Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус оффшорных компаний




Оффшорная компания – это юридические лицо, зарегистрированное в специфическом территориальном образовании – оффшорной зоне, наделенным налоговым статусом. Личный статус компании – законодательство оффшорной зоны, однако оффшорные субъекты ведут свою коммерческую деятельность за пределами оффшорной юрисдикции. Льготы в отношении деятельности таких компаний не касаются их личного статуса, а только дополняют правовое регулирование. Простейшая схема оффшорных операций основана на универсальном принципе налогового законодательства: обязательному налогообложению подлежат те доходы и то имущество, источник которых находится на территории данного государства. Наиболее удобная форма организации оффшорных предприятий – акционерное общество. Одна из кардинальных особенностей законодательства оффшорных зон – принцип конфиденциальности имен владельцев и акционеров оффшорной компании.

 

ТЕМА 6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Внешнеэкономические сделки (ВЭС) - это сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Основные признаки ВЭС:

- коммерческая природа сделки, т.е. заключен в коммерческих целях, а не с целью индивидуального потребления;

- осложнение иностранным элементом, под которым понимается местонахождение предприятий сторон на территориях разных государств.

В МЧП издавна сложилось правило, что форма сделки починяется праву места ее совершения. Так в ч.3 Гражданского Кодекса РФ содержится сверхимперативная норма (ст. 1209 ГК РФ), согласно которой форма ВЭС подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права. Но форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статьей является российское право.

Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. не содержится правила относительно обязательно письменной формы ВЭС, и договор международной купли-продажи товаров может быть заключен и в устной форме. Однако государство, для которого письменная форма ВЭС является обязательным условием, может при присоединении к Конвенции сделать оговорку о том, что данная статья Конвенции не будет применяться. РФ сделала оговорку и положение Конвенции о необязательности письменной формы на нее не распространяется.

Внешнеэкономическая сделка может быть заключена путем составления либо одного документа, подписанного сторонами, либо путем обменами письмами, телеграммами и т.д., подписанной стороной, которая их направляет (оферентом). Согласно Венской конвенции 1980 г., чтобы предложение рассматривалось в качестве оферты, оно должно быть «достаточно определенным» (обозначен товар, количество, цена). Важным моментом также является вопрос о моменте заключения ВЭС. Если в качестве примера рассматривать договор международной купли-продажи товаров в тех случаях, когда к нему применяется Венская конвенция 1980 г. вопрос отпадает, поскольку в конвенции прямо указано, что договор считается заключенным в момент получения акцепта. Напротив, существующие правовые системы по-разному подходят к решению данного вопроса:

- в странах романо-германской правовой модели договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом.

- в англо-саксонских странах договор считается заключенным в момент отправления акцепта акцептантом (теория почтового ящика).

ВЭС обычно содержат несколько разделов, структура которых может меняться в зависимости от специфики товара и иных условий: определение сторон, предмет и гарантии исполнения контракта; цена, сроки, тара и упаковка поставки товара; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение; страхование товара; порядок разрешения споров и применимое право.

Особенностью правового регулирования ВЭС является тесное взаимодействие правовых норм различной системной принадлежности, т.е. норм международного и национального права. Большую роль в регулировании играют международные договоры, унифицирующие коллизионные и материально правовые нормы, также широко применяются международные обычаи и документы, нормы которых носят рекомендательный характер (ИНКОТЕРМС 2000, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА). Внутри национального права наблюдается взаимодействие норм различной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, финансового и гражданского права. В российском законодательстве необходимо отметить Конституцию РФ, ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.12.1995 г., а также ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».

К особенностям внешнеэкономических сделок относится тот факт, что применимое право могут выбрать как сами стороны на стадии заключения договора, так и суд при разрешении спора в случае отсутствия соглашения сторон о применимом праве. В первом случае реализуется так называемый принцип автономии воли сторон, широко применяемый в международном торговом обороте. Так, согласно п.2 ст. 1210 ГК РФ соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела, также стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Данное соглашение сторон имеет автономный характер в том смысле, что недействительность соглашения не влечет недействительности договора, а недействительность договора необязательно влечет недействительность соглашения. Во втором случае реализуются коллизионные нормы, закрепленные в нормативных актах. Поскольку стороны могут и не предусматривать применимое право, суду приходится решать данный вопрос самостоятельно на основе коллизионных норм. Применялись такие коллизионные привязки как закон места заключения сделки (существуют сложности из-за различия в понимании места заключения договора), закон наиболее тесной связи (в странах общего права), закона страны продавца (страны континентального права).

Необходимо отметить тот факт, что коллизионные нормы в сфере внешнеэкономических договоров рассматриваются как вспомогательные, вторичные по отношению к принципу автономии воли и поэтому применяются судом только в случае, если сами стороны не определили применимое право. В этом случае применяется закон наиболее тесной связи, т.е. к договору применяется право того государства, с которым он наиболее тесно связан. В российском законодательстве действует презумпция того, что таким является право того государства, в котором находится сторона, осуществляющая исполнение, имеющее решающее значение для договора. Однако необходимо помнить, что данная презумпция легко опровергается при наличии любого обстоятельства, указывающего на другое право как наиболее тесно связанное с возникшим правоотношением. Таким образом, закон наиболее тесной связи является основополагающим в регулировании внешнеэкономических сделок.

Наиболее распространенным видом внешнеэкономической сделки является договор международной купли-продажи товаров. Основным международным договором, регламентирующим отношения по этому договору, является Венская конвенция 1980 г. Нормы данной Конвенции носят диспозитивный характер, в ней участвует более 50 государств, в частности РФ. Однако она регулирует только заключение договора купли - продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. Данная Конвенция применяется в тех случаях, когда коммерческие предприятия продавца и покупателя находятся в разных государствах и эти государства участвуют в данной Конвенции, либо если в качестве применимого применяется право государства, участвующего в Конвенции.

Международный финансовый лизинг – это сделка, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями, одобренными другой стороной (лизингополучателем), заключает договор поставки с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает оборудование и вступает в договор о лизинге с лизингополучателем, предоставляя ему право использования оборудования в обмен на периодические платежи. Основным международным договором, регулирующим этот вид внешнеэкономических сделок, является Оттавская конвенция УНИДРУА 1988 г. о международном финансовом лизинге. Настоящая Конвенция применяется, когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах и при этом эти государства, а также государство, в котором поставщик имеет свое коммерческое предприятие, являются Договаривающимися Государствами, или, как договор поставки, так и договор лизинга регулируются правом одного из Договаривающихся Государств. Положения конвенции носят диспозитивный характер. Кроме того, она применяется к сделкам финансового лизинга на любое оборудование, за исключением того, которое должно быть использовано, в основном, для личных, семейных или домашних целей арендатора.

Суть международного факторинга заключается в финансировании одной организацией (фактором) экспорта другого лица (производителя продукции) при условии передачи последним фактору права на получение денежных сумм от импортера-должника. С целью урегулирования данного вида договорных отношений в 1988 в Оттаве была подписана Конвенция о международном факторинге (РФ не участвует). Данная Конвенция применяется, если сторонами по договору международного факторинга являются субъекты государств, участвующих в Конвенции. Ее положения носят диспозитивный характер, т.е. стороны могут исключить ее действие, но исключение конвенции может быть сделано только в отношении нее в целом, а не части. Кроме того, специально оговаривается, что при наличии национального законодательства, регулирующего обязательства по факторингу, государство может сделать оговорку о неприменении данной конвенции.

Во внешнеэкономических связях договором международного подряда обычно оформляются ВЭС, связанные с выполнением каких-либо строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских, монтажных, консультационных и информационных услуг в сфере научной организации и управления производством и других видов работ. По договору международного подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Отношения по международному подряду регулируются нормами национального права (главным образом коллизионными и гражданско-правовыми), нормами международных договоров и обычаями международного делового оборота, сложившимися в сфере подрядных отношений. ГК РФ подрядные отношения в целом подчиняет общим коллизионным правилам для договорных обязательств. Из международных соглашений следует отметить Общие условия монтажа и оказания услуг, связанных с поставками машин и оборудования 1973г.; Общие условия технического обслуживания машин и оборудования 1991 г.

 

 

ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Международная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Особенностью правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении являются высокий удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению с коллизионными нормами и наличие широкого комплекса норм внутригосударственного законодательства. Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении посредством норм международных договоров носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. Основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок и пассажиров. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий. В международных транспортных конвенциях можно выделить общие черты:

1) международная перевозка осуществляется на основании договора перевозки, оформляемым путем выдачи транспортного документа;

2) предусматривается ограниченный предел ответственности перевозчика, который отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, как правило, на принципе презюмируемой вины;

3) предусматривается претензионный порядок урегулирования споров между сторонами по договору перевозки и сокращенные сроки исковой давности.

При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления; при выдаче груза в конечном пункте - законом страны назначения, - если иное не указано в транспортном документе, выданном перевозчиком. Среди российского законодательства международные перевозки регламентируются таким нормативными актами как: Транспортный устав железных дорог 2003 г., Воздушный кодекс 1997 г., Кодекс торгового мореплавания 1999 г., ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2003 г.

В 1890 г. принята Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках грузов (МГК), в 1923 г. – Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК). В 1966 г. было заключено дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозке пассажиров, к которому имеются приложения, содержащие нормы об условиях международных железнодорожных перевозок. Объединяя все эти документы, в 1980 г. на конференции по пересмотру Бернских соглашений было принято новое соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ - Бернская конвенция о международных железнодорожных перевозках). Заключение договора перевозки оформляется составлением железнодорожной накладной, которая выступает в качестве товарораспорядительного документа. Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить. Перевозчик не отвечает также за несохранность груза при наличии обстоятельств, которые именуются особыми опасностями для груза. Бремя доказывания в первом случае лежит на железной дороге, а во втором – на грузовладельце. В отношении железнодорожных перевозок пассажиров и багажа различают ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также ущерб, выразившийся в утрате или повреждения багажа. КОТИФ устанавливает порядок урегулирования споров по договору международной перевозки грузов. Претензии и иски могут быть предъявлены: к железной дороге отправления, назначения или к железной дороге, на которой произошла утрата ил повреждение груза. Общий срок исковой давности – 1 год; при наличии умышленных действий перевозчика, по спорам о возмещении за реализованный груз и в других случаях - 2 года. Также предусмотрена возможность передачи спора на рассмотрение в арбитраж.

Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (МСПС), заключенные в 1950 г. применяются к перевозкам грузов и пассажиров между всеми государствами, возникшими на территории бывшего СССР.

Международные автомобильные перевозки грузов регулируются Женевской конвенцией (КДПГ) 1956 года, которая объединяет многие европейские страны, включая РФ. Конвенция регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца, заключивших договор перевозки груза, порядок приемки груза к перевозке и его выдачи в пункте назначения. Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр выдается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается у перевозчика. Накладная на перевозку груза является доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком. Подача исков, возникающие в результате перевозок, может происходить в течении 1 года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в 3 года.

Следующим важным международным договором является Таможенная конвенция о международной перевозке с применением книжки МДП 1975 г. Она предусматривает составление особого таможенного документа - книжка МДП (международная дорожная перевозка), содержащая манифест о транспортных грузах. Перевозка должна выполняться в запломбированных транспортных средствах, которые отвечают предписанным Конвенцией техническим требованиям, направленных на устранение злоупотреблений, возможных при прохождении грузами таможенных пунктов. При соблюдении перечисленных условий перевозка может осуществляться без таможенных досмотров в странах следования груза (числом не более трех) на основании таможенных формальностей, выполненных в стране отправления груза. Выдача книжки МДП осуществляется через национальные ассоциации автомобильных перевозчиков.

Также существуют Конвенция о дорожном движении 1971г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г., Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, которую в октябре 1997 г. заключили государства - члены СНГ

ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения» определяет международную автомобильную перевозку как перевозку транспортным средством за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозку транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию РФ. Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Российские перевозчики допускаются на этот вид перевозок только при наличии лицензии.

конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок и дополнения к ней: Гаагский протокол 1955 г., носящий универсальный характер; Гватемальский протокол 1971 г., который увеличил предел ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, и ввел принцип объективной ответственности перевозчика независимо от его вины; Монреальские протоколы N 1-4 1975 г., которые изменили расчетную единицу, используемую для исчисления пределов ответственности воздушного перевозчика, введя СДР вместо франка Пуанкаре, и подтвердили принцип объективной ответственности перевозчика. Согласно нормам данной конвенции международной перевозкой является всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или же перегрузка, расположены либо на территории двух государств - участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не участвует в Конвенции. Транспортными документами являются: в договоре воздушной перевозки груза - авиатранспортная накладная, в договоре воздушной перевозки пассажира – авиабилет, в договоре воздушной перевозки багажа - багажная квитанция. Центральное место в Варшавской конвенции отведено вопросам ограничения ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также за ущерб, повлекший за собой утрату или повреждение багажа и груза. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, если несчастный случай, повлекший ущерб, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке и высадке. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае уничтожения, утраты либо повреждения зарегистрированного багажа или груза, если ущерб причинен во время воздушной перевозки. Предусматривается претензионный порядок обращения и незаявление претензии к перевозчику лишает получателя груза или багажа права предъявить иск к перевозчику в дальнейшем.

Законодательство РФ: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.; Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" в редакции от 3 октября 2002 г.; Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные приказом Министерства гражданской авиации СССР от 3 января 1986 г.

Для морских перевозок также характерно регулирование в национальном законодательстве (Кодекс торгового мореплавания РФ 1993 г.), так в международной сфере в виде различных международных договоров (Брюссельские конвенции 1924 г. и 1952 г.; Афинская конвенция 1974 г. и др.) и в виде международного обычая (Йорк-Антверпенские правила об общей аварии в редакции 1994/2004 гг.).

На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: 1) трамповое (нерегулярное) судоходство, при котором судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях; 2) линейное (регулярное), при котором движение судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Этим формам судоходства соответствуют два основных договора перевозки грузов: перевозки по чартеру и перевозки по коносаменту. Последний регулируется прежде всего Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название Гаагских правил 1924 г. Россия присоединилась к Гаагским правилам в 1998 г. Положения Гаагских правил охватывают три группы вопросов, которые являются решающими при морских перевозках грузов: порядок составления коносамента и его реквизиты; ответственность морского перевозчика за понесенные грузовладельцем убытки; и порядок предъявления требований к морскому перевозчику.

Следует отметить Гамбургскую конвенцию ООН о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. (РФ не участвует). Их отличие от Гаагских правил заключается в том, что они имеют более широкую сферу действия, т.к. охватывают перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов. В них включено дополнительно 13 обязательных реквизитов коносамента, срок исковой давности по требованиям к перевозчику повышен (2 года). Все положения Правил носят императивный характер и данные правила сохранили принцип презюмируемой вины морского перевозчика, сформулировав его в общей форме. Однако они не рассматривают навигационную ошибку как основание освобождения перевозчика от ответственности. Именно это послужило причиной отказа многих государств от ратификации Гамбургской конвенции, что весьма негативно сказывается на правовом регулировании морских перевозок. Предъявление претензии перевозчику обязательно и должно быть сделано не позднее рабочего дня, следующего за днем передачи груза грузополучателю, либо в течение 15 календарных дней после выдачи груза, если его утрата или повреждение не являются очевидными. Также в отличие от Гаагских правил, они содержат нормы и о юрисдикции, и об арбитраже и закрепили правило о множественности юрисдикции (конкурентной юрисдикции). Истец по своему выбору может предъявить иск в суде по месту: основного коммерческого предприятия ответчика; заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор; порта погрузки или порта разгрузки; в любом месте, указанном в договоре морской перевозки.

Перевозки с участием нескольких видов транспорта получили название смешанных или комбинированных. Смешанная перевозка, на основании такого договора осуществляется из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране, при этом оператор смешанной перевозки, который организует перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку и выдает документ такой перевозки. Безопасность смешанной перевозки опасных грузов может быть обеспечена, если рассматривать смешанную перевозку как единый процесс. Следовательно, организовывать и нести ответственность за смешанную перевозку должна одна организация. В качестве такой организации выступает оператор такой перевозки.

Основным международным договором является Женевская конвенция ООН 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов. Положения данной конвенции носят императивный характер. В ней подробно определены содержание документа смешанной перевозки (может быть оборотным и необоротным), а также ответственность оператора. Считается, что если груз не был доставлен в течение 90 дней по истечении срока доставки, то он считается утраченным. Срок исковой давности составляет 2 года.

 

ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основная часть международных расчетов по коммерческим операциям осуществляется безналичным путем, то есть посредством бухгалтерских записей по счетам. Расчеты производятся, как правило, через банки, установившие друг с другом корреспондентские отношения, то есть имеющие договоренность о порядке и условиях проведения банковских операций. В процессе исполнения денежных обязательств путем безналичных расчетов возникают расчетные правоотношения. При этом расчетные отношения носят автономный характер по отношению к денежным обязательствам и подчинены особым банковским правилам. К основным субъектам международных расчетных отношений относятся участники внешнеэкономических сделок, а также обслуживающие их банки. Международные расчетные отношения являются сферой преимущественно международного регулирования либо международно-правого, конвенционного, либо регулирования в форме обычаев международного делового оборота. Необходимо отметить, особую роль унифицированных международных правил и обычаев.

Форма международных финансовых расчетов – это регулируемое нормами МЧП условие платежа, обладающее специфическими особенностями в отношении порядка зачисления средств на счет, видов платежных документов и процедуры документооборота. Условия платежа могут предусматривать оплату денежными средствами либо оборотными документами (т.е. ценными бумагами). В свою очередь расчеты денежными средствами оформляются банковским переводом, аккредитивом или инкассо. К оборотным документам относятся вексель и чек.

- банковский перевод;

Банковский перевод регулируется нормами национального права. Банковский перевод – приказ банку о выплате суммы со счета и переводе ее в указанный в сделке банк. Участвуют три стороны: приказодатель, банк, получивший этот приказ, бенефициар (получатель денежных средств). Приказ о переводе оформляется платежным поручением (ст.863-866 ГК РФ). Операции по переводу денежных средств за рубеж регулируются международными банковскими обычаями (обыкновениями). Для рационализации передачи платежных поручений банки договариваются об особых правилах составле­ния унифицированных формуляров, аутентичных на разных языках. Поручение международного оборота выписывается как в национальной, так и в иностранной валюте: в случае выдачи по­ручения в валюте плательщика выплата в валюте получателя осуществляется банком-корреспондентом, получившим приказ из банка плательщика. С целью упрощения проведе­ния международных расчетов была создана электронная система СФИФТ, которая с помощью электронной обработки данных позволила создать бездокументарный платежный оборот. Расчеты платежными поручениями оформляются на основе унифицирующих правил ЮНСИТРАЛ ООН: Правовое руководство ЮНСИТРАЛ 1987 г. по электронному переводу средств и Типовой закон ЮНСИТРАЛ о между­народных кредитовых переводах 1992 г..

- документарный аккредитив;

Данная форма международных расчетов регулируется как нормами национального права, так и международными обычаями. В соответствии Унифицированными правилами и обычаями МТП для документарных аккредитивов в редакции 1993 г., документарный аккредитив – формализованный договор, по которому банк на основе заявления своего клиента, берет обязательство открыть в пользу другого лица (бенефициара) кредит против товарораспорядительных документов. Сторонами являются заявитель (покупатель), бенефициар (продавец), банк покупателя, банк–посредник. Данные правила содержат нормы диспозитивного характера и представляют собой частную (неофициальную) кодификацию и в определенной мере унификацию сложившихся на практике обычаев делового оборота.

Виды аккредитивов:

1) по возможности изменения или аннулирования:

- отзывной, т.е. может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любой момент без согласия бенефициара;

- безотзывной, т.е. не может быть изменен или аннулирован (отозван) без предварительного согласия бенефициара, банка-эмитента, подтверждающего банка;

2) по способу реализации:

- аккредитив с немедленным платежом;

- аккредитив с рассрочкой платежа, т.е. в том случае, когда экспортер предоставляет коммерческий кредит иностранному покупателю;

- аккредитив с акцептом тратт - обязательство банка-эмитента акцептовать тратту при предъявлении документов, исполненных в точном соответствии с условиями аккредитива;

- аккредитив с негоциацией - распространение обязательства на третьих лиц, которые могут негоциировать документы бенефициара.

3) в зависимости от наличия дополнительного обязательства другого банка:

- подтвержденный, если банк-эмитент договаривается с другим банком (это может быть авизующий банк, исполняющий банк) о том, что последний принимает на себя обязательства по платежу при выполнении бенефициаром условий аккредитива;

- неподтвержденный;

4) по возможности использования аккредитива "вторыми" бенефициарами (непосредственными производителями товара) выделяют также переводной аккредитив, когда бенефициар имеет право запросить банк, уполномоченный произвести платеж, принять отсроченное платежное обязательство, произвести акцепт или негоциацию (переводящий банк) или, в случае аккредитива со свободной негоциацией, банк, специально уполномоченный как переводящий банк, сделать документарный аккредитив доступным полностью или частично для одного или нескольких других бенефициаров.

5) с точки зрения валютного покрытия:

- #G1покрытый, когда при его открытии банк-эмитент переводит одновременно валютные средства (собственные средства приказодателя или предоставленный кредит), являющиеся обеспечением и источником платежа по данному аккредитиву, исполняющему банку.

- непокрытый аккредитив открывается путем предоставления банком-эмитентом исполняющему банку права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Если сделка между иностранными партнерами не единичная, а иностранный покупатель является постоянным клиентом экспортера, покупатель (приказодатель) договаривается об открытии револьверного, то есть автоматически возобновляемого аккредитива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.