КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Муфты с неметаллическими (резиновыми) упругими элементами
Упругие муфты с резино-кордными и резиновыми упругими элементами получили весьма широкое распространение благодаря простоте конструкций, дешевизне изготовления, простоте эксплуатации (не требуют ухода), высокой податливости при кручении и хорошей демпфирующей способности. Два последних важных свойства определяются свойствами резины, из которой изготовлен упругий элемент муфты. Однако из-за невысокой прочности по сравнению с металлом эти муфты имеют большие размеры. Муфты с упругим элементом в виде резиновой тороидальной оболочки. Эти муфты имеют два исполнения по форме упругого элемента.
На рис. 19.14 изображена муфта с упругим элементом в виде внешнего тора. Две одинаковые полумуфты 2 соединены тороидальным упругим элементом 1, края которого прижаты к полумуфтам нажимными полукольцами 3 и винтами 6 равномерно расположенными по окружности. Нажимные кольца 3 разделены на два полукольца, для удобства монтажа, и притянуты винтами 5 к кольцам 4. Тороидальный упругий элемент 1 изготовлен из резины армированной нитями корда, уложенного слоями. В зависимости от числа слоев корда и угла его наклона по отношению к меридиану торовой оболочки меняется крутильная жесткость муфты. В неответственных машинах с малыми нагрузками упругий элемент делают резиновым (без корда). Он дешевле и проще в изготовлении. Благодаря особой форме упругого элемента эта муфта обладает также повышенной компенсирующей способностью, т.е. допускает значительные взаимные смещения полумуфт (угловое до 3°, радиальное 2-5 мм, осевое ±2мм и их комбинацию). Однако необходимо помнить, что чем больше расцентровка осей полумуфт, тем больше циклические деформации в упругом элементе и ниже его ресурс. Недостатками муфты являются большой размер по диаметру D и появление осевых сил, сближающих полумуфты при вращении муфты. Причиной появления осевых сил является деформация упругого элемента при его вращении под действием центробежных сил. На конструкцию муфты имеется ГОСТ, в котором приведены основные размеры муфт в зависимости от величины вращающего момента [32]. После выбора габарита муфты выполняют проверочные расчеты: 1. Уточняют толщину h упругого элемента из расчета его по основным касательным напряжениям в сечении а-а t = 2Т / p· D12 · h £ [ t ]; h ³ 2T / p · D12 · [ t ], где Т – расчетный вращающий момент, [ t ] – допускаемые напряжения (зависит от марки резины и числа слоев корда). 2. Определяют необходимую силу прижатия края упругого элемента к полумуфте из условия Ттр ³ Т, где Ттр = Fзат · f · z · Dср /2 – момент сил трения, Fзат – сила затяжки одного винта, f – коэффициент трения резины по металлу, z – число винтов, Dср = (D1 + D2) /2. Отсюда определяют силу затяжки винта Fзат = 2Т· s / f · z · Dср , где s – запас сцепления (~ 1,2 – 1,5). Далее определяют диаметр винта. 3. Проверяют напряжения смятия на кольцевой поверхности контакта края упругого элемента с полумуфтой sсм = 4Fзат · z / p (D12 – D22) £ [s]см. Допускаемое напряжение смятия [s]см определяют в зависимости от конструкции края упругого элемента (наличие корда или металлических колец, ужесточающих край при его сжатии) и марки резины.
На рис. 19.15 изображена муфта с упругим элементом в виде внутреннего тора. Две одинаковые полумуфты 2 соединены тороидальным упругим элементом 1, края которого прижаты к полумуфтам нажимными кольцами 3 и винтами 4, равномерно расположенными по окружности. Обладая такими же компенсирующими способностями, эта муфта лишена недостатков муфты на рис.19.14. При одинаковой несущей способности муфта имеет меньший наружный диаметр, а поэтому меньше подвержена влиянию центробежных сил, т.е. допускает большие частоты вращения. Центробежные силы, действующие на оболочку, воспринимают нажимные кольца. Муфта имеет меньше металлических деталей и проще при установке упругого элемента. На конструкцию муфты имеется ГОСТ, в котором приведены основные размеры муфт в зависимости от величины вращающего момента [ 32 ]. После выбора габарита муфты выполняют расчеты: 1. Уточняют толщину h упругого элемента в сечении а-а из расчета по основным касательным напряжениям t = 2Т/ (D-2r)2 p h £ [ t ]; h ³ 2T/ (D-2r)2 p [ t ], где h- расчетный вращающий момент, [ t ] – допускаемые напряжения (зависят от марки резины и числа слоев корда). 2. Определяют необходимую силу прижатия края упругого элемента к полумуфте из условия Ттр ³ Т, где Ттр = Fзат · f · z · Dср / 2 – момент сил трения, Fзат - сила затяжки одного винта, f – коэффициент трения резины по металлу, z – число винтов, Dср=(D1+D)/2. Отсюда определяют силу затяжки винта Fзат = 2T · s / f · z · Dср, где s – запас сцепления (1,2 – 1,5). Далее определяют диаметр винта. 3.Проверяют напряжения смятия на кольцевой поверхности контакта края упругого элемента с полумуфтой (рис. 19.15) sсм = 4 Fзат · z / p · (D12 - D2) £ [ s ]см. Допускаемое напряжение смятия [ s ]см определяют в зависимости от конструкции края упругого элемента (наличие корда или металлических колец, ужесточающих край упругого элемента при его сжатии) и марки резины.
Муфта с резиновой конической шайбой изображена на рис. 19.16. Резиново-металлический упругий элемент 6 крепят к полумуфтам 1 и 2 винтами 5 равномерно расположенными по окружности. Современные способы привулканизации резины к металлу позволяют получить прочность соединения не ниже прочности самой резины. Привулканизация резины к металлу является предпочтительным способом крепления, так как отсутствует концентрация напряжения краев упругого элемента к металлу (рис. 19.14). По сравнению с муфтами на рис. 19.14 и 19.15 эта муфта не обладает высокими компенсирующими свойствами. Однако ее с успехом применяют в приводах машин для гашения вредных крутильных колебаний. Меняя угол конуса можно получить необходимую крутильную жесткость муфты С = Т / j = p· G · D1· (D13 – d3) / 24 H, где G – модуль упругости резины второго рода; остальные обозначения см. на рис. 19.16.
Положительной особенностью муфты является равномерное распределение основных касательных напряжений t по объему резины при действии вращающего момента Т. На рис. 19.17 изображена схема работы резино-металлического упругого элемента. При действии вращающего момента резиновая коническая шайба испытывает крутильный сдвиг, при этом одно металлическое кольцо повернется относительно другого на угол j, а точка 2 на радиусе r сместится относительно точки 1 на rj. Если рассматривать малые деформации, то приближенно можно записать rj» gh; g» rj / h. Тогда в соответствии с законом Гука t = G · g» G · j · r / h. Таким образом при фиксированном угле j напряжения t одинаковы на любом радиусе r, так как r / h = const. В ответственных приводах в муфте применяют кольца 3 и 4 с торцевыми кулачками, которые, зацепляясь, продолжают передавать вращающий момент даже после разрушения резиновой шайбы (рис. 19.16).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |