Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка погрешности приближенного решения

Итак, пусть получена некоторая минимизирующая последовательность и пусть мы завершили итерационный процесс в точке .

Как оценить близость полученной точки к неизвестному решению исходной задачи

,

где .

Алгоритм такого оценивания вытекает из следующей теоремы.

Теорема 14.1. Для любой точки и любой функциивыпуклой на выпуклом множестве R справедливо неравенство

, (14.1)

где

.

Д о к а з а т е л ь с т в о. Воспользуемся теоремой (12.5), в силу которой для любой пары точек и выпуклой функции имеет место неравенство или . Таким образом, можно утверждать, что для любой точки справедлива цепочка соотношений:

.

С другой стороны, для любой точки выполняются условия:

, и

или . Тогда, если вместо ограничений исходной задачи использовать в качестве ограничений только что полученные неравенства, то мы будем иметь «более пухлое множество», содержащее в себе. Но тогда

.

Обозначая , получим

.

Теорема 14.1 доказана.

З а м е ч а н и е. Очевиден геометрический смысл доказанной теоремы. Её можно рассматривать как теорему об аппроксимации. А именно, на основании этой теоремы можно утверждать, что если мы начинаем итерационный процесс в допустимой точке , то наибольшее уменьшение минимизируемой функции не может быть больше уменьшения минимизируемой функции в линеаризованной задаче.

Линеаризованную задачу получаем заменой минимизации функции

минимизацией линейных членов разложения в ряд Тэйлора и заменой ограничений исходной задачи линейными неравенствами, полученными разложением в ряд Тэйлора функций и отбрасыванием всех нелинейных членов.

В заключении проиллюстрируем описанный метод возможных направлений на примере.

Пример 14.1. Решить задачу выпуклого программирования

 

где

,  

Выполним одну итерацию рассмотренного метода возможных направлений. В качестве начального приближения выберем точку =(2;0).

Определим индексные множества активных ограничений в точке :

=ø;

.

Поставим задачу выбора наилучшего подходящего направления в точке Х 0 как задачу линейного программирования с нормализацией №3:

.

Здесь - искомый вектор; - вспомогательная переменная; - градиенты соответствующих функций в точке , то есть векторы

.

Итак, имеем задачу в виде

Решим её симплекс-методом. Вначале, с целью уменьшения числа строк последующей симплекс-таблицы, перейдём к новым переменных по формулам

Далее, для приведения задачи к канонической форме, введём дополнительные переменные, заменяя величину с неопределённым знаком на разность двух неотрицательных переменных и преобразуем ограничения типа неравенств в ограничения- равенства. В результате этих действий наша ЗЛП запишется так:

Дальнейший процесс решения ЗЛП отражён в следующих симплекс-таблицах:

      С       -1      
N C P B A1 A2 A3 A4 A5 A6 t
    A5         -1      
    A6         -1      
            -1        
    A5             -1  
    A3         -1      
                     

 

Итак, задача решена за две итерации симплекс-метода и найден её оптимальный план , из которого получаем . Тогда вычисляем значения компонент вектора, указывающего наилучшее подходящее направление, а именно .

Таким образом, в результате решения задачи выбора в точке Х 0=(2;0) подходящего направления найден вектор S 0=(1;1). Построим луч, исходящий из точки Х 0 по направлению найденного вектора :

Определим длину шага в этом направлении.

Для этого найдём вначале то значение , при котором луч пересекает границу допустимой области R. То есть найдём положительные корни уравнений

,

а именно, уравнений

,

или . Отсюда найдутся корни

.

Таким образом, величина . Далее, определим значение , при котором функция достигает минимума по . Для этого приравняем к нулю производную этой функции по и найдём корень полученного уравнения:

Отсюда получим, что . Следовательно, искомое значение длины шага . Завершая итерацию, находим новую точку.

Первая итерация полностью выполнена.

Контрольные вопросы

 

1. Опишите общую схему вычисления длины шага в выбранном направлении поиска очередной точки минимизирующей последовательности.

2. Из какого условия вычисляется наибольшее значение длины шага?

3. Как определяется значение длины шага, обеспечивающего достижение наименьшего значения минимизируемой функции в данном направлении?

4. Какое число окончательно выбирается в качестве длины шага?

5. С какой целью рассматривается задача оценивания погрешности приближённого решения ЗВП методом возможных направлений?

6. Какой алгоритм оценивания погрешности приближённого решения ЗВП можно предложить на основании доказанной аппроксимационной теоремы?

7. Поясните геометрический смысл аппроксимационной теоремы.

8. Как осуществляется линеаризация исходной задачи при формировании задачи оценивания погрешности приближённого решения ЗВП методом возможных направлений?

9. Остаётся ли справедливым неравенство (14.1), если точка окажется точкой минимума функции в допустимой области R?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение длины шага в методе возможных направлений | Оптимизация на графах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.