Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелость




Юношеский возраст

Возрастные границы: 14-15 – 20 лет – период завершения физиологического созревания. Социальный статус все еще неоднороден. Большинство юношей и девушек еще учатся и зависят от родителей материально. Юность – завершающий этап первичной социализации. Главная задача юности – выбор профессии и типа учебного заведения.

Промежуточность и неопределенность общественного положения и статуса определяет особенности психики. Юношей все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственные психофизиологические изменения и право на автономию от взрослых, ориентацию в мире взрослых. Все это определяет развитие умственных способностей, дифференциации интересов, развитого самосознания, сложившегося мировоззрения и жизненной позиции.

Особенность психического развития в том, что оно совершается под флагом индивидуальных особенностей.

Объем внимания, способность длительного сохранения и переключаемость увеличивается, вместе с тем, оно становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Умственное развитие заключается не столько в накоплении знаний, сколько в формировании индивидуального стиля мышления (дивергентного или конвергентного).

Раскрывая особенности становления личности следует отметить как меняется роль общения со сверстниками, как изменяется отношение к своему внутреннему миру, как формируется личностная (социальная и половая) идентификация, интересы и направленность.

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

Хронологические рамки условны, индивидуальны, безусловно зависят от социально-экономических условий. Нижняя граница – момент завершения юности. Верхняя граница – начало старения.

Существуют попытки выделения стадий: молодость, расцвет, собственно зрелость.

Исторически сложилось, что взрослый человек (его психика, личность) является эталоном для сравнения (для детского, юношеского и периода старения).

Долгое время считалось, что это стабильный период – прекращение процессов развития. Э. Клапаред назвал этот период «периодом окаменелости»

Эбингауз – исследовал память: выделил 3 этапа в развитии:

до 25 л.– развитие

25-50 л.– неизменная память

после 50 л.– ухудшение процессов памяти

В. Джемс – после 25 лет взрослые не могут продуцировать ничего нового, т.к. «бескорыстная любознательность» проходит; умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.

В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов, интересов, поисков закономерностей развития личности.

Характеристики зрелой личности, которые выделяются различными исследователями:

· развитое чувство ответственности

· потребность в заботе о других людях

· способность к активной деятельности

· способность к участию в общественной жизни

· способность к эффективному использованию своих знаний и способностей

В целом в начале периода все изменения происходят под флагом независимости от взрослых (идейной, материально–экономической), приобретением нового социального и социально–экономического статуса, который связан с новыми правами, обязанностями в разных сферах социальной жизни, с усвоением социальных ролей.

Для ранней взрослости характерно то, что на этом этапе (20-25 лет) активно формируется профессиональный статус, соответственные мотивы и интересы. Проблемы создания семьи и поиск своего пути в жизни определяют особенности становления личности в данном возрасте. На этот период приходится первый кризис зрелости. Далее (26-30 лет) еще более консолидируются факторы социального статуса и жизненного самоопределения. Следующий этап (30-33 – 40-45 лет) проходит под флагом заботы о воспитании детей, о жилищном благополучии, стремления к интересной и доходной работе. Кризис, который сопровождает данный возраст обусловлен осознанием достигнутого положения и переосмыслением своего места и роли в социально– и личностно– значимых позициях. Формирование статуса происходит постоянно, вплоть до предпенсионного возраста. Кризис 45-50 – 55-60 лет связан с изменениями в семье (уход детей), с изменением содержания жизненных планов и социальной активности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.