Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новаторство и педагогическая инноватика




Тема 4. Самосовершенствование личности

 

Практическое занятие 14. Самосовершенствование личности. Вопросы для обсуждения:

1. Новаторство и педагогическая инноватика.

2. Рефлексия как основа самообразования и самовоспитания личности.

 

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учеб.курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев, Казань, 2000.

2. Цыркун И.И. Методическая инноватика: научно-метод. пособие / И.И. Цыркун. Мн., 1996.

 

 

 

Многие учителя, накапливая педагогический опыт, стремятся к его обобщению, готовят методические рефераты, доклады, а также научно-методические работы.

Педагогический опыт – сплав профессиональной подготовки и суммы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффективно решать педагогические задачи, мастерство.

Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации обучения. Новаторский опыт характеризуется еще и тем, что учитель открывает новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

Высшим уровнем профессионализма учителя является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних. Новаторство в педагогической работе есть по существу настоящее открытие чего-то ранее неизвестного, использование которого означает коренное усовершенствование учебно-воспитательного процесса.

Новатор (от лат. novator – обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это – учебно-воспитательная деятельность.

Образцы педагогического новаторства проявили, например, В.Ф. Шаталов, добившийся высокого качества обучения путем применения методики изложения материала укрупненными блоками и системы опорных конспектов, И. П. Волков, который разработал методику творческих заданий для развития способностей учащихся в процессе организации их разнообразной деятельности во внеурочное время, Е. И. Ильин, обративший внимание на усиление нравственного аспекта при изучении литературы и др.

Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало название их общему направлению – педагогика сотрудничества.

Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

1. Педагогика сотрудничества – это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, его равного партнерства с учителем в учебном процессе, стремлении к духовной общности учителя и ученика.

2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому их и называют новаторами.

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.

4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех учителей от младших классов до техникумов.

Передовой, новаторский опыт и результаты научных исследований являются основой для педагогической инноватики – научной отрасли о процессе обновления педагогической деятельности, о принципах, закономерностях, методах и средствах нововведений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффективности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать участие в инновационном процессе.

К путям изучения, распространения и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства массовой информации, конференции, работа районных методических кабинетов, ознакомление педагогов с выводами и рекомендациями, обеспечивающими оптимизацию учебно-воспитательной работы, практическое обучение педагогов умениям применять методы и принципы в педагогической деятельности, осуществление контроля за внедрением результатов педагогического опыта.

Формы внедрения передового опыта в учебно-воспитательную практику:

- Научно-практические конференции.

- Повышение квалификации педагогов и воспитателей.

- Сборы педагогов и воспитателей.

- Обучение педагогов и воспитателей в вузах и др.

А. С. Макаренко считал, что педагогическому мастерству можно и нужно учиться. Такая учеба, по его мнению, состоит «прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, но не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить… Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должно знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.