КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные экскурсии по географии
Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируется конкретно-образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей). Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивании графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и др. явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того, они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в школьном краеведческом музее. В той местности, где нет специальной метеорологической службы, собранный школьниками материал наблюдений представляет ценность для административных и хозяйственных органов управления. Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека. Обучение географии в средней школе опирается на непосредственные представления учащихся о природе и хозяйственной деятельности человека, получаемые ими в процессе наблюдений. Географические наблюдения служат 1. источником знаний о природе и хозяйстве, 2. развивают наблюдательность, формируют практические знания и умения. Наблюдения – это целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в соответствующей обстановке (А.Е.Бибик). К наблюдениям относят опыты - это целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в искусственно созданных условиях. Опыты по содержанию
По месту проведения Классные Домашние Полевые На географической площадке.
По времени - Кратковременные – на урок или его часть, - Долговременные (выращивание кристаллов соли). По организации - Фронтальные – для всего класса, - Групповые – на закрепление материала, - Индивидуальные – для проверки знаний. По характеру деятельности - Иллюстративные – результат известен (определение минерала), - Эвристические – даётся тема и план, результат не известен, - Исследовательские – даётся тема и цель, остальное самостоятельно (измерение давления с высотой – 5-этажное здание даёт перепад в 2 мм.). Организация наблюдений: 1. постановка цели и задач, 2. отбор объектов и явлений, подлежащих наблюдению, 3. выявление сторон наблюдаемых явлений, 4. установление порядка и последовательности ведения наблюдений, 5. отбор фактов и их фиксирование, 6. выделение материалов, подлежащих обобщению, 7. формулировка результатов, выводов. Например – ведение календаря погоды, фенологические наблюдения, наблюдения за географическими объектами – рекой, оврагами. Созерцание окружающей действительности не может обогатить учащихся знаниями. Для этого необходима аналитическая работа, которую организует учитель. С этой целью учащимся даются конкретные задания, проверяется их выполнение, сравниваются данные наблюдения и т. д. Важно, чтобы учащиеся фиксировали данные в виде записей, схем, рисунков, графиков и использовали на уроке данные наблюдения. Учебные экскурсии по географии. К 6 классу ученики имеют уже значительный запас знаний об окружающем мире, полученных ими в курсе природоведения. И в последующие годы обучения наблюдения продолжают играть важную роль в пополнении представлений учащихся об окружающем мире. Однако на первое место выдвигаются наблюдения, проводимые под руководством учителя с учетом требований учебной программы по географии. Эти наблюдения проводятся на учебных экскурсиях и характеризуются систематичностью и целенаправленностью. Собственно, природные и хозяйственные объекты, находящиеся в их естественной среде, становятся средствами обучения только в том случае, если они используются в учебных целях, включаются в учебный процесс для достижения определенного педагогического результата. Например, во время осенней экскурсии, проводимой с шестиклассниками, учитель рассказывает о местности, демонстрирует расположенные на ней объекты, а затем учащиеся по единому плану изучают рельеф, слагающие его горные породы, водоем и т. д. В этих условиях склон речной долины, холм, обнажение горных пород служат средствами обучения. Значение экскурсий: 1. формируются содержательные и образные представления, 2. повышается интерес и внимание, активизируется восприятие, расширяют кругозор, 3. способствуют усвоению и запоминанию материала, 4. приобретаются навыки работы с приборами, 5. реализуется краеведческий принцип, 6. имеют профориентационное значение, 7. приближают учебный предмет к реальности. Виды экскурсий: По характеру – программные и внепрограммные (во внеклассной работе). Цель – дополнить и конкретизировать учебный материал. Задачи – организовать наблюдение географических объектов и явлений, ознакомиться с местными ландшафтами на их основе, усвоить общие закономерности развития природы, осветить природоохранные вопросы. Производственная экскурсии способствуют установлению связи между географией и производством, знакомят с местным предприятием, его экономикой и организацией, размещением и экономическими вопросами. Экскурсии в музеи и на выставки позволяют познакомить с культурой и бытом населения, историей развития края, воспитывают любовь к родному краю. Организация экскурсий: Проводятся перед изучением темы или в качестве закрепления материала. Обычно носят смешанный по дидактическим целям характер. Подготовительный этап проходит на предыдущих уроках и во внеурочное время. Необходима значительная предварительная работа. Класс разбивают на бригады по 5—8 человек. Каждую бригаду обеспечивают необходимым оборудованием, дают конкретное задание, знакомят с порядком его выполнения. Наблюдения учащихся за объектами требуют постоянного внимания учителя к их работе, а иногда и участия в ней. Учитель заранее готовит материал, карты, проходит маршрут, выбирает остановки, готовит вопросы. Составляет план экскурсии, готовит практические задания. Если экскурсия на предприятие, то предварительно посещает его, договаривается с экскурсоводом, знакомиться с историей предприятия. Учащиеся повторяют основные географические понятия и термины, знакомятся с методикой изучения, картами района экскурсии. Проведение экскурсии: 1. проверка готовности, инструктаж по технике безопасности, 2. общая консультация, вводная беседа, 3. работа на участках – сбор материала, описание объектов, 4. итоговая беседа – акцентируются основные цели экскурсии, 5. обработка материалов–домашнее задание–подготовка отчёта, коллекций. Проводятся преимущественно в учебное время. Комплексные экскурсии проводятся на базе межпредметных свяей (3-5 часов).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |