КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебники и учебные пособия. Общая их характеристика
Учебник – это учебная книга, в которой изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики. В учебнике даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой. На основе классификации наук учебники подразделяют на гуманитарные, физико-математические, природоведческие и др. По характеру преподавания материала различают учебники академические и прикладные. По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблемные, программированные, комплексные учебники. В педагогической литературе выделяют следующие функции учебника: - информационная – учебник преподает основы наук, позволяет расширить объем знаний, организовать самостоятельную учебную деятельность; - контрольно-коррекционная – проверка и коррекция хода обучения; - мотивационная – создание стимула к изучению предмета. В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы облегчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебнике есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и систематизировать знания; иногда указывается литература для самообразования. Таким образом, можно выделить структуру учебника: - текст (главный компонент) — подразделяется на: а) основной (теоретический и фактический материал); б) дополнительный (документы, отрывки, справки); в) пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). - внетекстовые (вспомогательные) компоненты, вопросы, задания, памятки, таблицы, иллюстрации, подписи к иллюстрациям, аппарат ориентировки, замечания, предисловие, приложения, оглавление, указатели. Материал в учебниках может размещаться по: А) линейному принципу (материал излагается последовательно на основе уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения); Б) концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины). К учебнику предъявляются следующие требования: 1. Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся. 2. Учебник должен составляться по учебной программе. 3. Материал учебника должен быть изложен системно, логически, стройно. 4. Учебник должен отображать уровень развития современной науки. 5. Учебник должен содержать точные формулировки, обоснования, правила и выделять те, которые нужно запомнить. 6. Учебник должен иметь качественные иллюстрации. 7. Учебник должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (шрифт, переплет). Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учебные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным. Учебно-методический комплект создается по каждому учебному предмету. Помимо учебных программ он включает также учебники, учебные книги и пособия, рабочие тетради для учащихся, учебно-методические пособия и рекомендации для учителей, дидактический и раздаточный материал, наглядные средства обучения. Учебник – это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. В учебнике систематически излагаются научные основы той или иной дисциплины в соответствии с учебным планом и программой. Особые требования предъявляются к языку учебника он должен быть простым и доступным для учащихся. Учебник должен решать три основные задачи: содержать основные понятия данной науки, представлять собой путеводитель в науку и стимулировать познавательный интерес. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые (вспомогательные) компоненты (Д.Д. Зуев). Текст учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). Ядро основного текста составляют знания о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. К внетекстовым компонентам относятся вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, иллюстрации, документы, указатели, таблицы. Основную часть методического аппарата составляют вопросы, задания и упражнения. Они помогают основательнее и глубже усвоить содержание предметного материала, а преподавателю дают возможность осуществлять целенаправленное руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся. Вопросы разного уровня сложности позволяют дифференцировать работу учащихся. Учебное пособие представляет собой жанр, качественно отличный от учебника. Отличительной чертой учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в расширенном плане, более детализировано, чем в учебнике. Здесь могут содержаться также материалы для практической работы учащихся -задачи, упражнения разного уровня сложности, методические указания к выполнению лабораторных работ, практикумы и т.д. Такие пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся в процессе организации учебной работы в школе и при выполнении домашних заданий. Работая с учебными пособиями, ученики учатся различным приемам мыслительной деятельности, находить более обстоятельные ответы на вопросы, содержащиеся в учебнике. Особое место в учебно-методическом комплекте принадлежит методическим пособиям, предназначенным для учителя. Здесь даются советы о наиболее рациональном применении технологий обучения, отдельных методов и средств изучения предметного материала, формах проверки знаний и умений учащихся и т.д. Как правило, методические пособия создаются наиболее опытными учителями-методистами. Значение учебно-методического комплекта велико. Его полноценное использование дает возможность учащимся более глубоко и обстоятельно усвоить учебный материал, а учителю сделать учебный процесс более разнообразным и интересным.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |