КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест для самопроверки
Региона за 1993 — 2000 гг. Объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции
Рассчитав коэффициент корреляции по формуле (8.2), получим: r ху = 0,877, что говорит о сильной взаимосвязи между этими явлениями. Однако на тесноту связи во временных рядах влияет зависимость каждого последующего уровня от предыдущего, т. е. прежде чем коррелировать ряды динамики (по уровням), необходимо проверить каждый ряд на наличие или отсутствие в них автокорреляции (см. п. З.2.). В случае ее наличия между уровнями ряда она должна быть устранена. Используя формулу (1.9), рассмотрим коэффициент корреляции между рядом Хt (см. табл. 8.1, графу 2) и рядом Хt + 1 (t= 1, 2,..., n + 1). Проведенная проверка показала, что для ряда Хt r1 = 0,996, а для ряда Уt r1 = 0,488. Это означает, что в исследуемых рядах существует автокорреляция.
Таким образом, чтобы сделать обоснованные статистические выводы о взаимосвязи исследуемых рядов, необходимо устранить автокорреляцию. Одним из способов ее устранения является исключение из анализируемых рядов их тенденций развития и вычисление корреляции между отклонениями от выровненных уровней(тренда) по формуле (8.3).Все вычисления представлены в табл.8.2.Коэфициент корреляции для рядов отклонений равен 0,22.Это говорит о том, что между данными рядами существует ложная корреляция. Для ряда Хt выражается уравнением прямой Хt =231,3+27,5t
А для ряда Уt - yt =71.7+2t Таблица 8.2
Вычисление коэффициента корреляции для отклонения
Исходя из высшее изложенного можно сделать следующие выводы. При применении корреляционно - регрессионного анализа для выявления связи между явлениями необходимо обращать внимание на соответствие начальным данным предпосылкам такого анализа. При выявлении факторов, оказывающие влияние на исследуемый процесс, и выборе формы их связи следует проводить подробный экономический анализ. Необходимо иметь в виду то, что анализом нельзя охватить весь комплекс существенных явлений т. е. является экспериментом нахождения конкретной формы связи между явлениями. Следует помнить, что начальные данные практически всегда представляют собой выборочную совокупность, поэтому результаты анализа всегда имеют вероятный характер. Следовательно, необходима их статистическая оценка с помощью различных критериев, которые рассматриваются в курсе «Эконометрика»
1.Имеются данные об изменении некоторых показателей
Используя критерий «восходящих» и «нисходящих» серий определите протяженность самой длинной серии. Ее длина равна: а)2;б)3;в)4;г)5.
2. Имеются данные, характеризующие изменения курса акций (дол.):
Используя метод Фостера — Стюарта, с вероятностью 0,95 сделайте следующий вывод: 1) тенденция в среднем присутствует в исследуемом ряду; 2) тенденция в среднем отсутствует в исследуемом ряду 3) При сглаживании временного ряда с помощью 7-членной скользящей средней теряются а) первые два значения; б) последние три значения; в) три первых и три последних значения; г) последние семь значений.
4. Имеются данные об изменении урожайности:
Ряд сглаживается с помощью 5-членной скользящей средней. Сглаженное значение третьего уровня равно: а)14,6; б) 20,5: в) 9,3. Сглаженное значение восьмого уровня равно: а) 20,5; б) 17,7; в) 18,3.
5. В каком случае будет получен более „гладкий" временной
а) 3-летней скользящей средней; б) 5-летней скользящей средней; в) 7-летней скользящей средней.
6. Средний абсолютный прирост используется для прогнозирования, если: а) цепные абсолютные приросты примерно одинаковы; б) цепные темпы роста примерно одинаковы; в) базисные абсолютные приросты примерно одинаковы.
7. Средний темп роста используется для прогнозирования, если: а) цепные абсолютные приросты примерно одинаковы; б) цепные темпы роста примерно одинаковы; в) базисные абсолютные приросты примерно одинаковы.
8. Изменение ежеквартальной динамики процентной ставки а) 10,2 %; б) 11,8 %; в) 9 %. 9. По данным о производстве угля за 9 лет (t = 1, 2,..., 9) были оценены параметры модели yt = 425,00-5,09t- 1,59t. Прогнозное значение на следующий год равно: а) 240,5; б) 215,1; г) 300,5. 10. По данным предыдущей задачи рассчитайте интервальный а) 105,7; б) 205,7; в) 305,7. 11. По данным о производстве угля за 9 лет (t= 1, 2,..., 9) были оценены параметры модели yt =_454,00- 1,77t. Прогнозное значение на следующий год равно: а) 436,3; б) 454.0; в) 300,5. 12. По данным предыдущей задачи рассчитайте интервальный а) 450,0; б) 205,7; в) 305,7; г) нет правильного ответа. 13. Для прогнозирования временного ряда длиной n = 24 была а) модель адекватна реальному процессу по данному критерию: б) модель неадекватна реальному процессу по данному критерию; в) нет достаточных оснований для принятия решения по данному критерию. 14. Для временного ряда оценены коэффициенты линейного а) ширина доверительных интервалов совпадает; б) доверительный интервал прогноза на 1-й год уже; в) доверительный интервал прогноза на 1-й год шире.
15. Тенденция изменения численности персонала предприятия за 10 лет описывается показательной функцией yt = 579 • 1,026^t.
Из этой модели следует, что среднегодовой темп роста численности составил: а) 5,79 %; б) 102,60 %; в) 2,60 %; г) 26 %.
16. Для описания процессов, имеющих предел роста, могут а) прямая; б) логарифмическая парабола; в) модифицированная экспонента. 17. На основе годовых данных об изменении урожайности картофеля за 10 лет были получены коэффициенты модели yt = 18 050 + 510t. Из этой модели следует, что среднегодовой прирост равен: а) 510 кг/га; б) 18050 кг/га; в) 18560 кг/га. 18. При обработке временного ряда установлено, что вторые а) прямую; б) параболу; в) экспоненту.
19. Среднегодовая численность занятых рабочих в отрасли при
Рассчитайте коэффициенты линейного тренда и определите прогноз численности в отрасли на следующий год. 20. По данным задания № 19 оцените коэффициенты параболического тренда и определите прогноз на следующий год. 21. Используя фактические и расчетные данные заданий № 19, 20, определите с помощью среднеквадратической ошибки, какая из моделей лучше: а) прямая; б) парабола. 22. Какие модели учитывают различную информационную ценность уровней, временного ряда: .а) кривые роста; б) скользящие средние; в) адаптивные модели; г) ряды Фурье. 23. В модели экспоненциального сглаживания увеличение значения параметра адаптации: а) приводит к увеличению весов при более поздних уровнях ряда; б) приводит к увеличению весов при более ранних уровнях ряда; г) не влияет на изменения весов при различных уровнях ряда. 24. Фактические значения и прогнозы показателя, полученные
Сравните точность моделей на основе средней ошибки аппроксимации. Определите, какая модель является наиболее точной по этому критерию: а) 1-я модель; б) 2-я модель; в) одинаковы. 25. По следующим данным определите индексы сезонности:
У = 68,16+ 1,365t. Индекс сезонности за III квартал равен:
а) 67,6 %; б) 132,8%; в) 129,8 %; г) нет правильного ответа. 26. Для измерения сезонных колебаний обычно используются:
а)гармоники Фурье б) индексы сезонности; в) адаптивные модели сезонных колебаний. 27. Прогнозирование курса акций осуществлялось на основе адаптивной квадратичной модели. На последнем шаге (15 мая 1998 г.) получены следующие оценки коэффициентов: а0 = 420,00; а1 = 1,70; а2 = 0,65. Рассчитайте прогноз на следующий день. Прогноз равен: а) 422,025; б) 422,350; в) 421,700.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Задание 1. Выявление и анализ основной тенденции временного ряда. На основе данных прил. 2 соответствующего варианта: 1. Определить наличие тенденции в исследуемом временном 2. Выявить и проанализировать основную тенденцию развития Задание 2. Моделирование и прогнозирование основной тенденции развития ряда динамики. По исследуемому временному ряду соответствующего варианта: 1. Выбрать и обосновать модель на основе графического метода, 2. Определить параметры выбранной функции на основе метода
3. Проверить правильность выбранного уравнения тренда на 4. На основе выбранного уравнения тренда сделать точечный 5. Произвести оценку точности прогнозов, полученных в Задание 3. Статистический анализ и моделирование случайной компоненты. По данным соответствующего варианта на основе полученного уравнения тренда в п. 2.2: 1. Определить отклонения расчетных значений, полученных по 2. Проверить, адекватна ли выбранная модель исследуемому 3. Проверить гипотезу о нормальности распределения случай
4.Проверить гипотезу о стационарности случайной компоненты. 5.Сформулировать выводы.
Задание 4. Прогнозирование временных рядов на основе простейших методов. По данным соответствующего варианта: 1. Построить точечный и интервальный прогнозы методами: а) среднего уровня ряда; б) среднего абсолютного прироста; в) среднего темпа роста. Обосновать выбор метода, прогнозирования, предварительно проверив предпосылки их реализации. 2. Произвести оценку точности полученных прогнозов на основе Задание 5. Прогнозирование одномерных временных рядов
По данным статистического ежегодника выбрать ряд динамики, состоящий не менее чем из 20 уровней, и выполнить следующие действия: 1. Проанализировать характер тенденции исходного временного 2. Для ряда отклонений (после проверки необходимых гипотез) построить модель авторегрессии 1-го или 2-го порядка. 3. Построить точечный и интервальный прогнозы на 2-3 периода упреждения. Задание 6. Прогнозирование с помощью адаптивных методов. По данным любого статистического ежегодника выбрать временной ряд, состоящий не менее чем из 20 уровней, и выполнить следующие действия: 1. Построить точечный и интервальный прогнозы на 2-3 периода упреждения методом простого экспоненциального сглаживания, предварительно с помощью средней квадратической ошибки 2.Построить точечный и интервальный прогнозы на 2-3 периода упреждения методом экспоненциального сглаживания с применением трэкинг-сигнала. Задание7.Моделирование и прогнозирование сезонных колебаний временного ряда. По данным прил. 2 построить модель сезонной волны, выполнив следующие действия: 1. Изобразить графически исходные данные соответствующего 2. Проверить исходный ряд на наличие тенденции. 3. Выбрать и обосновать модель тренда на основе графического анализа, метода последовательных разностей и т. д. Рассчитать параметры уравнения тренда и определить расчетные уровни временного ряда по уравнению тренда. 4. Определить индексы сезонности и построить мультипликативную модель прогноза. 5. Определить абсолютные отклонения фактических данных от 6. Проверить временной ряд на наличие сезонной компоненты
7. Для определения вида связи между трендом и сезонной 8. Проверить абсолютные и относительные отклонения фактических уровней от расчетных, полученных в пунктах 5,7, на наличие автокорреляции с помощью критерия Дарбина — Уотсона. 9. Определить гармонику Фурье, наилучшим образом отражающую периодичность изменения уровней ряда на основе средней
10. По полученному в пункте 3 уравнению тренда сделать прогноз на 2-3 месяца будущего года. 11. По полученной в пункте 9 модели сезонной волны сделать прогноз на 2-3 месяца будущего года. 12. Сделать прогноз исследуемого ряда динамики с помощью общей модели тренда и сезонной волны. Задание 8. Моделирование и прогнозирование связных
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |