КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности
Концепция информатизации судов общей юрисдикции. Уровень информатизации судов был достаточно низок (так, парк устаревших компьютеров в среднем составлял 64 %), что не позволяло внедрять и реализовывать информационные технологии для выполнения необходимых видов деятельности. Проведенные мероприятия способствовали некой изменению ситуации к лучшему, но были также явно недостаточным. В частности, в 2001 г. в судах общей юрисдикции менее 25% рабочих мест судей и работников аппаратов судов было оснащено компьютерами, практически отсутствовали локальные вычислительные сети. Имеющиеся в судах разрозненные и устаревшие средства вычислительной техники не позволяли осуществлять оперативное информационное обеспечение судов и обмен информацией. Доступ судей и работников аппаратов судов к базам данных по действующему законодательству и судебной практике был затруднен. Информатизация судебной системы в целом была на низком уровне. Становятся особо актуальными проблемы телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти, адвокатурой и правоохранительными органами Российской Федерации. Принципиальным направлением развития информатизации судов было создание Государственной автоматизированной системы «Правосудие» (ГАС «Правосудие»). Данная система была представлена как базовая в Концепции информатизации судов общей юрисдикции, утвержденной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75. Первый этап создания ГАС «Правосудие» Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система. Она предназначена для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и должна обеспечить информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации. Целями создания ГАС «Правосудие» являются: 1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов. 2. Сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи. 3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации. 4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний. 5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел. 6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента. 7. Обеспечение оперативного доступа судей и работник аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике. 8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики. 9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сфеpax обеспечения судебной деятельности. 11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент. 12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента. 13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. 14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие». 15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России. 16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие», 17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями. Для реализации указанных целей разрабатываются и модернизируются функциональные и обеспечивающие подсистемы: "Административное управление"- подсистема информационно-аналитической поддержки управленческой деятельности на базе корпоративной сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей судов и Судебного департамента, а также АРМ помощников-аналитиков. Подсистема включает в себя программно-информационный комплекс со сводными данными судебной статистики, отчетными данными по всем аспектам обеспечения деятельности судов, справками с оценкой эффективности работы судов и органов (подразделений) Судебного департамента. При этом обеспечивается анализ предыстории, оценка текущего состояния, перспектив развития судов и системы Судебного департамента во взаимодействии с соответствующими функциональными подсистемами ГАС "Правосудие". Программно-информационный комплекс подсистемы содержит экспертные оценки по проблемным вопросам с выявлением ситуаций, требующих принятия безотлагательных управленческих решений. Включает в свой состав электронный справочник руководителей судов и Судебного департамента, обеспечивающий оценку динамики результатов их деятельности и сравнительный анализ эффективности работы отдельных судов (подразделений Судебного департамента). Финансовый контроль своевременного получения и эффективности целевого использования ресурсов в системе Судебного департамента и судах общей юрисдикции (комплекс "Контроль") является важнейшей составной частью подсистемы. "Организационное обеспечение"- подсистема информационной поддержки задач, связанных с организационным обеспечением деятельности судов и органов Судебного департамента. В подсистеме организуется обобщение данных контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживаются в актуальном состоянии справочные данные о пользователях судебной информационной инфраструктуры. Эти данные включают в себя, в частности, наименования судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, факс, электронную почту, каталог доступных информационных ресурсов и другую служебную информацию. "Право" - подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики. "Финансы" - подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Доведение до мест выделенного объема финансирования, расчет заработной платы. Подсистема содержит средства специализированного программного и информационного обеспечения задач финансирования судов и органов Судебного департамента, формирования бюджета и контроля его исполнения. "Кадры" - подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе. Решение задач социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и государственных служащих. Ведение баз данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование". "Судебное делопроизводство и статистика" - подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов. "Банк судебных решений (судебной практики)" - подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций и обеспечения санкционированного доступа к информации банка со стороны различных категорий пользователей. "Видеоконференцсвязь"-подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи. "Судебная экспертиза" - подсистема автоматизированного доступа к информации по вопросам судебной экспертизы. "Документооборот" - подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа. "Ведомственная статистика Судебного департамента" - подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов. "Обучение" - подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки программ профессионального образования с использованием компьютерных средств дистанционного обучения. "Общественные связи" - подсистема мониторинга информационных ресурсов СМИ государственных органов, учреждений и организаций, в том числе иностранных, подготовки и информирования органов Судейского сообщества, СМИ и граждан России о функционировании судебной системы и проблемах судов. "Материально-технические ресурсы"- подсистема автоматизации контроля за состоянием материально-технических ресурсов и планирования потребностей в них судов и системы Судебного департамента. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах департамента. "Обращения граждан" - подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременности рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан. "Международно-правовое сотрудничество"-подсистема автоматизации учета материалов международных проектов и контроля их выполнения. Обеспечение доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия. "Недвижимость" - подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости. "Судейское сообщество" - подсистема, обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов Судейского со общества (Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей, органов Судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). "Финансовый контроль" - подсистема, обеспечивающая информацией контрольно-ревизионные органы Судебное департамента. Помимо упомянутых подсистем в ГАС "Правосудие" включены типовые функционально-технологические подсистемы: - Информационно-справочная подсистема; - Интернет-портал ГАС "Правосудие"; - Подсистема отображения информации коллективного пользования; - Система обеспечения безопасности формации. В ГАС "Правосудие" предусматривается 3 информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что должно обеспечить баланс требований открытости информации и ее защиты. Создание защищенного контура предназначено для выполнения следующих функций: - закрытого электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа, технологии передачи меток конфиденциальности, технологии электронной цифровой подписи для авторизации и контроля целостности электронных документов, методов и средств криптографической защиты информации в сети; - защищенного электронного документооборота для обмена данными между объектами ГАС "Правосудие" в субъектах Российской Федерации; - официального оперативного информирования судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов; - официального оперативного информирования судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти; - информационно-аналитической поддержки судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на основе информационно-аналитических ресурсов соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме ''Оn-line","Off-line" и предоставляющих информацию в виде электронных документов. Ведомственный контур должен обеспечиваться отсутствующим в настоящее время звеном - ведомственной системой связи, которая совместно с Интернет представлена в технических требованиях на ГАС "Правосудие" в качестве подсистемы связи и передачи данных (ПСПД). Существующие технологические решения по созданию подобных систем строятся на принципах формирования мультисервисной транспортной системы связи, позволяющей использовать одни и те же каналы для передачи всех видов данных, голоса и видеоинформации. Публичный контур обеспечивается всемирной информационной сетью "Интернет" и ее услугой - "электронной почтой". Данное направление поддерживается комплексом мероприятий, проводимых Судебным департаментом и его территориальными органами, судами областного и районного уровней. Основу данного контура в настоящее время составляет "Электронная почта" и отдельные технологические решения по обеспечению видеоконференцсвязи. В результате реализации Программы: разработан системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов, заложена основа для формирования единого информационного пространства всех федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и материально-технической базы ГАС «Правосудие», созданы условия для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики и банков судебных решений, обеспечено представительство судов общей юрисдикции в Интернете. Второй этап создания ГАС «Правосудие». Следующим этапом ГАС «Правосудие», в свете федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583, должно стать создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского правосудия. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС «Правосудие» и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации должны привести к повышению доверия граждан судебной системе России в целом. В целях обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» и информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента в 2007-2011 годах выполнены следующие основные мероприятия: - обеспечение функционирования ГАС «Правосудие» и ее использования во всех судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента; - формирование, сопровождение и обеспечение авторизованного доступа к информационным ресурсам судов общей юрисдикции, банкам судебных решений; - формирование постоянно действующей системы эксплуатации и технического обслуживания, ремонта, восстановления программно-технических средств; - развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС «Правосудие» и мероприятий с целью соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации; - кадровое обеспечение функционирования и развития ГАС «Правосудие».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |