыми от окружающих обстоятельств, от политических институтов, систем образования, законов. Европейская культура породила огромное количество романов трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления.

Просветители также разработали целостную концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи нашли отражения в «Декларации прав человека и гражданина» (1789). Знаменитая «Декларация независимости» включала в себя утверждение о том, что все люди сотворены равными и наделены от природы определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Эти права естественны для человека. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.

Применительно к культуре в исследованиях просветителей отчетливо оформились два направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами- культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживались культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, вненациональные нравственные и эстетические ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем- благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания- человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

В «век разума» возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимость более глубокого изучения законов природы и их познанием объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье «О духе законов» полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельности общества и государственное управление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству государства.

18 в. породил много «типичных представителей» своей эпохи. Она дала целый ряд гениев- энциклопедистов, смело соединяющих науку, философию и мистические прозрения в единое целое.

Для мыслителей эпохи Просвещения был вообще характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Ярчайшим памятником этой эпохи является созданная во Франции «Энциклопедия искусств, наук и ремесел» (1752-1780) это грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. «Энциклопедия» стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний 18 века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса. Она предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и др. стран. Душой этого эпохального мероприятия был Дени Дидро.

Среди всего многообразия литературных школ и направлений наиболее выделяются три основных, возглавляемые Вольтером и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был основателем и главой школы французского материализма в философии и создателем школы реализма в литературе.

Первоисточником для создания человеческой культуры служит у Дидро сама природа, являющаяся его «первой моделью». Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее его творчество. Самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. Отождествляя этические и эстетические принципы, Дидро утверждает, что совершенным может считаться только то произведение, пропитанное определенной моральной идеей.

Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть «Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера- философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика- в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Вольтер оставил после себя (более 70 томов сочинений), так по широте стилистических жанров творческое наследие. Это естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии.

Нельзя не упомянуть одно из самых глубоких сатирических произведений Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Оно в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальность автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к оптимизму, основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого- всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже традиционный счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: годы, потраченные на долгие жизненные поиски истины, не проходят напрасно.

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде. Смысл искусства для него заключается в том, чтобы воспитывать при помощи «чувствительности» добродетельного человека, гражданина. Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Это произведение явилось образом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний героев с критикой порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов. Конфликт страстной любви и предрассудков сословной морали приводят героиню Юлию к гибели.

Европейское искусство 18 столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм. Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начало.

Новым в искусстве 18 в. было направление сентиментализма. Оно отразило просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой природы. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм и романтизм по своей сути похожие направления. Воспеваемый ими «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природным и общественными явлениями. Предчувствие великих потрясений наполняет культуру 18 века. Сентиментализм явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума.

Художественную культуру 18 в. в целом можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной религиозно-нравственной системы. В соответствии с ней искусство создавало модель жизни более значительной, чем земная жизнь человека.

Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при помощи уже совершенно иное содержание.

Светская живопись в 18 в. впервые берет верх над церковной. Живопись, отражающая повседневность, наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение во всех европейских странах. Парадный портрет, популярный в прошлом, уступает место портрету интимному. В пейзажной живописи возникает и распространяется так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Особое внимание начинает уделяться эскизу. Личное индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большое эмоциональное и эстетически воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра начинают цениться больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. В работах художников 18 в. усиливается декоративное понимание цвета. Картина должна не только отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому художники стремиться к многокрасочности и яркости.

Светская культура эпохи просвещения породила стиль «рококо» (в переводе мелкие камушки, раковины), который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он применялся также в архитектуре (при планировке и оформлении интерьера), в живописи (в декоративных панно, росписях, ширмах) и т.п. Архитектура и живопись рококо, прежде всего, ориентирована на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать, и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства». Новый стиль стал, прежде всего, стилем небогатых домов и должен был создать дух уюта и удобства.

Для рококо характерны изящные произведения, эротические и мифические сюжеты, экзотика. Заимствуются мотивы китайского искусства. Получают распространение маленькие статуэтки из фарфора и терракоты, роспись на тканях. В эпоху рококо были модными напудренные парики, богато украшенные кружевами шелковые платья светлых тонов с объемными юбками.

Живописцы создают произведения, предназначенные для украшения. Картины декоративны, портреты элегантны, интимны. Этому соответствует мягкий, нежный колорит и дробная ассиметричная композиция.

В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки – салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства.

18 столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Но наряду с трезвым реализмом у человека стала появляться тяга ко всему фантастическому, необычному. Это было связано с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение получило масонство. Оно удивительно соединяло в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами театрализованных церемоний «посвящений». С этих пор масонство начинает свою историю и до сих пор привлекает многих своей мистической сущностью.

Важное место в иерархии духовных ценностей в 18 веке занимает музыка. Она поражает своей масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки- опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений- оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил во всех музыкальных направлениях, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки 17-18 веков.

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Его музыку отличают классическая прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо стиля. В то же время Моцарт является предшественником романтизма- первым великим романтиком в музыке. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными являются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий 18 века. Особого внимания заслуживает «Реквием». Моцарт стал символом невероятной одаренности, непревзойденной гениальности, беззаветной верности искусству.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели- служить совершенной средой для совершенного человека.

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение дикорастущей природы» в композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад- отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Культурное наследие 18 столетия до сих пор поражает богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.