Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подростковый возраст




Возрастные границы: с 10–11 до 15 лет. Центральным новообразованием этого периода является появление «комплекса взрослости», развитие самосознания, стремление к самостоятельности. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.

Подростковый возраст выделяется не во всех культурах, а только в развитых социально. Чем менее развито общество, тем меньше времени требуется на переход от детства к взрослости. Чем более прогрессивно общество, тем больше времени и сил необходимо для усвоения знаний, социальной и профессиональной ориентации.

Психическое развитие тесно связано с бурными физиологическими изменениями. Принято выделять младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) подростковый периоды.

С одной стороны подростковый возраст – это пора достижений – становление нравственности, социальной позиции, новое открытие «Я», с другой стороны, это возраст потерь – нет детского мироощущения, беззаботного, безответственного ощущения жизни.

Когнитивное развитие

Проблема в познавательной сфере: межсистемные и внутрисистемные связи нарушаются – страдает объем памяти и память в целом, внимание. Внимание неравномерно, колеблется в течение дня, повышенная утомляемость, возбудимость Но развитие мышления продолжается, проявляется индивидуальный когнитивный стиль, обогащённый личным опытом.

Согласно Ж. Пиаже – это стадия формирования формальных операций. Здесь осуществляется последняя фундаментальная децентрация – подросток освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. Для создания жизненной программы, которая начинает формироваться в этом возрасте необходимо гипотетико-дедуктивное мышление.

По мнению Л.С. Выготского, главное в развитии мышления подростка – формирование понятий.

Существенные изменения происходят и в развитии воображения, которое под влиянием абстрактного мышления «уходит в сферу фантазии». Подросток скрывает свои фантазии и охотнее признается в поступках, нежели в фантазиях. Часто подростки начинают вести дневники, в которых отражают свои мысли по поводу своей личности, планов, отношений со сверстниками и взрослыми.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.

Развитие личности

 

В данном возрасте приобретаются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования на социальные раздражители, которые в дальнейшем влияют на жизненный путь, психическое и физическое здоровье взрослого человека.

Отношение со сверстниками являются более значимыми, чем отношения со взрослыми. В целом в этих взаимоотношениях воспроизводятся в весьма своеобразной, часто утрированной форме, отношения, существующие во взрослом мире.

В подростковом возрасте складываются особые референтные группы, которые сначала, как правило, являются однополыми, а затем смешиваются. Отношения подростка ко всему окружающему жестко основывается на мнении, принятом в референтной группе. Ценности и взгляды подросткового общества плохо согласовываются с ценностями взрослых, что приводит к взаимному непониманию, неприятию и конфликтам.

Самооценка подростка еще незрелая. В первую очередь для подростка важно физическое развитие и оно сравнивается с эталоном мужественности или женственности, что оказывает влияние на самооценку в целом, переходя и на другие качества личности. Подростки остро реагирует на критику со стороны значимых взрослых (сверстников) – понижается самооценка даже у тех, кто её завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения. В целом подростковый период – период распада психических связей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.