КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекции. Тема лекции: Первобытная культура
Лекция № 2 Тема лекции: Первобытная культура I. Человек – история – вечность: 1) Загадка древности 2) Происхождение человека, природа человека 3) Периодизация П. Э. и К. II. Материальная и духовная культуры в первобытную эпоху. II. Загадка возникновения культуры и искусства: 1) Причина возникновения искусства 2) Культура и Природа 3) Первобытный синкретизм 4) Формы религиозно-мифологического мышления IV. Виды и формы первобытного искусства V. Культура протославянских племен (древние славяне) VІ. Общий вывод: «Загадка древности» и «Золотая ветвь» человечества
pаздел І. «Человек – история – вечность» Вопрос 1. Загадка древности. К. Ясперс – немецкий философ и культуролог: „Доісторія – це велична реальність, бо в ній виникла людина, однак ця реальність нам... невідома. Але як тільки ми ставимо собі питання, що ми, люди, власне, таке і намагаємося знайти відповідь у пізнанні того, звідки ми прийшли, ми відразу звертаємось до історії, намагаючись проникнути в її глибини. Темрява цих глибин містить принадну силу, ми линемо до них, але нас завжди чекає розчарування, зумовлене неможливістю їх (глибини) пізнати”. Выразим эту сложную мысль ученого в виде логических звеньев: Доистория = это величественная реальность, → но возникает? - что такое люди и откуда мы пришли? → за ответом обращаемся к доистории, → стремимся проникнуть в ее глубины, → их темнота имеет для притягивающую силу (ассоциация: «есть упоение в бою И бездны мрачной на краю» - из Пушкинского «Пира во время чумы»), → но нас ждет разочарование: невозможностью познать эти глубины древности. Как появился человек? От кого он произошел или был «спущен» на землю уже в готовом виде? Кто «вдохнул» в него разум и душу? Почему первобытное существо решило заняться абсолютно бесполезным делом – первобытным искусством? Кто научил первого художника на земле рисовать? Вспомним пять общепризнанных причин появления культуры и человека культурного: 1) огонь и орудия 2) речь 3) общество 4) табу 5) миф Но никто не знает, а откуда появились сами эти причины? Что послужило первопричиной для этих пяти причин? Вспомним: Три основные концепции происхождения человечества являются лишь недоказуемыми пока гипотезами (сверхъестественная, биологическая и социальна). Вопрос 2. Происхождение человека І. Вступление. Итак, загадка происхождения культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека – человека разумного, духовного, выпрямленного и творческого. Приведем несколько научных концепций понимания древнего человека и его происхождения. ІІ. Главная часть. 1. Природа человека. Выдающийся ученый, яркий исследователь древности и первобытной культуры Эдгар Морен в своей книге «Природа человека» высказал новаторскую парадоксальную мысль, протестующую против всех трех известных нам концепций происхожления человека и культуры, взятых по-отдельности (сверхъестественная, биологическая и социальна). Эдгар Морен предложил все эти три концепции слить воедино, а именно сделать следующее: 1) Необходимо прекратить: - сводить человека к homo faber (человек производящий, работающий) или homo sapiens (человек разумный, мыслящий) - ибо человек наделен одновременно разумом и безумием (sapiens – demens), человек принес в мир магию, миф, бред 2) Нам необходимо: - выйти за грани биологизаторских, надприродных (= божественных) концепций и социологизма (= известные три концепции происхождения человека и культуры) - подойти к человеку с общим подходом, со всем «треугольником»: Вид (биологическое) – Индивид (духовное, сверхъестественное) – Общество (социальное) Дальше Эдгар Морен высказывает парадоксальный вывод: «Человек по своей природе - существо культурное, поскольку он по своей культуре - существо природное». Морен объясняет это тем, что самые биологические (то есть инстинктивные, животные, природные, общие для всего животного мира на земле и ничем не отличающие человека) явления – секс и смерть – одновременно больше всего насыщены символами культуры… Как вы понимаете этот парадокс Эдгара Морена? – NB Вот предложенный Мореном «треугольник» общего, интегративного подхода к объяснению возникновения человека и культуры.:
Индивид (божественное)
вид общество (биологическое) (социальное)
Известный культуролог, один из основоположников теории возникновения первобытной культуры Эдвар Тайлор в книге «Первобытная культура» писал: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека с целью одновременного содействия развития моральности, силы и счастья человека». Вызывает разумное недоверие эта «идеальная» точка зрения, так как оптимизм и позитивизм не всегда подтверждаются при изучении истории человеческого рода, где понятия прогресса и регресса – очень относительны.
2. Взгляды на происхождение человека и культуры: Антропогенез - это становление человека, и этот процесс состоит из следующих этапов: 1)- австралопитек (5-1 млн. лет) 2)- Нomo nabilis (человек умелый) (2-1 млн. лет) 3)- Нomo erectus (человек выпрямленный) (1,5-0,2 млн. лет) 4)- Нomo sapiens (неандерталец) (300-30 тыс. лет) 5)- кроманьёнцы (юг Франции) → 40-35 тыс. лет назад, предполагают. Что именно на этом этапе появилась членораздельная речь и возник Нomo sapiens sapiens
Концепции – гипотезы о происхождения человека на Земле: 1) Майкл Кремо (1948) и Хантер Томпсон (1937 – 2005): человечество существует не 2-3-4 млн. лет, а 2-3 млрд. лет (самые древние орудия труда) 2) Эрих фон Деникен (1935) – сторонник палеоконтакта: на земле были представители других цивилизаций (рисунки в пустыне Наска на юге Франции, каменные шары в Латинской Америке), следовательно, история человечества не однолинейна 3) Претенденты на «колыбель цивилизации» - Эдем, Атлантида, пещеры Тибета, Лемурия, Центральная Африка, звезды, планеты. Нашими предками могли быть: обезьяны, ангдрогины, духи, пришельцы, существа с 3-мя глазами. 4) Морган (Льюис) (1818-1881) – американский этнограф, основоположник антропологии, исследовавший родоплеменную организацию индейцев, в своей книге «Древнее общество» (1872) выстроил такую последовательность: «от Дикости – через Варварство – к Цивилизации» 5) К. Маркс и Ф. Энгельс – выделили как главные социальные и экономические особенности доисторического человека 6) Дарвин (1809-1882) – основоположник теории эволюционизма ХIХ века, в первобытной эпохе видел лишь зародыш развития человечества 7) Тейлор (1832-1917) – продолжил теорию эволюционизма в изучении доисторической культуры и фольклора 8) Фрезер (1854-1941) - присоединился к теории эволюционизма в своей книге «Золотая ветвь» 9) Спенсер (1820-1903), Гобино (1816-1882) – на основе одностороннего понимания прогресса сделал выводы об эволюционном совершенстве современного человека. но только европейского, а остальные народы оакзалсиь ущербными 10) Леви-Брюль (1857-1839) – ввел понятие «пралогического мышления», которое более низкое, чем логичного, проявил «высокомерный» подход к древности 11) Дюркгейм (1858-1917), Мосс (1872-1950) сделали акцент на тотемизме и формах обмена – дарения 12) Освальд Шпенглер (1880 – 1936) резко противопоставил культуру и цивилизацию: «Где умирает культура – начинается цивилизация» 13) Мирча Элиаде (1907 – 1986) изучал феномен сакрального в первобытной культуре как ее основу 14) Леви-Строс (1907-1986) раскрывал своеобразие первобытного мифологического мышления, которое соединяло в себе единство чувственного и рационального 15) Зигмунд Фрейд (1856-1939) → первобытная мифология Юнг (1875-1961) 16) Исследование древних поселений на Украине: М. Максимович, Ф. Каминский (первооткрыватель укр. палеолита). Ф.Волков, Хвойка (первооткрыватель Трипильской культуры), Николай Чмыхов.
ІІІ. Вывод по данному вопросу: В ХХ в. к изучению первобытной эпохи приобщились разные науки: не только археология, но и генетика, этология, семиотика, компьютерное моделирование (изучение поведения животных, этос- это характер животные). Ученые изучают: соотношение - биологического, - социологического, - культурного, – природного в человеке.
Вопрос 3. Периодизация первобытной эпохи. 1. Историческая периодизация первобытной культуры вмещает в себя такие периоды: Каменный век - продолжался 2,6 млн. лет, существовал до IV тысячеления до нашей эры Бронзовыйй век – II – I тысячелетия до н.э. Железный век - с середины І тис. до н. е.
Только каменный век является временем первобытной культуры, в бронзовом и железном веках уже появляются культуры древних цивилизаций. Каменный век подразделяется на три основных периода – это и есть три периода первобытной культуры: 1) Палеолит – древнекаменный век (700 тис. лет назад – до 10-го тысячелетия до н.э.) 2) Мезолит – середнекаменный век (10 – 7 тисяч лет до н.э) 3) Неолит – новакаменный век, (7 – 5 тисяч лет до н. э.)
Каждый из этих трех главных периодов первобытной культуры можно разделит на более короткие этапы. Палеолит можно разделить на три периода: - нижний, или ранний (700 тыс. лет назад), - средний (300 – 100 тыс. лет назад) - верхний (40 тыс. лет назад). Только в верхнем палеолите появляются: - наскальная живопись, - рельефы, - украшения, - составные оружия и орудия труда После Неолита наступает меднокаменный век (энеолит) (3-2 тыс. л. до н. э.)
2. Историческая периодизация первобытного искусства: 1. Автор периодизации – Мириманов: - Шательперонский период – 35 тыс. л. до н. э. - ориньякский – 30 (33) тыс. лет назад - Граветский – 25 тыс. лет назад - ранний Мадлен – 18 тыс. лет назад (Солютрейский) - средний Мадлен – 12 тыс. лет назад - поздний Мадлен – 10 тыс. лет назад - Азильский – 8-4 тыс. лет назад
2. Автор периодизации - Кюн: чередование видов-типов искусства во все периоды первобытной культуры происходило по смете типов реалистического и нереалистического творческого метода отражения и познания жизни средствами искусства: - линеарное (нереалистическое) - пластичное (реалистическое) - абстрактное (нереалистическое) – натуралистическое (реалистическое) - имажинативное (нереалистическое) – сенсорное (реалистическое)
3. Автор периодизации - Леруа-Гуран: выделил пять основных этапов развития первобытного искусства: I. Дофигурный – схематические орнаментальные рисунки (50 тыс. лет назад) II. Ориньяк – схематическое изображение животных и «первобытные венеры» (25 тыс. лет назад) III. Солютре – изображение людей и животных в формах, подобных жизненным (18 тыс. лет назад) IV. Классический, или Мадлен) – реализм изображений на земле (12 тыс. лет назад) V. Поздний Мадлен – много мобильного искусства и вершины мастерства реализма (9 тыс. лет назад)
Общая археологическая периодизация каждой культуры включает всегда только три периода: становление – расцвет – разрушение каждой определенной культуры.
раздел ІІ. Материальная и духовная культура
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |