КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цивилизация. Понятие и структура.
Цивилизация- гражданское общество, где господствует свобода, справедливость, правовой строй (по словам французов). Морган, а за ним Энгельс опред.цивилизацию как стадию развития человеческого общества, наступившее после «дикости» и «варварства» и характерной порядочностью строя, возникновение классов, государства и общества. Цивилизация (по Шпенделю) – фаза заката исторического типа. Термины цивилизации: -широкий (мировая цивилизация-этап в истории человека, характ.опред.уровень потребностей,способностей, знаний, техническим и экономическим способам производства, строем политических и общ-х отношений, уровнем развития духовного госпроиз-ва. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение (саморазвитие человечества) Этапы мировой цивилизации: - неолитическия цивилизация - ранне-классовая цивилизация (Индия, Китай) - античная (Греция, Рим) - феодально-капиталистическия цивилизация - индустриальная цивилизация - постиндустриальная цивилизация. Структуру цивилизации можно представить в виде пирамиды, кот. По вертикали делится на пять этажей, каждый из которых включает ряд взаимод. элементов.
1. Основой фундамента пирамиды цивилизации служит человек, а именно семья (в ней сохр. И воспр.генотип человека, форм. И удовл, основные жизненные потребности, преобретаются навыки, форм. Интересы и воля) Совокупность семей образуют народонаселение, развивающиеся по определенным законам. Общая численность населения, темпы роста во многом определяют уровень развития общества и накапливающиеся в нем противоречия.. 2. Производ.силы выражает совокупность использованных технологий, принципов и форм организации и естественных признанных сил (прир.ресурсы). На первых стадиях развития общества была мускульная сила человека, затем животных. Почти полная подчиненность человека к природе. Далее более сложное орудие труда, при переходе к одной цивилизации технологич. Способ производства. В рамках данного способа пр-ва происходит смена технологических укладов. Ступени развития техники отражают материализацию знаний человека и в свою очередь открывают новые просторы в развитии производства. 3. Экономический способ производства каждой цивилизациисвойственные соотношения элементов производства и отраслей экономич. Отношений. Неолитич.цивилизации характерны: натуральный обмен, упоравление трудовой деятельности при первичных формах производственного труда. В каждую эпоху сущетвуют разные рыночные уклады. 4. Этот этап выражает сложный строй общественных отношений. Социальный- отношения между людьми, классами, этносами. Этнический- отношения между народностями. Политический- по поводу власти. Государственно-правовые – отражаются в формах власти и реализуют систему правовых норм. 5. Формируется тогда, когда человек смог отделить себя от окружающего мира, осознать свое место и целенаправленно исполнять эти знания для самовыражения и развития.
ВЫВОД:
Любая цивилизация переживает свое развитие в возрождении, рассвета, кризиса – можно искать в человеке в его потребностях, навыках.
ЛЕКЦИЯ №2 РАННЕКЛАССОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1. Общая характеристика раннеклассовой цивилизации (бронзовый век) Если в полит. Был переход к воспороизведению экономики, то глубочайшие изменения, характеризуют следующий этап развития общества, связанного с появлением частной собственности, классов и государства, Общинная собственность была необходимой формой присвоения своих основных средств пр-ва для небольших общин. Обеспечивала их выживание, медленный процесс в условиях высокой неопределенности к изм.природы, низкой произв-ю труда, отсутствие прибавосного продукта, а теперь она превратилась в тормоз прогресса. Работники использовали более эффективные технологии, регулировали производство прибавочного продукта, не хотели делить результаты своего более плодотворного труда с другими членами общины. Важнейшим стимулом эффективности труда стала ч\с, передаваемая по наследству членам семьи. Ч\с возникла из общины в 2-х основных формах: И верхушка территории общины и племени, контролировала в своих руках распоряжаться лучшими землями, стадами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой(сила авторитета). Формир.класс экслуататоров из племенных воздей, жрецов, воскочальщиков. На прилегающей полосе развивались мелкие частные собственники: земледельцы, скотоводы, ремесленники, которые присваивали часть им-ва, которое раньше использовалось непосредственно для пр-ва. Они использовали скрытые формы эксплуатации (становились должниками, а иногда и сами попадали в долговое рабство). Мелкая частная собственность сочеталась с общиной: совместными вывозами д\скота, совместный выпас семян и т.д. Особенностью эк.отношений раннеклассов. Цивилизации было превращение в объект собственности человека (рабов) военнопленных и попавших в рабство соплеменников. Со временем рабский труд стал приносить прибавочный продукт (рабовл.хоз-во широко распр-сь), но оно не было экон.основой ранним главным признаком раннекл.цивилизации.Осн.доля приб.продукта присваивала и производилась трудом крестьян и ремесленников, а так-же зависимых работников. Другая особенность экон.строя раннекл.цивилизации- нерархичность отношений собственности. На вершине-правитель, деливший власть со жильцами.Развитие обмена потребовало создания всеобщего эквивалента, которым находило выражение ценность всех товаров. Испробовав множество претендентов на эту роль, человечество в эпоху бронзы закрепило функции: стоимости, средство накопления закрепило за металлическими деньгами, золотом и серебром. Усложняется структура воспроизводства, возросла его организованность, - этого требовала логика регулирования орасительных систем в долине крупных рек. Возникает система воспроизводства на нескольких уровнях: 1. НИЗАВОЛ – ремесленно скот.семья Соседская община 2. РИНОНАЛЬНЫЙ 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Сложился устойчивый рынок, но вкл.куплепродажу рабов формир.потоки между странами, был достигнут скачок в повышении эффективности труда, рост различных ремесел, возникло много профессий. Процесс дифиренциации видов деят-ти дает возможность каждому преобретать навыки, добиваться более высокой эффективности. Весьма сложные экономические отношения основаны на ч\с, принудительном труде, имущественнгом неравенстве, эксплуатации не могли поддерживать и институтами общинного самоуправления и нормами нравственности. Сперализация аппарата государства, которая вып.функции внутреннего регулирования и защиты, опираясь на узаконение норм права. Произошло 5-е крупное общественное разделение труда (1-неолит.революция, 2- отделение ремесла от с\х 3-строительство. Выделялись группы людей, которые на профессиональном уровне выполняли функции государства и поддерживали нормы права (фараоны, придворные, судьи, полицейские и т.д.). Государство взяло на себя и некоторые экономические функции (организация строительства- пирамид, храмов, защита собственности и т.д.). Наиболее богатые люди в государстве могли приглашать архитекторов, скульпторов, танцоров. Были заложены основы естественных и прикладных наук. Предпосылкой всех этих перемен стали изменения в самом человеке.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |