Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория конкурентных преимуществ М. Портера

На основании анализа статистического материала около 100 отраслей 8 промышленно развитых стран М.Портер в 1990 году в книге «Конкурентные преимущества стран» создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Конкурентное преимущество – это системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.

Причины, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:

· произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;

· произошли изменения в технологиях;

· появились новые индустриальные страны;

· произошла интернационализация производства (предприятия используют преимущества не только той страны, где они базируются, но и страны, где находятся их финансы).

В основе данной теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба – детерминанты конкурентных преимуществ, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны:

 

 
 

 

 


1. факторные условия – наделенность страны следующими факторами производства:

· людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

· физические ресурсы – количество и качество полезных ископаемых. Воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., - географическое положение и климатические условия страны;

· инфраструктура – транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т.д.;

· ресурс знаний – ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также научно-исследовательских институтах, банках данных;

· денежные ресурсы – капитал, который может быть направлен в производство

По степени развитости факторы делятся на:

· основные – это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (природные ресурсы, климатические условия, неквалифицированный труд);

· развитые – это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры).

По степени специализации факторы делятся на:

· общие – универсальные факторы (система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием);

· специализированные – узкоспециализированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации.

2. условия спроса представлены тремя составляющими:

· структура внутреннего спроса;

· величина и характер роста внутреннего спроса;

· интернационализация спроса.

На структуру внутреннего спроса воздействуют следующие факторы:

· сегментация структуры рынка – структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т.д.;

· требовательность и разборчивость потребителей – чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура;

· предполагаемые потребности покупателей – если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным преимуществом, поскольку фирма должна уловить потребность в этом новом товаре.

Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателя:

· емкий рынок – позволяет использовать эффект масштаба;

· расширение рынка – дает возможность для развития технологий;

· насыщение рынка – подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:

· мобильные покупатели, то есть граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства;

· развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт;

· влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране,»тянут» за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.

Большое значение имеет, так называемый, эффект демонстрации: фирмы других стран стараются перенять у страны, имеющей конкурентные преимущества, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга, чему способствуют выставки, ярмарки, распространение буклетов и т.д.

3. родственные и поддерживающие отрасли - высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли.

Поддерживающие отрасли – это отрасли-поставщики, то есть отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. Родственные отрасли – это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями.

4. стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

На определение стратегии и удержание конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

· цели, к которым стремятся люди и управленцы – если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;

· структура собственности – у крупных и мелких компаний разные интересы;

· индивидуальные цели – важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

· влияние национального престижа и национальных приоритетов – некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, куда будут стараться попасть более квалифицированные кадры;

· конкуренция на внутреннем рынке – ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла бы этого, не побеждая на внутреннем рынке.

Особые детерминанты конкурентных преимуществ:

1. случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе. Это: результаты изобретательства; крупные технологические сдвиги; резкое изменение цен на ресурсы; всплеск мирового или местного спроса; значительные изменения на мировых финансовых рынках и т.д.

2. государство или правительство способны усиливать факторные условия; увеличивать спрос, содействовать организационным формам поддерживающих отраслей, формировать конкурентную среду.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система автоматического регулирования угловой скорости с жесткой отрицательной обратной связью по угловой скорости двигателя | Застосування міжнародних договорів та угод
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.