Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый этап первобытной культуры приходится на Палеолит и Мезолит




  Материальная культура   1. Собирательство 2. Орудия труда – І форма опыта взаимодействия с окружающей средой 3. Пещеры 4. Поселения 5. Орудия лова (охоты): копье, лук, стрелы, палка   Все это был присваивающий тип хозяйствования, то есть жизнь за счет природы   Духовная культура   1. Огонь 2. Родовое общество 3. Матриархат -? Паритетная демократия 4. Прикладное искусство: украшения из бивней мамонта 5. Изобразительное искусство: наскальные рисунки 6. Скульптура: статуэтки «палеолитические Венеры» 7. Средства связи: голосовые, звуковые, визуальные 8. Разукрашенная галька 9. Украшения из зубов животных
Второй этап развития первобытной культуры - Неолит – главное событие истории и культуры: неолитическая революция (Х-ІV тыс. до н. э.) Причины неолитической – столь же неизвестны и загадочны, как и причины возникновения человека и культуры. Именно в неолитической революции кроются все загадки произошедших с человеком необратимых изменений, ярко отраженных в том, что стало с человеком после полученных «подарков» от Прометея (см. трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»)  
Материальная культура   В результате неолитической революции происходит кардинальная смена жизни человека. вместо присваивающего типа хозяйствования появляется производящий тип хозяйства, то есть - продуктивный тип хозяйствования, заменивший использование природы на сотрудничество с природой 6. Земледелие – для него необходимы три условия:– появление определенных видов растений, – накопление информации о растениях, – переход к оседлому способу жизни у воды. Все эти условия сложились около 10 тысяч лет до н. э. в Перед. Азии, после этого они проявлялись в Азии, Европае, Северной Африке 7. Природные силы: Использование силы ветра, воды, животных 8. Ремесла (прядение, ткачество) 9. Строительство: 1) хижины - это были ямы, покрытые ветками, это были курени из веток, это были каркасные хижины, сделанные из костей мамонтов и обмазанные глиной), появляется кирпич из дерна. 2) мегалиты = большие природные камни, из которых строили - менгиры (1 камень) - дольмены (2, 3 + 1 камни) - кромлехи (камни по кругу): стоунхезж 10. Скотоводство 11. Гончарство: посуда из дерева, камня, после появилась керамика 12. Мебель из камня 13. Очаг: огонь - камин научились обустраивать как домашний очаг     Духовная культура 13. Живопись: усовершенствование наскальной живописи (более схематическая, более условная, состоящая из геометрических фигур), изображение оружия 14. Речь: формирование духовной культуры основано на развитии мышления, что, в свою очередь, связано с развитием речи 15. Мифы: формирование мифологически-религиозного сознания на основе первобытного синкретизма (см. следующие вопросы лекции) 16. Древняя письменность: пиктография, логография, фонография 17. Керамика 18. Еда: чай, кумыс, квас, мед, злаковые плоды, хлеб, консервы, мясо и рыба, пальмовое вино, пиво, табак. 19. Род и парная семья (моногамия) 20. Юридические процедуры 21. Инициация (обряд взросления и вхождение в общество) 22. Игрушки 23. Техники тела 24. Похоронные обряды: сидя, стоя, сжигали, в корзине из ветвей

 

 

раздел ІІІ. Загадка возникновения культуры и искусства

Вопрос 1.

Причины возникновения искусства

(«История искусства» Гнедича)

І. Вступление.

Невежественный дикарь, сознающий лишь то, чтобы «убивать и есть», иначе его убьют и съедят, тем не менее, в своем примитивное жилище делал непостижимое, непонятное и необъяснимое. Он творил совсем бесполезную красоту – первобытное искусство, от которого не наешься, не согреешься и не размножишься. Чего требовали основные животные инстинкты первобытного человека. Тем не мене, человек выходит за границы своих инстинктов и входит в сферу духовного, культурного, божественного.

Он - укладывал в определенном порядке (?) камни вокруг очага, он - полировал и вырезал костяной амулет, он – чертил на стене пещеры в свете колеблющегося пламени очага силуэт дикого быка.

Зачем? Ответов на это вопрос великое множество – точного ответа на этот вопрос нет.

ІІ. Главная часть.

Перечислим основные причины, выделенные учеными-культурологами как причины возникновения первобытной культуры и искусства:

1) древнее и современное желание окружать себя красотой, которая выражалась по-разному

2) подражание природе

3) соблюдение условностей

4) мифологические и религиозные сюжеты

5) простые радости повседневности

6) интерес к экспрессивному, символическому, абстрактному - к чувствам

7) интерес к концептуальному – к идеям

8) наблюдательность человека и желание создавать нечто, подобное природе, из природных материалов

9) беспомощность и страх

10) желание магического могущества над природой

11) искусство возникло как способ коммуникации и социализации

12) искусство возникло как трудовая деятельность

13) искусство возникло как игра

14) мифологический обрядовый комплекс создал искусство, и религия возникает одновременно и слитно с искусством

15) это величайшие события в истории человечества

16) это первое впечатление человека об окружающем мире

17) это передача знаний и навыков

18) это общение людей

19) это искусство в духовной жизни

 

ІІІ. Вывод по данному вопросу.

Сколько бы ни находили гипотетических причин, отчего человек - животное вдруг стал совершать невозможные и бесполезные для животного действия, мы можем констатировать только одно. Древний человек это совершил, и тем самым победил время, вошел в вечность, в которой мы видим сияющие наскальные рисунки художника, которого никто не учил быть художником, который был – первым. Это, как и многое другое, позволяет трактовать первобытное искусство как высшее проявление человеческого гения на земле.

 

Вопрос 2

Культура и природа

Культура – это все, что создал человек. Природа – это все. что создал Бог. Возможно, Бог создал и человека как часть природы.

Тесная взаимосвязь культуры и природы особенно ярко проявлена в первобытном искусстве.

1. Культура – это тоже природный феномен, т.к. ее творец – человек – биологическое создание. Кроме того, человек творит на природном ландшафте, пользуясь ресурсами природы.

2. Культура – это и совершенствование природы, сотворение надстройки над природой

3. Создание культуры - это выход за границы биологической активности. Чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Подтверждение этому - древний миф об огне как первоначале культуры. Культура обладает значительной «избыточностью». т.к. на каждую потребность человека дает несколько ответов: показывает альтернативные программы поведения, формирует различные нормативно-ценностные системы.

 

Вопрос 3.

Первобытный синкретизм

Синкретизм (с греч. synkretismos – «соединение») - это основная характеристика первобытного искусства. Художественная деятельность - органическая потребность человеческой психики, самовыражения человека.

В сознании древнего человека – сформировался первобытный синкретический комплекс фантастического, воображаемого и реального.

Юнг в своей теории о коллективном бессознательном, опираясь на первобытный синкретизм, воссоздавал первобытные первообразы – архетипы (архее – начало, типос – образ).

Шпенглер утверждал, что человечество первобытной эпохи еще не создало цивилизацию – древние люди оставались еще на стадии культуры. Следовательно, «живые соки культуры еще не выделились в мертвые цивилизационные формы».

Синкретизм мировосприятия первобытного человека определил все его виды верований, культов, религий, и древнего религиозно- мифологического мышления.

Вопрос 4.

Формы религиозно-мифологического мышления

І. Вступление.

Всего начитывается восемь основных форм религиозно - мифологического первобытного сознания: анимизм – тотемизм – фетишизм – магия – табу – культ предков – шаманизм – мифология.

Именно на этих формах первобытного религиозно-мифологического сознания и формируются архетипы.

 

ІІ. Главная часть.

1. Анимизм (аnimа – душа) – вера в душу животных и людей, вера в духов, одухотворение явлений природы.

Тейлор выделяет два направления развития анимизма:

1) наблюдение за болезнью, смертью, трансом, когда душа покидает тело, и → можно наблюдать жизнь души после смерти тела, явление переселение души

2) персонификация явления окружающей действительности привела к вере в духовные силы природы. что позже вызвало → политеизм (многобожие, язычество); духи земли, воды, воздуха, огня представали в образах живых существ - гномы, русалки, эльфы, домовые, лесовики…

Анимизм предполагал гармонизация отношений Человека и Природы, напоминал об их единстве.

Пример: беседа ученого с вождем индейского племени в 1854 – его речь была такой: «Земля не принадлежит человеку – человек принадлежит земле».

Юнг утверждает, что сознание человека тогда, в первобытную эпоху було слишком мало, так как оно проектировалось на природу, и делало это жизнерадостно. Сложность души человека постепенно росла пропорционально современной утрате одухотворенности природы, что привело, в свою очередь, к проблемам экология.

Проявление анимизма в современности – остатки язычества.

 

2. Тотемизм (с индейского языка обозначает «его род») – поклонение определенным видам животных или растений, вера в генетическую связь человеческого рода с животными, растениями или фантастическим духом.

Это поклонение более всего приятно тотемному духу через обряды, молитвы, танцы, табу…

Нельзя есть тотемного животного, но это можно делать только при определенном ритуале – жертвоприношении. Кровь тотемного животного – символ единения клана людей с божеством. Позже тотемизм перешел в культ животных.

Проявление этой древней формы мышлении мы видим до сих пор – в гороскопах.

 

3. Фетишизм - вера в сверхприродные способности искусственных предметов (амулеты, талисманы).

 

4. Магия - стремление повлиять на внешние события определенными символами или действиями: обряды, ритуалы.

Сферы влияния магии: производственная, лечебная, предохраняющая, военная, метеорологическая.

Джон Фрезер выделил два принципа магического мышления:

1) принцип подобности: подобное рождает подобное, следствие имеет отпечаток своей причины (= имитативная Магия)

2) принцип контакта: вещи, которые взаимодействовали, продолжают контактировать независимо от времени и расстояния (контагиозная Магия)

Самый известный в наше время культ магии - культ Вуду, сопровождается учением вудуизм. Их магия основана на вере, что от силы вражеской может защитить только большая сила, следовательно, это → колдуны с ночным человеческим жертвоприношением, используются техники «зомби», приводящие к смерти) (до сих пор 90% населения Гаити поддерживают культ Вуду)

Магические элементы сохранились в культах всех современных религий, в психотерапии.

 

5. Табу – запрет, исходит от предостерегающей магии, «запрет» используют для того, чтоб не накликать несчастье.

Табу из первобытного мира перешло в современный мир, определяя все правила поведения, приличия, внешней культуры, мораль, нравственность, право. (Сравним: с. Аверинцев говорил, не может существовать любовь без табу, без определенного самоограничения, и только это позволит отличить «выбор» от «позыва»).

 

6. Культ предков – создавался на основе магии и с верой в потустороннюю помощь умерших родственников.

Культ предков сформировал все современные похоронные и поминальные обряды.

Культ предков стал первобытным способом осмысления генетического кода человечества, ибо до сих пор генетические связи людей являются неизвестной информацией о наших предках.

 

7. Шаманизм – основывается на деятельности шамана, на синтезе анимизма и магии в его поведении и заклинаниях

Шаман - это знахарь (с языка эвенков). Он вяляется посредник между людьми и духами

Вселенная включает в себя три мира: (миф о «Мировом дереве» хранится во всех мировых мифологиях разных древних народов):

- верхний мир – добрые духи + божество

- средний мир – люди

- нижний мир – злые духи и души умерших

Задачи шаманов –осуществлять просьбы у духов об удаче в охоте, совершать проводы душ умерших, совершать целительство заболевших соплеменников

Обряд общения шамана с духами назывался «камлание».

Шаман осуществлял также обряд инициации: у всех переходных возрастов была своя особая инициация. Особая инициация была и у шаманов – посвящение в шаманы происходило в процессе посещение дерева умерших предков, где шаман заключал брак с духом

К. Леви-Строс: «Шаманство невозможно без гравитационного поля магии, а оно создается тремя вещами: 1 - верой шамана,2 – верой больного и 3 - доверием социума».

Шаман в первобытном обществе выполнял функцию сохранения памяти племени, его мифологии и эпоса.

 

8. МИФОЛОГИЯ - общая, синтезирующая форма религиозно-мифологического мышления, проявляет связь со всеми предыдущими формами религиозного сознания.

Мифология как особенная форма освоения мира базируется на изучении и создание древних картин бытия.

Изучением древних мифологий занимались ученые Кассирер, Леви-Строс, Лосев, Аверинцев, Голосовкер, Фрейд, Юнг, Элиаде.

Самое короткое определение мифа: Миф – это Закон. Это то, что происходит всегда и везде, у всех времен и народов.

Мифология - это философия истории первобытного общества.

Сущность мифа – это способ осмысления природы и социума, это стремление гармонизировать свои отношения с миром.

Центральные образы первых мифов на земле: мировое дерево, мировое яйцо, планеты, звезды, стихии (вода, огонь), животные, фантастические существа.

Герои мифов: боги – духи – люди.

Стержневые, сквозные сюжеты древней мифологии: сотворение мира, путешествие в потусторонний мир, потоп, история близнецов.

Разные концепции ученых по-разному определяет основу мифологии и мифов.

1) Мифы – это особенности истории и этнографии племени

2) Мифы – это отражение структуры психологии древнего человека = архетипы = коллективное бессознательное = карта человеческой психики (Юнг)

3) Мифы – это высшая познавательная способность ума, это имагинация (творческое воображение), которая рождает гениальное проявления человеческого познания (а не логика, не последовательность, не систематичность!). Мифология – это творение человеческой фантазии, при котором реципиент тоже включает свое воображение и познает таким способом мир вместе с творцом мифологии. Формальные законы логики в мифологии теряют свое значение, атмосфера мифа их затмевает, но они все же - есть. И поэтому в истории человечества существует определенное разнообразие способов интеллектуального освоения (Голосовкер).

Развитие мифологии привело к формированию разных форм словесного творчества (эпос, драма, сказка, легенда), а позже – к возникновению литературы.

Современное мифологическое мышление продолжает свое мифотворчество и в наши дни.

ІІІ. Заключение по данному вопросу.

Представленные выше восемь форм религиозно-мифологического сознания базируются на первобытном синкретизме – неразрывном слиянии реального, фантастического и воображаемого.

Сознание современного человека. при всем его высокомерии по отношению к первобытному дикарю, совсем недалеко ушло от древнего сознания во всех его восьми религиозно-мифологических формах.

Творческое задание: привести примеры современного существования каждой из приведенных выше форм древнего сознания - NB

 

Раздел IV. Виды искусства

І. Вступление.

В первобытной культуре существовало два вида искусства:

- Статичное искусство - наскальная живопись

- Мобильное искусство – раскрашенные камни, статуэтки, украшения из камней и костей, музыкальные инструменты, мегалиты

ІІ. Главная часть. Виды и формы первобытного искусства:

1. Наскальная живопись

2 Скульптура

3 Культовая посуда – гончарство

4 Маски

5 Резьба

6 Рельефы

7 Архитектура

8 Татуаж

9 УНТ

10 Мифология

11 Ритмы: танцы – музыка – пластика

12 Оттиски - штампы

 

Рассмотрим каждый из всех этих 12-ти видов первобытного искусства в отдельности.

 

1. Живопись: древняя первобытная живопись и рисунки.

А) Палеолит. Древняя живопись по времени появилась на земле раньше архитектуры, примерно в верхнем палеолите около 30 тысяч лет назад. Последовательность развития форм первобытной живописи в период палеолита:

- рисунки на земле

- пещерная живопись – первые петроглифы (наскальные рисунки), сначала это был только контур, потом его стали закрашивать внутри черной или красной краской

- потом появились детали рисунка, например: шерсть на изображении животных, изображенные косыми штрихами

- позже появились дополнительные цветовые оттенки

- потом возникает светотень (!)

- иногда на линиях наскального рисунка виден продавленный рельеф в стене

-расцвет первобытной живописи – ХII тыс. лет до н. э.: ко всему вышеперечисленному, открытому впервые древними художниками, добавились объем, перспектива, цвет и динамика (движение)

- в конце палеолита (начало мезолита) живопись утратила свое жизнеподобие (реалистичность) и вернулась к началу, к схематизации, к линиям, к точкам и геометрическим фигурам, к символическим знакам и орнаментам

В мире существует несколько палеолитических пещерных галерей. Всего их найдено около 120). Самые известные из них, в которых созданы музеи:

пещера Ла Мадрен (Франция)

пещера Альтамира (Испания)

пещера Ласко (Франция) – сейчас там музей первобытной живописи, это была случайная находка крестьянских мальчиков под корнями упавшего дерева в 1940)

Первобытную наскальную живопись характеризуют так: яркость образов, наивная чистота, сила и правдивость, первобытный реализм.

Можно выделить три основных периода в развитии первобытной наскальной живописи периода палеолита:

- Линеарное искусство (орнаментальное, символическое, нереалистическое)

- Пластическое искусство (в формах жизни, реалистическое)

- Абстрактное искусство (возврат к первому этапу схематизма и символизма)

Б) Мезолит. Пещерная живопись в мезолите – это среднекаменный век (ХII – VIII л. до н. э.)

На земле изменился климат, исчезли некоторые виды животных, начало свое развитие рыболовства, появились новые виды орудий труда, лук и стрелы, произошло приручение собаки как первого домашнего животного

В эпоху мезолита ярко развивается абстрактное искусство наскальной живописи, к которому древние художники пришли в конце эпохи палеолита. Формы абстрактного искусства были такими:

- фигуры людей изображались в движении

- появились многофигурные композиции, сцены охоты

- появились новые краски (секрет состава до сих пор неизвестен: в красках есть яичный белок, кровь, мед и еще что-то неизвестное)

- проявилась экспрессивность в изображении сцен охоты: на бегу, летящие стрелы, раненные животные, столкновения племен

- появилась детальность в изображение сотни персонажей

- человек изображался в движении, фиксировались все позы, действия, без анатомических подробностей

В конце периода мезолита древние художники снова возвращаются к натуралистическому искусству, к первобытному реализму, к отражению жизни в формах самой жизни.

В) Неолит. Пещерная живопись эпохи неолитической революции (VII – IV тыс. до н.э.)

В эпоху неолита развивается имажинативное искусство:

- живопись становится более схематичной и условной, что-то обозначающей и символизирующей

- небрежность изображения

- геометрические фигуры

- изображение оружия

- средства передвижения человека (лодки)

Г) Орнамент - эта форма искусства развивалась во все периоды первобытного искусства, от палеолита до неолита:

- в орнаменте изображались геометрические фигуры: круги, спирали, волнистые линии

- это было источником первобытного символизма и абстракционизма

- значение древних орнаментов неизвестно до сих пор

(Гипотеза: например, один из орнаментов мог повторять рисунок самой природы на срезе бивней мамонта)

 

2. Скульптура

- статуэтки «Палеолитические Венеры» = обобщенный образ женщины-матери – богини – вождя племени - хранительницы очага

- скульптура – камень «Медведь» - символ плодородия. Самая древняя скульптура на земле

 

3. Культовая посуда

Великое открытие неолита – огнеупорная глина.

 

4. Маски

Маски имели ритуальное значение.

5 – 6. Резьба, рельефы

Вырезанные на камне или на стенах пещер линии часто потом сопровождались рисунком.

7. Архитектура

Стройматериалом для древней архитектуры стали мегалиты – огромные природные камни. Из них древний человек сооружал непонятные архитектурные строения, непригодные для жизни, скорее всего, предназначавшиеся для исполнения различных ритуалов и общения с богами.

Три формы первобытной каменной архитектуры:

- менгиры – 1 – мегалиты по одному на равном расстоянии выстраилась вряд

- дольмены – 2, 3 + 1 – два или три мегалита ставились рядом, а сверху накрывались еще одним камнем, как перекладиной

- кромлехи – много – множество мегалитов выстраивались по кругу. Накрывались сверху каменными перекладинами (стоунхедж)

Предназначение такой архитектуры вызывает разные гипотезы:

- культ предков

- пребывание душ умерших

- освоение человеком пространства: разделение его на внешнее и внутреннее

Среди сооружений первобытной архитектуры были лабиринты. Например, на Соловецких островах найдено 33 древних лабиринта, датирующихся II тысячелетием до н. э. Иногда лабиринты строились в форме спирали.

Загадка: похожесть и подобность схем, изображений лабиринтов на Тибете, Аргентине, на глиняных табличках Шумера, сооружения на Кольском полуострове.

 

8. Татуаж

Это слово пришло из полинезийского языка (острова за Австралией). Татуаж был знаком рода, племени, социального статуса.

 

9. УНТ – устное народное творчество

- песни, речитативы

- гимны божествам

- заговоры

- роль невербальных элементов

- комплекс сакральных текстов (н-р: «Веды»)

 

10. Мифология ( см. предыдущий вопрос)

 

11. Ритмы

а) музыка

- инструменты: костяные, дудки и флейты, сопилки, барабаны, бубны

- человеческий голос

- под музыку → обрядовые практики (шаманство, терапия, исцеление)

б) танцы, пластика творили «хореографию» каменного века

- коллективные (инициация)

- центр танца – солист-шаман

- танец – кульминация обряда

- экстаз – особенность танцев

- танец как подражание тотему

- танцоры – это актеры первобытного театра

 

12. Оттиски

- на влажной глине

- при помощи штампов

- из кости

- из дерева

- из раковин

 

ІІІ. Вывод по данному вопросу:

Роль и значение первобытного искусства невозможно переоценит. Древний художник и творец создавал искусство впервые на земле, его некому было научить. Все первобытное искусство – это сплошное перво-открывательство. Это чистое проявление человеческого гения, без традиций и заимствований, без повторов и эпигонства.

Зачем древний человек начал творить «бесполезное» искусство?

Научившись создавать изображения, человек приобрел некоторую власть над временем, он победил время и вошел в вечность. Давно истлели кости нарисованного мамонта в древней пещере, а его изображение живет до сих пор, и в нем обрел свое бессмертие первобытный художник.

Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается на протяжении всей истории человечества.

Раздел V. Культура протословянских




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.