КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Некоторые аспекты информационной деятельности
Проблемы формирования основ информационного общества в России [5] Концепция информационного общества, наряду с концепцией устойчивого развития, дает целостное видение целей и задач общественного развития, предлагает конкретные пути их достижения. Для многих привлекательной чертой этой концепции является ее не идеологизированный характер. Проблемы формирования информационного общества в России по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, что объясняется быстрым распространением новейших ИТТ, глобализацией мировых информационно-технологических рынков. Различия связаны с географической протяженностью страны, недостаточно развитой информационной инфраструктурой, общим переходным состоянием экономики. Вместе с тем, можно констатировать, что за последние годы достигнут существенный прогресс в развитии телекоммуникаций, информатизации государственных и коммерческих организаций, информационном законодательстве. Этот прогресс позволяет говорить о своевременности перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информационной индустрии — связи, компьютерного и информационного, аудиовизуального рынков, к формированию общей стратегии вхождения в информационное общество, в которой на первый план выходят социальные потребности, личность. Российская информационная инфраструктура, включающая информационные ресурсы и программно-аппаратные средства вычислительной, телекоммуникационной техники, информационные технологии, а также персонал, обеспечивающий их создание и использование, становится важнейшей составляющей любого вида деятельности и жизнедеятельности общества. Без нее невозможно функционирование государственных структур, реализация прав граждан на информацию, необходимую при решении личных, хозяйственных или общественных проблем. В развитии информационной инфраструктуры большую роль сыграло Министерство связи, которому за непродолжительный срок удалось преобразовать отрасль, провести акционирование предприятий связи, привлечь иностранные инвестиции, создать условия для развития традиционной телефонии и новейших средств связи. В России за последние несколько лет создана нормативная база развития систем телекоммуникаций в новых экономических условиях. Приняты документы, позволившие перейти от административного управления к более тонким методам государственного регулирования, что позволяет отрасли эффективно функционировать. В качестве основных принципов этого регулирования можно назвать акционирование предприятий связи, привлечение инвестиций под крупные проекты, сокращение перекрестного субсидирования потребителей, сохранение государственного контроля за счет лицензирования (контроль за рынком и поведением операторов) и сертификации (проведение единой технической политики), сохранения государственных пакетов акций в акционированных предприятиях. Рынок средств информатизации, информационных продуктов и услуг является одним из наиболее динамичных секторов российской экономики. В России формируется современная информационная инфраструктура. Однако проблем для решения гораздо больше, чем успехов. В целом наступил период переосмысления деятельности органов, обеспечивающих развитие информационной сферы в России.
Методологическое обеспечение систем информационно-аналитической поддержки [6] Известно, что процесс принятия и реализации решения состоит из ряда этапов: - анализ ситуации и постановка проблем, - выработка и выбор вариантов решений, - организация выполнения решений, - контроль выполнения решений. Каждый этап осуществляется вполне определенными оргструктурами, автоматизированными системами или их совокупностью, поэтому общий процесс принятия и выполнения решения можно представить как действия вполне определенной исполнительной системы, работающей на принципах организации системы управления с отрицательной обратной связью. Переход (движение объекта управления) от состояния А к состоянию В осуществляется структурными формированиями, которые можно сгруппировать в функциональные блоки, название которых для органа управления вполне соответствует этапам процесса принятия решения: — служба анализа, разработки проблемных ситуаций и постановки задач управления, — лицо, принимающее решение, и служба консультантов и советников, обеспечивающих выработку и выбор вариантов решений, — организационно-распорядительные или производственно-диспетчерские службы, контрольные службы. При этом необязательно совпадение функциональных блоков с соответствующими структурными подразделениями. В связи с этим правомерна постановка вопросов о необходимости и достаточности оргструктуры и оптимизации оргструктуры. Складывается новая концепция интеллектуальной поддержки решений, основывающаяся на переработке знаний по проблемной области — это информационно-аналитическая поддержка. Основная идея поддержки решений заключается в том, что руководитель, несущий полную ответственность за принимаемые решения, в силу сложности и неструктурированности возникающих в настоящее время перед ним проблем и трудностей поиска их решения, нуждается в систематической, а не периодической помощи со стороны других лиц на всех этапах процесса выработки верного решения. Очевидно, что поддержка решений разных типов должна оказываться руководству по-разному, с использованием различной информации. Поддержка стратегических решений требует информации о состоянии и интересах управляемого объекта в целом, основных направлениях его развития на длительный период. Для принятия тактического или оперативного решения необходима информация о более частных вопросах функционирования объекта на сравнительно более коротких отрезках времени, о возможных действиях, подчиняющихся общему стратегическому замыслу. Для управления обществом руководитель государственного ранга должен, прежде всего, осмыслить основные принципы и цели управления, находящиеся на уровне общечеловеческих ценностей. Необходимо для поддержки управленческих решений использовать ретроспективные динамические исследования переходных процессов, происходящих в обществе. Знание динамических характеристик важно, поскольку любое управленческое решение является возмущающим сигналом на входе, имеющим ступенчатую форму. Пока существуют желания человека в обществе постоянно, происходит генерация новых человеческих потребностей. И в зависимости от среды обитания эти потребности реализуются полностью, частично или не реализуются вовсе. Таким образом, в обществе как системе встречаются два процесса. С одной стороны, растут потребности человека. С другой стороны, общество в виде своего управляющего инструмента — государства —пытается вернуть систему в исходное состояние, ибо для удовлетворения потребностей необходима еще и потенциальная возможность такого акта. Это объективная закономерность в действиях самоорганизуемой и самоуправляемой системы, а таковой и является человеческое общество. При нормальном динамическом равновесии системы «человек—государство» рост потребностей и их реализация происходят постепенно или равномерно, или по функции монотонного развития. Но в этой паре доминирующую роль играет государство. Объективная закономерность заключается в том, что чем менее гибкой системой регулирования является государство, тем в более значительной степени накапливаются противоречия между человеком и государством. Государство или не успевает или не желает их отслеживать и реализовать. При значительном росте противоречий, ставящем под вопрос существование самой системы, они разрешаются в рамках существующей системы, без изменений или с незначительной ее модернизацией, не затрагивающей системных основ, — это мы называем реформами, или с коренным изменением основ государства как системы регулирования — это мы называем революциями. С точки зрения системного подхода к анализу функционирования государства, и революции и реформы плохо, поскольку с точки зрения системного подхода на вход системы как минимум подаются корректирующие или возмущающие сигналы, а это вызывает ответную реакцию системы, называемую переходным процессом. Необходимо знать хотя бы физическую сущность этого явления. Информационные особенности развития деловой среды [7] Старение, деградация, регресс — всеобщие явления, связанные с всеобщим форморазрушающим движением во времени. На фоне общего упадка деловой среды в России некоторые ее элементы обладают свойствами прогресса, т. е. растут, развиваются и проявляют экспансию. В рыночной экономике взаимодействия участников рынка выглядят случайными, а их успех вроде бы определяется интуицией, опытом, везеньем, некими глобальными синергетическими "сдвигами", которые происходят где-то "глубоко" и которые не зависят от людей. Предпринимательские инновации производят целый ряд небольших изменений в товарах и процессах, аналогично тому, как генетические процессы понемногу изменяют характерные черты различных видов флоры и фауны. В процессе коммуникации людей вырабатываются устойчивые элементы: слова, жесты, мелодии, навыки, идеи и т. п., оказывающие серьезное влияние на их поведение. Стабилизация понятий осуществляется путем их общественного признания и использования, в частности, путем цитирования. Потребители товаров, с одной стороны, в основном формируют тот потребительский спрос, который определяет жизненный цикл товара. С другой стороны, производители товаров, конкурируя между собой на рынке, также оказывают сильное влияние на жизненный цикл товара. За счет всеобщего движения во времени элементы Деловой среды стареют, а их реальная стоимость уменьшается (инфляционные форморазрушающие процессы). За счет индивидуализирующих, формообразующих процессов, элементы Деловой среды выделяются из окружающей их среды, и их реальная стоимость растет, например, фирменные знаки, или создаются новые оригинальные элементы. Информационное дополнение рынка — информационный фонд Деловой среды - также должен обеспечивать определенный набор функций, пять из которых приведены далее. В любое время из любого места любое лицо может получить (предоставить) информацию о товаре в фонде данных Деловой среды в объеме, обеспечивающем описание потребительских свойств товара и позволяющем извлекать из него информацию об индивидуализирующих свойствах товара. Если рынки сбыта рассматривать как товар, тогда становится понятно, почему фирмы тратят столько денег на рекламу, маркетинг и продвижение товаров, а покупатели готовы оплатить дополнительные расходы на это в цене товара, доходящие до 50%. Покупатель идет на это с целью сэкономить на альтернативной стоимости времени, которое он мог бы потратить на получение информации о товаре и его характеристиках. Любое лицо — участник Деловой среды - должно предоставлять товары другим лицам для рассмотрения на предмет их включения в деловой оборот и определения культурной ценности, безопасности для человека, окружающей среды и "чистоты" (легальности) этих товаров. Для информационного фонда Деловой среды можно сформулировать следующие внутренние функции. К любому временному элементу информационного фонда, находящемуся в любом элементе Мировой деловой системы, подключается новая информация о товаре сотрудниками национального элемента этой Системы способом, обеспечивающим репрезентативность и индивидуальность товара.
Бизнес и власть: информационный аспект взаимодействия [8] Переход на рыночные принципы хозяйствования характеризуется необходимостью адаптации деятельности предприятий к изменившейся политической, правовой и экономической обстановке, сопровождается появлением все возрастающего количества новых мелких и средних предприятий и фирм различной формы собственности, которые будут создавать все большую часть национального продукта страны, и общей активизацией предпринимательской деятельности (бизнеса). Парламенты и правительства новых суверенных государств, не имея необходимого опыта и знаний, приступили к созданию и выработке не проверенных практикой новых законов, постановлений и указов вместо адаптации уже имевшихся к новым условиям жизни общества. Новые законы (постановления, указы) зачастую не имеют механизмов осуществления, порой приходят в несоответствие друг с другом, провоцируя атмосферу неопределенности. Известно, что в условиях неопределенности действий властных структур государства бизнес не может нормально развиваться. Предприниматели должны как можно больше быть осведомлены о том, что готовит для них руководство страны в виде результатов законотворческой деятельности, стратегических и тактических политических, правовых и экономических замыслов. Возникла острейшая социальная необходимость в информационном регулировании взаимоотношений бизнеса, государства (как властной структуры) и общества. Информация становится реальным инструментом взаимодействия бизнеса — государства (власти) — общества, средством достижения компромиссов, принятия согласованных решений и взаимовыгодных действий на любом уровне управления экономикой. Именно уровень и качество взаимоотношений власти и бизнеса на информационной основе обеспечивают реальную, а не декларированную гласность, являющуюся гарантом открытости и взаимного доверия между властными структурами (парламент, правительство, местные органы управления), предпринимателями и обществам в целом. Качественная информационная легальная связь этих структур во многом лишает питательной среды явления коррупции, злоупотреблений государственной властью. Однако, несмотря на возникающее разнообразие источников и каналов информации, работающих в русле взаимоотношений власти, бизнеса и общества, а также достаточное количество информационных структур, обслуживающих потребителей в сфере бизнеса (в основном, это коммерческие структуры — фирмы, конторы, малые предприятия и т. д.), следует констатировать отсутствие системы взаимосвязи правительственных органов и сфер бизнеса на информационном аналитико-концептуальном уровне. Информационное обеспечение процесса экономических реформ и маркетинг рынка информационных услуг нуждаются в информационной системе, которая стала бы посредником между властью и сферой предпринимательства, обеспечивала бы возможность соблюдения взаимных интересов предпринимателей и государства, разумного сочетания государственной политики и деловых интересов предпринимателей на базе концепции стратегического менеджмента и маркетинга. Какая информация нужна различным структурам в первую очередь? Предприятию с маркетинговой ориентацией нужна информация о потребностях внутреннего и внешнего рынков; о потребителях — предприятиях и различных социальных группах общества; о поставщиках, партнерах, посредниках; о законотворческой деятельности властей; юридическая, статистическая и т. д. Министерствам и ведомствам, кроме указанной выше, нужна еще информация, позволяющая решать задачи формирования в стране научно-технического потенциала, организации и технического обеспечения производства конкурентоспособной продукции, предупреждения диспропорции, способствования предприятиям в максимально экономном выпуске продукции высокого качества. Широко распространена ошибка управления — государственных служащих различных рангов — ожидание от информационных структур готовых управленческих решений. Но даже при наличии высокоэффективной информационной системы, которая упоминалась выше, подготовка, принятие и контроль реализации управленческих решений — это прерогатива государственных структур. Информационная функция в принятии решений — это подготовка вариантов (аванпроектов) решений на основе информационных исследований, в которых формулируется тенденция научно-технического и социально-экономического развития, возможность и целесообразность (с учетом вероятных положительных и отрицательных последствий) выбора вариантов управленческих решений для эффективного разрешения проблем государственного уровня. В теории принятия решений процедура решения задач любой сложности состоит в выполнении следующих операций: идентификация задачи; постановка цели решения; сбор и обработка информации; выбор критериев оценки альтернатив; подготовка вариантов решения; выбор окончательного варианта; собственно принятие решения. Каждая из названных операций требует информационной поддержки. Не вызывает сомнения то, что принятие окончательного решения — функция руководителя как государственной, так и коммерческой структуры. Руководителю, принимающему или утверждающему окончательное законодательное решение или решение об изменении направления производственной (коммерческой) деятельности, не всегда ясны мотивы выбора промежуточных решений. Опытный руководитель противопоставляет рекомендуемому решению свои интуитивные представления, которые либо сразу согласуются с предложенным вариантом, либо существенно расходятся с ним. В этом случае дополнительно привлекаемая информация становится средством более глубокой оценки альтернатив и снятия противоречий. Информация и информационное взаимодействие относятся к фундаментальным основам общества, обеспечивая столь необходимое сейчас понимание и взаимное стремление действовать во благо государства, бизнеса и различных слоев общества.
Об использовании информационных методов при изучении социальных систем [9] I. Рассмотрим некоторые подходы к анализу процессов, происходящих в сложных социальных системах. Многообразие современной экономической и политической жизни делает подобные задачи трудными для анализа даже тогда, когда многое кажется очевидным, не говоря уже о слабоструктурированных и плохо формализуемых проблемах. Традиционные методы оценки состояния и прогнозирования (контент-анализ, структурно-логическое моделирование, анализ корреляций и регрессий, имитационное моделирование, методы экспертных оценок, эвристические методы и др.) не во всех случаях могут найти эффективное практическое применение. Очевидно, что выбор конкретного метода в большой степени связан с имеющейся у исследователя исходной информацией, его навыков и интуиции. Основная идея теории рефлексии заключается в том, что для решения поставленных задач необходимо: создание надежных методов мониторинга политической ситуации, использование самообучающихся и самоорганизующихся моделирующих систем, учет в них законов психологии (законов рефлексии) как отдельной личности, так и больших коллективов. С помощью статистического подхода к поименным голосованиям можно достаточно эффективно выделять реальные фракции и группировки в выборных органах. Для этих целей возможно использование широкого набора методов и приемов — от многомерного шкалирования до различных приемов кластеризации. Например, в одной из работ предложен метод «усредненного депутата» для анализа эффективности деятельности произвольного парламента. Введено понятие диаграммы расстановки политических сил — некой кривой, отражающей распределение степени совпадений голосований отдельного депутата с общим результатом. По ее виду можно судить о качественных особенностях парламента: тоталитарной, анархической или демократической его сути. В том случае, когда некоторая система состоит из элементов (кластеров), проявляющих «разумное начало», ее можно представить динамической системой, а доведение описать системой неких дифференциальных уравнений. Под разумным началом понимается такое поведение элементов системы, обладающих подвижностью, при котором элементы взаимодействуют друг с другом, меняют тип, переходят в другую группу (кластер), расширяют состав своей группы (кластера) за счет элементов другой группы. Нетривиальные эффекты возникают при размерах жизненного пространства, значительно превосходящих длину диффузии, длину среднего индивидуального перемещения. В связи с этим интересно выделение нескольких явно выраженных этапов, таких, как: образование кластеров, расширение кластеров, эволюция границ кластеров. Использование подобных моделей в ряде случаев позволяет произвести качественный анализ происходящих процессов. Весьма продуктивным может быть использование теории рефлексии. В социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми. При этом в сложном процессе рефлексии даны как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит себя; субъект, каким он воспринимается другим, и те же три позиции со стороны другого. При этом рефлексия выступает как своеобразный удвоенный процесс зеркального отображения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное отображение внутреннего мира партнера, в котором, в свою очередь, отображается внутренний мир первого. Как правило, процессы рефлексии изучались либо в лабораторных условиях, либо на малых группах, подвергавшихся исследованию. Вместе с тем можно предположить наличие рефлексии в более широком смысле — рефлексии окружающей действительности в. состоянии выборного органа, распространив на него антропоморфный подход.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |