Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определить сущность педагогических технологий воспитания. Изложить особенности некоторых педагогических технологий воспитания




Сущность методов и технологий воспитания

 

В педагогике встречаются различные и зачастую не совсем верные трактовки сущности методов воспитания. В одном педагогическом источнике под методом воспитания понимается «то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками, навыками и т. д.». В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Для более детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования у учащихся личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования у учащихся потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств; развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятельности учащихся и проведения разъяснительной работы, использования положительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обойтись без коррекции поведения учащихся, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.

Метод воспитания (от греч. “metodos” – путь) – это путь достижения заданной цели воспитания.

И. Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Приемы воспитания — частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику и т. д.

В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их соотнести.

Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методике воспитания культуры речи у ребенка и культуре поведения, а в технологии употребляют понятия речевого тренинга или общения в повседневной жизни.

Педагогическая технология воспитания (по Н. Е. Щурковой) – это набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.

Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога».

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитания рассматривается в широком и в узком смысле.

В широком – как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком — как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь названа гуманистическая технология воспитания.

Таким образом, мы определяем воспитательную технологию как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.

Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой. Педагог должен быть подготовлен содержательно, методически и технологически.

В современной педагогике выделяют (Г. К. Селевко) три уровня понятия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.

1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении.

Например, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко; школа как воспитательная система В. А. Караковсого; авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) и др.

2. Частнометодическая педагогическая технология, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, авторской школы. Например, выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности в «творческой комнате» И. П. Волкова; технология воспитания общественного творчества в условиях «коллективной творческой деятельности» И. П. Иванова и др.

3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.

Например, технология предъявления педагогического требования, технология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оценки, технология этической защиты и др.

В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их, например:

- переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;

- гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;

- возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т. д.;

- возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания;

- коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.

Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманистическая и личностно ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

- Учет актуальных потребностей учащихся разного возраста. Чтобы понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребностей, которая у него сложилась.

- Позитивное восприятие учащегося педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенке, верить в его силы и способности.

- Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Этика ненасилия — основа гуманизма. Процесс воспитания без принуждения проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, права на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации).

- Принятие учащегося таким, какой он есть (ребенок – высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания «вообще», есть только воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.

- Доверие к учащемуся. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.

- Признание учащегося как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса.

- Поддержка учащегося в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога и воспитанника.

- Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

- Обращение учащегося к самому себе. Процесс жизнедеятельности должен строиться так, чтобы ребенок сам достигал поставленных целей.

- Свобода и творчество — основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.

Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.

Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного применения технологий воспитания:

- воспитательный процесс должен организовываться на диагностическом и прогностическом основаниях (диагностика потребностей, уровня развития, сформированности навыков поведения);

- учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (отношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности);

- воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание успешного эмоционального и психологического климата в группе);

- организация разнообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих;

- взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения);

- взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);

- осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, жизненного опыта);

- профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий). Таким образом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.