Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение принципов обучения и правил

Тема 3. Принципы обучения

 

Практическое занятие 6. Принципы обучения.

 

Цель: осмысление принципов обучения в теоретико-педагогическом и историко-педагогическом аспектах. Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение принципов обучения и правил.

 

Литература:

1. Грымаць А.А., Карповіч A.I, Шоцкі П.П. Агульныя асновы дыдактыкі. - Мінск, 1998.

2. Ильин М.В. Изучаем педагогику (краткий конспект лекций). - Мн.: РИПО, 1998.

«Принципы» как и «Закономерности» относятся к числу философских категорий. В отличие от закономерностей принципы являются гносеологическим феноменом (руководством к познанию). Законы существуют в природе объективно, а принципов в природе нет. В силу этого они не имеют самостоятельного значения. В этой связи есть основание утверждать, что педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме. Он указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих условиях обучения (В.В. Краевский).

Закономерности обучения, фиксирующие инвариантные характеристики, существенные, устойчивые и необходимые его связи как педагогического процесса, являются поэтому теоретической основой конструирования принципов обучения. Сами по себе закономерности обучения не содержат непосредственных указаний для учителя. В отличие от них принципы обучения, по мнению В.И. Загвязинского, являются инструментальными, данными в категориях деятельности положениями, отражающими выявленные закономерности и выполняющими роль исходных ориентиров для организации учебного процесса.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию реализации целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином «подход» (например, индивидуальный подход, проблемный подход). Подход в педагогике — это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом, как считает В.И. Загвязинский, каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а взаимодействие принципов — разрешение основных его противоречий.

 

Первые попытки обоснования дидактических принципов были предприняты Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци. Они выдвигали один ведущий принцип и на его основе строили всю систему принципов.
А. Дистервег, К. Д. Ушинский также придавали большое значение принципам обучения. Используя отдельные дидактические принципы, современная дидактика дает им подлинно научное обоснование и разрабатывает новые принципы. В современной дидактике принципы обучения понимаются как исходные теоретические положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Это норма дидактического поведения учителя.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, но появляются новые. Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых относительно количества и самого названия принципов. Хотя они выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.

Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

Основанное на общих принципах описание деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели называется правилом.

Правила обучения – это типичный способ деятельности преподавателя в типичной ситуации обучения, это конкретные рекомендации преподавателю в том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного выполнения - это сковывает инициативу преподавателя. Но нельзя также и совсем отказываться от них, т. к. ими удобно пользоваться в типичных педагогических ситуациях.

Перечислим общепринятые в отечественной педагогике принципы обучения:

1) принцип научности;

2) принцип доступности обучения;

3) принцип наглядности;

4) принцип прочности результатов обучения;

5) принцип систематичности и последовательности;

6) принцип сознательности и активности учащихся;

7) принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;

8) принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

9) принцип связи обучения с жизнью, с практикой;

10) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только системы знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Реализ принципа требует от учителя при подготовке к занятиям реализации правил:

- тщательного продумывания, какие конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи позволяет ему решать материал каждого урока;

- выбора более активных методов обучения, создающих предпосылки для глубокого осмысления изучаемого материала, развития мышления, памяти и творческих способностей учащихся;

- обстоятельного раскрытия и усвоения учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключенных в изучаемом материале и способствующих формированию взглядов и убеждений.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.

Основные правила реализации принципа научности:

- обучать на основе новейших достижений науки, техники, технологии;

- использовать новейшие достижения педагогики, психологии, методологии, педагогического опыта;

- воспитывать диалектическое мышление и диалектический подход к изучаемым предметам;

- систематически повторять каждое нововведенное научное понятие;

- раскрывать перед учащимися проблемы и сложности научного познания;

- применять новейшую терминологию, уделять внимание ключевым проблемам науки;

- поощрять и организовывать исследовательскую работу учащихся.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Основные правила реализации принципа:

- обеспечивать понимание учащимися того обстоятельства, что обучение является жизненной необходимостью;

- раскрывать диалектическую связь теории с практикой;

- сообщать учащимся о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях;

- настойчиво приучать учащихся проверять и применять свои знания на практике;

- обеспечивать понимание учащимися важности их работы;

- обеспечивать связь учебного заведения и производства;

- обеспечивать решение прикладных задач;

- воспитывать сознательное и положительное отношение учащихся к труду;

- помнить о том, что 80-85 % знаний закрепляется в практической деятельности.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения в целом. Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок—это логическое продолжение предыдущего как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Основные правила реализации принципа предполагают:

- разделение учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательное их освоение, приучение к этому учащихся;

- обеспечение системы в содержании, методах, способах, формах организации учебно-воспитательного процесса;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

- обеспечение преемственности между уровнями и ступенями образования;

- повторение и совершенствование усвоенного ранее;

- показ обучаемым перспектив обучения;

- проведение уроков систематизации и обобщения знаний;

- обеспечение усвоения учащимися системы знаний;

- следование совету Я. А. Коменского: «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Классические правила реализации принципа доступности сформулированы Я. А. Каменским: «От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному». Современные правила реализации принципа доступности предполагают:

- учет возраста и индивидуальной обучаемости учащихся;

- опору на жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития;

- регулирование темпа и напряженности учебного процесса;

- использование аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления;

- иллюстрацию на конкретных примерах многообразия проявления общих и всеобщих закономерностей;

- исключение форсирования процесса обучения;

- развитие работоспособности как фактора снижения барьера доступности обучения.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать, через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

Реализация принципа наглядности осуществляется путем соблюдения основных правил обучения, основанных на понимании того, что:

- запоминание предметов, представленных в натуре на плакатах, с помощью моделей и т. д., происходит лучше, легче, быстрее (дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще);

- наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления;

- усвоение понятий и абстрактных положений происходит легче, если для их раскрытия используется наглядность;

- современная наглядность также используется в качестве источника знаний, средства организации эффективной поисковой и исследовательской работы учащихся;

- наглядные пособия способствуют наиболее отчетливым и правильным представлениям об изучаемых предметах и явлениях;

- наблюдения учащихся должны быть систематизированы, поставлены в отношение причины и следствия;

- порядок применения наглядных средств предполагает их представление в целом, затем главного и второстепенного, а затем - снова в целом;

- следует тщательно готовить наглядность к применению, уметь пользоваться техническими средствами обучения, знать методику их применения, не допускать отвлечения учащихся от решения главных задач;

- наглядность должна использоваться и как одно из средств связи обучения с жизнью;

- кабинетная система обучения расширяет возможности использования наглядности;

- с возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической при обеспечении условия одинакового понимания сущности явлений и их наглядного представления;

- чрезмерное увлечение наглядностью может привести к затормаживанию абстрактного мышления, понимания сущности закономерностей.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которому обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Реализация принципа сознательности и активности обучения требует соблюдения основных правил обучения, предусматривающих:

- ясное понимание целей и задач предстоящей работы, а не механическое выполнение учебных действий;

- использование всех видов и форм познавательной деятельности;

- развитие коллективных форм учебной деятельности учащихся;

- взаимосвязь неизвестного с известным;

- осознание учащегося как активного субъекта учебного процесса;

- необходимость создания ситуаций, требующих от обучаемых обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимися знаниями;

- сопровождение каждого правила оптимальным количеством примеров;

- различие главного и второстепенного;

- аргументированность обучения, основанную на чувствах и разуме;

- оказание помощи учащимся в овладении наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности;

- контроль внутренних и внешних факторов, отвлекающих учащихся от объекта изучения;

- обучение учащихся мыслить причинно;

- практическое применение получаемых знаний;

- развитие и направление интересов учащихся, их согласованность с личными и общественными потребностями;

- понимание и осмысление различий между наблюдаемыми в жизни фактами и общественными потребностями;

- превращение знаний в убеждения и руководство к действию;

- самостоятельность в деятельности обучаемых, исключение подсказывания, пересказывания, копирования;

- развитие творческого мышления путем анализа проблем, решения познавательных задач несколькими способами, применение творческих заданий;

- умение задавать вопросы и выслушивать ответы.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, становились частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу.

Основные правила реализации принципа прочности предполагают:

- необходимость учета значимости произвольного и непроизвольного внимания;

- развитие мышления и памяти, исключение перегрузки;

- широкое использование учащимися справочников, словарей и т.д.;

- выделение в учебном материале главного;

- повторение материала сразу же после его изучения;

- отслеживание логики подачи учебного материала;

- развитие форм взаимообучения учащихся;

- использование мнемонических приемов;

- исключение насильственного внедрения знаний;

- применение яркого эмоционального изложения, наглядных пособий, технических средств обучения, дидактических игр, учебных дискуссий, проблемно-поискового обучения и т.д.;

- организацию самостоятельного повторения материала учащимися.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы требует соблюдение следующих правил: учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и т. д.

Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, если они будут представлены в определенной системе и будут охватывать все стороны и этапы процесса обучения, поэтому сегодня одна из главных задач дидактики — представить принципы в определенной системе. Все современные принципы объединяются вокруг принципа природосообразности, обоснованного еще Я. А. Коменским.

Попытка систематизации принципов обучения была проделана профессором А. М. Даниловым. Он предлагал рассматривать принципы в тесном взаимодействии. Так, принцип научности следует рассматривать не сам по себе, а в единстве с принципом доступности. В такой совокупности принцип отражает сложность и противоречивость самого процесса обучения. В таком же сочетании и с таким же принципиальным подходом сгруппированы и другие принципы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебники и учебные пособия. Общая их характеристика | Система дидактических принципов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.