КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация правовой сферы
В нашей стране руководством различных уровней управления уделяется значительное внимание развитию областей применения ИС и ИТ в юридической деятельности. Конкретные черты государственной политики в области правовой информатизации определены следующими основными факторами: - созданием соответствующей нормативно-правовой основы; - целевым направлением ресурсов в сферу проблем государственной правовой информатизации. В рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач основными направлениями информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации является: - информатизация правоохранительной деятельности; - информатизация правотворчества; - информатизация правоприменительной деятельности. Кратко охарактеризуем эти направления. Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью информатизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др. Информатизация правотворчества предусматривает: - оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для рассматриваемой деятельности; - выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством; приведение законодательства в соответствие с вновь принятыми нормативными актами; - своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм; - совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов; - совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных ИТ. Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права. Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных ношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных ИТ. Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных pработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения: - о правонарушителях и преступниках; - владельцах автомототранспортных средств; - владельцах огнестрельного оружия; - событиях и фактах криминального характера, правонарушениях; - похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата, а также другая подлежащая хранению информация. Службы и подразделения ОВД характеризуются данными о силах и средствах, которыми располагает орган, и о результатах их деятельности. Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений, при принятии практических мер по бор преступностью и правонарушениями. Кроме указанных сведений широко используется научная и техническая информация, необходимая для совершенствования деятельности ОВД. Используются и информационные системы, предназначенные для решения хозяйственных задач, так и специализированные информационные системы. Финансовые системы предназначены для проведения финансового анализа и прогнозирования, контроль бюджета, бухгалтерский учет, расчет зарплаты и т.д. В кадровой работе применяются ИС для ведения личных дел сотрудников, анализа и планирования подготовки кадров и т.д. Основные направления информатизации правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Документы, создаваемые при этом, являются, как правило, нормативными актами. Их принимают различные государственные органы, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. В результате некоторые действующие законы и подзаконные акты могут находиться в противоречии между собой. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Научно обоснованная систематизация правовой информация позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей тратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принять меры по их устранению. Систематизация законодательства - это одно из средств совершенствования правового регулирования. Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространи правовой информации в стране. В последние десятилетия (начиная с 90-х гг. XX в.) осуществляется внедрение новых технологий в процесс учета и поиска правовой информации, который проводился в основном вручную. До недавнего времени для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен был осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск. В процессе замены на новые технологии, основанные на высокопроизводительной вычислительной технике и создании автоматизированных информационно-поисковых и справочных правовых систем, идет активное усовершенствование поиска правовой информации. Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из большого количества нормативных актов (это могут быть и десятки, и сотни тысяч отдельных документов). Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам (т.е. работа идет в режиме реального времени). Таким образом, создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов: - практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку по любой логике поиска информации; - оперативность получения требуемой информации и т.д. Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания В настоящее время информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных: - информация о деятельности Федерального Собрания РФ. Она представлена в базе данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающей ее регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммах заседаний Государственной Думы; стенограммах заседаний Совета Федерации; нормативных актах, принятых СФ; - информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ; - информация по законодательству - содержится в базах данных «Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран» и «Свод законов Российской империи 1908 г.»; информационно-правовой системе «Эталон»; справочной правовой системе «КонсультантПлюс»; информационно-поисковой системе «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственных и межправительственных документов СНГ; - экономическая и статистическая информация. Данный информационный блок содержится в базах данных: «Система показателей экономической реформы в РФ», «Экономические и социальные индикаторы России», «Статистика России», «Статистика территорий России», «Территория России в разрезе показателей», «Население Pоссии и национально-государственные образования РФ», «Статистика СНГ», «Мониторинг социально-экономических показателей России», «Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ», «Статистика правонарушений (информация МВД РФ)», «Политическая карта России»; - справочная информация содержит данные по законодательными исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных «Информация об общественных объединениях граждан РФ»; - информационные сводки РИА «Новости», «Известия-телемир», агентства «Интерфакс», оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы. В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки. В целях совершенствования информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовое управление Аппарата Государственной Думы и НПП «Гарант-Сервис» разработали серию прикладных программ, которые объединены под общим заголовкам «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности». Она содержит прикладные разработки в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы: - шестиязычный юридический словарь; - тезаурус EUROVOC (русская версия); - словарь законодательных дефиниций (содержит определения терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций); - алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ; - сборник образцов документов Государственной Думы (стандартные образцы документов, используемых в законодательном и процессе); - база данных «Законопроекты» сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным досье, содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д. Специалистами Аппарата СФ совместно с другими организациями разработан ряд программно-информационных решений по обеспечению деятельности СФ. Среди них подсистемы: - «Парламентские процедуры и регламент» - включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран; «Планирование» - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив СФ; - «Заседания Совета Федерации» - включает базу данных стенограмм заседаний СФ; база данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации; - «Законопроект» — содержит паспорт закона, текст законопроекта; - «Законодательство» - включает архив нормативных правовых документов России до 1917 г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ, постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и зарубежных государств; - «Контроль» - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в СФ и контроль выполнения законопроектных инициатив; - «Статистика» - содержит систему показателей экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС «Экономика России», периодичность - год, квартал, месяц, декада, сутки); статистическую информацию по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов; - «Регион» - обеспечивает мониторинг социальных, экономических политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели экологии; периодичность - месяц); - «Общественно-политические партии и движения» - содержит базу данных по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации; - «Электронные справочники» - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.; - «Аналитика» - создана в целях информационно-правового обеспечения поддержки анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработки неструктурированной текстовой информации и др. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ Характерной особенностью информационных процессов, возникающих между Центром и регионами в процессе законотворческой деятельности субъектов Федерации, является ведущая роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации peгионов, но и в контроле развития законодательства субъектов Федерации Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы самого министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. При этом на Министерство юстиции РФ возложена функция проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. За год такая юридическая экспертиза проводится приблизительно по 5 тыс. актов. В связи с этим важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловливает потребность пользователей правовой информацией в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по представлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ. В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (как и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США. Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. В перспективе проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены не обходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. Создается рабочая станция и на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, которой в соответствии со своими обязанностями, является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ. Научный центр правовой информации при Минюсте Pоссии (НЦПИ) осуществляет сбор и обработку правовой информации, создает правовые базы данных и поддерживает их в контрольном состоянии. На базе документов, поступающих из федеральных органов государственной власти, НЦПИ сформированы полнотекстовые базы данных правовых актов «Фонд» и «Эталон». Ведутся работы по созданию единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, центральным узлом которой является НЦПИ. К основным задачам системы относятся: - обеспечение компьютерной обработки правовой информации в органах юстиции, - предоставление доступа к базам данных по законодательству, поддерживаемым в НЦПИ, - создание автоматизированных рабочих мест, - ведение электронных банков данных и реестров, - другие задачи и функции. В начале 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон», а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сегодня программный компплекс «Эталон Плюс» представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству В него входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии. В 2001 г. во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. №904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Министерством юстиции Российской Федерации разработана автоматизированная подсистема «Федеральный регистр» единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения. Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему. Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |