Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональный компонент изучения географии




Изучение географии своей местности – необходимая составная часть процесса изучения географии. В её процессе реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. Давайте, подумаем вместе – какие?

 

План изучения:

· ФГП и ЭГП – особенности, оценка,

· Природные ресурсы – оценка для развития хозяйства,

· Характеристика населения,

· Общая характеристика хозяйства области, обоснование специализации,

· Промышленность, сельское хозяйство,

· Транспорт, транспортная сеть,

· Города, порайонные различия,

· Проблемы и перспективы развития.

Изучение отличается глубиной и подробностью, сопровождается изучением экономических и социальных карт, знакомством со статистическими показателями. Тема завершает формирование краеведческих знаний.

Место в курсе экономической и социальной географии:

1. включается в темы общих разделов,

2. изучается после знакомства с Северо-Западом России.

3. заканчивает изучение экономической и социальной географии и изучается в конце учебного года. На изучение отводится 2 урока.

Необходимо учитывать возможность разрыва между физико-географическим и экономико-географическим знанием о своей местности.

К моменту изучения школьники уже знают ряд вопросов, поэтому необходимо:

· Систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.

· Выявить взаимосвязи человек-природа на конкретной основе,

· Целью изучения является формирование целостного представления о хозяйстве области, на основе изучения хозяйства, его организации, взаимосвязей между отраслями.

Рекомендуется предлагать опережающие задания, нацеленные на углублённое изучение темы и активизацию мыслительной деятельности учащихся – место области в хозяйстве региона, страны, особенности и причины размещения хозяйства, ТПК, влияние хозяйства на окружающую среду, СЭЗ Садко…

Особую роль играет краеведческий принцип, наглядность.

Производственная экскурсия проводится с учётом возможностей региона, окружения школы, экскурсий, которые уже проводились. Желательно проводить 2 экскурсии (на промышленное и сельскохозяйственное предприятие), в начале года, чтобы затем опираться на полученный материал.

Целью является знакомство с производственным процессом, организацией работы предприятия, его связями, экологией, значением в хозяйстве города, района, страны.

Проводит экскурсию экскурсовод. Учитель организует, составляет план и знакомит с ним экскурсовода, проводит вводную беседу, даёт задания, корректирует работу экскурсовода вопросами, организует оформление результатов, подводит итоги на заключительной беседе.

Школьники могут выполнять общее, групповое или индивидуальное задание. Учитель должен определить на что обратить внимание, как и что записывать. Напомнить правила поведения, технику безопасности, быть готовым ответить на те вопросы, которые не раскрыты или не услышаны учеником. Результаты могут оформляться в виде индивидуального отчёта, итоговой конференции, стенда или сочетать все 3 формы.

Методика изучения регионального раздела.

Центральное понятие – понятие об экономическом районе. Его сущность раскрывается в следующих вопросах:

· Особенности хозяйственного развития,

· Специализация,

· Комплексный характер ТПК,

· Место района в хозяйстве страны,

· Географическое разделение труда и межрайонные связи.

План изучения районов:

ЭГП,

· Природные условия и ресурсы,

· Население, трудовые ресурсы,

· Характеристика хозяйства,

· Особенности городов, порайонные различия,

· Проблемы и перспективы развития.

· Необходимо выделять общие особенности и отличия от других районов (специфика), для чего используют приём сравнения.

1 Изучение ЭГП.

· Местоположение (окраинное, приморское, центральное, столичное, пограничное),

· Границы и соседи (экономическое окружение),

· Положение относительно сырьевых и топливно-энергетических баз,

· Положение по отношению к транспортным магистралям,

· Изменения в положении,

· Влияние ЭГП на хозяйство, оценка.

2.Оценка природных условий и ресурсов. Рационально с помощью самостоятельной работы (по картам, приложениям). Учитель дополняет.

Для промышленности оцениваются энергетические, сырьевые, водные, лесные ресурсы. Для с.х. природные условия – рельеф, климатические, почвенные. Для транспорта условия строительства и эксплуатации магистралей, возможности морской и речной навигации.

3. Изучение населения.

План

· Численность (абсолютная и %),

· Национальный состав,

· Плотность заселения,

· Урбанизация,

· Обеспеченность района трудовыми ресурсами,

· Типы населённых пунктов.

Привлекаются диафильмы, диапозитивы, картины.

Метод – самостоятельная работа, учитель дополняет.

4. Характеристика хозяйства. Основной вопрос. Особое внимание ТПК на основе ЭПЦ. Рассматривают специализацию, вспомогательные отрасли, связь с местными отраслями для обеспечения населения.

Методы – объяснение, анализ ЭПЦ, таблиц. Рационально заполнять таблицы или составлять развёрнутые схемы.

Типовой план:

· Специализация и её обоснование,

· Особенности ведущих отраслей,

· ПТК,

· Проблемы и перспективы развития.

· Проблемный вопрос – как вы думаете какова специализация хозяйства данного района если вам известно, что…

Типовой план для характеристики ТПК:

· Географическое положение,

· Структура производства)ЭПЦ, производственные связи),

· Факторы формирования,

· Территориальная структура,

· Проблемы и перспективы развития.

Сельское хозяйство. Типовой план схож, но вместо ТПК характеризуются районы размещения.

5. Изучение городов. Место рассмотрения – в конце изучения района или в связи с другими вопросами. Особенности – обобщение уже имеющихся знаний, более детальный подход, широкое использование наглядности. По каждому району характеризуется 2-3 крупных города. Основной вопрос – их роль в хозяйстве страны. В методике возможность творческих работ.

6. Проблемы и перспективы развития рассматриваются в качестве обобщения изученного материала. Имеют повышенную сложность для учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.