Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Память. Основные виды и процессы памяти




Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Тема 7. Внимание. Функции, виды и основные свойства.

 

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Мы всегда воспринимаем что - то, представляем, размышляем, думаем о чём - то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить "материю" внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Но нельзя не видеть и особенностей внимания, это - наличие в нём некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объём, концентрация, переключаемость, непосредственно к познавательным процессам типа ощущения, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Находясь под постоянным наплывом впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступают в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом.

Рассмотрим каждое из них:

1) Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком - либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость внимания зависит от ряда причин:

а) силы нервных процессов,

б) характера деятельности,

в) отношения к делу,

г) сложившихся привычек и т.д.

Свойством противоположным устойчивости будет отвлекаемость.

2) Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении на других. Можно сосредоточить своё внимание на чтении интересной книги и не замечать, что происходит вокруг. Сосредоточенность ещё называют концентрацией.

3) Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Переключение, в отличие от отвлечения внимания, происходит осознанно. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем - то другим или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Переключаемость внимания способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

4) Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновремённо несколько объектов. Например, учитель в классе:

а) излагает материал,

б) смотрит на учеников, тем самым следит за дисциплиной,

в) следит за ошибками в ответах учащихся.

Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

5) Объём внимания - это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновремённо способной сохраняться в сфере повышенного внимания

(сознания) человека.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:

а) активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

б) способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

в) обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической

активности на одном и том же объекте или виде деятельности,

г) обеспечивает качество и результаты функционирования всей познавательной деятельности, т.к. вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Виды внимания

 

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Не помня о том, что с ним было, человек просто не смог бы совершенствоваться дальше, т.к. то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.