КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метафора как средство изучения политической картины страны
II. Средства массовой информации выполняют многообразные функции[10]. Они не только информируют население о происходящих событиях, но и в некоторой степени выполняют образовательную и социализирующую функции, и, безусловно, рекламную. Таким образом, СМИ оказывают влияние почти на все общественные институты. Именно язык публицистики становится тем орудием манипулирования сознанием, благодаря которому возможно воздействие на все общественные институты, и именно он становится тем катализатором, который отчетливо демонстрирует влияние общественно-политических процессов последних лет на различные сферы современного русского языка. Наибольшему воздействию этих процессов подвержена лексика. Ярче всего эти изменения в семантической сфере проявляются во время активизации политических событий различного уровня и значимости, таких как выборы, референдумы, путчи и т.п., когда особенно резко выделяются группы соперников, усиливается их желание быстрее достичь результатов, увеличить круг сторонников любой ценой. Средства массовой коммуникации использовались и используются в сфере пропаганды, понимаемой как “особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них оказание влияния и на поведение людей”[11]. Развитие СМИ привело к стиранию границ между сугубо информационными программами новостей и развлекательными программами. Порой рекламные политические ролики, а подчас и передачи, наделенные политическим смыслом, приобретают формальные атрибуты развлекательных передач. То же самое зачастую случается и с материалами печати: трудно по внешним признакам - стиль автора, лексический набор - отнести статью к тому стилю, к которому она должна бы принадлежать. Подобные метаморфозы СМИ объясняются различными причинами. Большую роль здесь играет степень вовлеченности, например газеты, в политический процесс. Одни органы печати проявляют большую заинтересованность в освещении политических событий, занимая, с их точки зрения, нейтральную позицию, другие - стремятся принимать активное участие в политической жизни страны, влияя в силу возможностей на развитие политических событий и выступая от имени тех или иных политических партий и движений. Безусловно, на “характер” газеты влияют политическая позиция, программа партии и средства, выбранные для достижения поставленной в программе цели. Политическая партия “представляет собой общность людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя (слоев) или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении”[12]. Естественно, что партия или движение объединяются вокруг лидера, отвечающего по совокупности своих личностных качеств представлениям о личности, которая способна привести в исполнение цель объединившихся в партию или движение людей. Он должен вести группу, “стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности”[13]. Лидер не изолирован от конкретных социальных условий. Он - феномен, аккумулирующий в себе социально-психологические представления группы людей, объединившихся вокруг идейно-теоретической концепции. Концепции, которая является совокупностью “взаимоувязанных и систематизированных принципов, идеалов, ценностей, целей и намерений, лежащих в основе деятельности партии”[14]. Этим и объясняется различие стилей и формы подачи и интерпретации информации, отчасти - длительность существования, печатных органов партий. Позиция партии, ее цели в политической борьбе и тип лидера определяют “лицо” органа, представляющего партию. Существенно важными становятся в борьбе за аудиторию социальные и социально-психологические характеристики адресата, ибо от них зависит, обратится ли адресат к конкретному печатному органу - представителю партии - в поисках информации; примет ли предлагаемую в таком виде информацию; поймет ли в соответствии с установкой передаваемые сообщения; примет ли указания, исходящие от коммуникатора. Большое значение приобретают формирование и поддержание имеющихся потребностей, умелое использовании их в речевом воздействии. Так, например, в условиях однопартийной системы нашего государства в центре внимания находилось “формирование марксистско-ленинского мировоззрения советских людей, выработка у них высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали, а это на языке психологии означает, что целью пропагандистской воспитательной работы является формирование человеческих потребностей, отвечающих нормам нашего общества”[15]. Рудименты ленинских традиций ведения диалога, когда исключалась сама по себе возможность правоты оппонента, встречаются и в современной практике речевого общения. Это и незабываемая телевизионная встреча В.Жириновского и Б.Немцова, это и перепалки и “рукопашные бои” депутатов Государственной Думы, которые нередко транслируются ЦТ. Таким образом, СМИ являясь одним из инструментов, с помощью которого партия может объяснить свои принципы, формируют и отношение к фактам действительности, и таким образом позволяют партиям и лидерам завоевывать свою аудиторию, формировать свой электорат. Речь современных политических деятелей состоит по большей части из штампов, цепь аргументов зачастую лишена логики, искажается смысловое поле даже общепринятых терминов. “Современная метафора представляет собою тот же словесный штамп, поскольку используется установочная языковая структура, основанная на глагольной форме, фактически утратившей свой лексический смысл, ставшей связкой:... утечка мозгов, процесс пошел...”[16] В настоящее время большое количество работ посвящено исследованию метафоры различных исторических периодов на основе языка прессы, дающей обширный материал “для изучения менталитета соответствующих ораторов и журналистов, а через них и всего общества в данный период времени”[17]. Во многих работах исследуются причины актуализации различных метафорических полей и их связь с активизацией или спадом политических событий. В ряде работ отмечается, что в настоящее время одним из актуализированных метафорических полей является тема “болезни общества”. В.В.Колесов отмечает, что основой метафоры является растение (ядовитые побеги, корни этой проблемы). Истоки этих метафор в публицистике восходят к идее уподобления общества живому организму со всеми его особенностями. В политический дискурс метафоры этого типа вводятся различными категориями ораторов, для которых эта модель остается живой и представляет собой незакрытую структуру. Активные политические процессы, развитие многопартийной системы (возникновение многочисленных партий и группировок, близких и резко различных), стерли критерии четкого разграничения позиций внутри политических объединений. Отсутствие четкости и стабильности в содержании не только некоторых политических терминов, но и идеологических позиций привели к декорреляции привычных синонимических и антонимических связей лексики, относящейся к сфере политики. Декорреляция политических терминов особенно заметна на примере слов левый - правый и соотносительных с ними производных - справа - слева, направо - налево, праветь - леветь и др. Понятна точка отсчета, “откуда” устанавливается направление. В то же время в европейской политической системе бытует совершенно точное представление: левый - “радикальный”, правый - “консервативный” или даже “реакционный”. Было бы естественно, для российской действительности разделить на левых и правых соответственно демократов и противников демократических преобразований. И такое деление порой встречается в демократической прессе. Но из-за стилистической и терминологической неряшливости, из-за попыток представить наполненное смысловым подтекстом русское слово простым понятием в эмоционально-экспрессивном изложении мы получаем образцы лишенного мысли риторического мышления, приводящего к смысловым неточностям, размытости содержания понятий. Так, нечеткость в трактовке понятий демократ и антидемократ позволяет манипулировать и словами левый - правый. Довольно трудно четко определить позицию наиболее заметных на политическом поле партий и политических лидеров (“правые”, “левые”, центристы) по указанным выше причинам[18]. Так, в соответствии с типологизацией, основанной дифференциации идеологем партий, схема деления партий на “правых” и “левых” (и наиболее ярких представителей отдельных партий, чьи статьи анализируются в следующем параграфе) выглядит следующим образом[19]:
Прямо противоположна данной выше схеме типологизация, сделанная на основе концептуализации идеологий, а также по “политическому поведению” партии и их представителей:
Таким образом, различие подходов (европейский и российский всегда отличались) к типологизации партий и движений, нередко приводят к попыткам истолковать, например, позицию демократов в России как правую, из-за их идеи капитализации общества и отрицания ими социалистической идеи. Иногда в современной российской прессе коммунисты оцениваются как правые силы (см. также схему А.Умланда, который относит их к левым в связи с тем, что из позиция основана на желании “возродить старую систему”), хотя в других государствах коммунистические партии традиционно относятся к левым. Отсюда становится очевидным, почему семантика политических терминов левый, правый носит не вполне определенный, размытый характер.
Каждая личность имеет свою систему нравственных ценностей и ориентиров, свой моральный кодекс, что и определяет его линию поведения. Этот, так называемый в современной социологии, “моральный плюрализм”, имеет шанс помешать установлению нормальных взаимоотношений при решении серьезных политических проблем. Плюрализм во взглядах диктует и плюрализм в речевом поведении. Политическая позиция складывается в соответствии с образом мышления, представлениями о действительности и о способах ее преобразования. Следовательно, можно предположить, что используемые лексические единицы, в данном случае - метафоры, коммуникатор отбирает сообразно со своим языковым вкусом, образом мышления и выбранным стилем. Однако неясность политических терминов, о которой говорилось выше, возможности столь четкого размещения метафорических моделей на шкале “левый – правы”, однако можно со всей уверенность сказать, что даже при первичном прочтении текстов, без подробного анализа, налицо такая закономерность: чем более радикально настроен представитель партии или движения в отношении политической действительности, тем метафоричнее его речь. Источником для изучения ментальности, отчасти, могут послужить так называемые “развернутые” метафоры. Во всех типах, родах, видах источников, создаваемых образах, в той или иной степени оказывается зафиксированной ментальность человека (или любого коллектива), участвовавшего в их создании. Такие метафоры широко используются хотя бы в одном из взятых для анализа текстов у всех, кроме Ю.Лужкова. В условиях выборов, референдумов и подобных событий в политической жизни, предполагающих возможные изменения в социально-политической стране, обещающих реформы, на первый план в речи политиков выходят такие метафорические модели как “Дом”, “Путь”, “Семейные отношения”. В межвыборные периоды, т.е. когда одни надежды уже не оправдались, а для других еще не настало время; когда уже избранным не надо доказывать необходимость поддержания их платформы, а другие собираются с силами, готовясь к новым политическим акциям, и, следовательно, находятся в поиске слабых мест избранных противников, что должно стать орудием борьбы против них, - в периоды “вялотекущей” политической жизни общества на первый план выходят метафоры, характеризующие состояние, процесс, его продолжительность, описание сторон, форм, участников этого процесса. Наиболее актуальна в такое время метафорическая модель “Общество – живой организм”, особенно его состояниездоровья – заболевание, болезнь, угроза жизни. Критика прошлого и пришедшего в результате того или иного политического события настоящего, красочные картины будущего, появление новых политических партий, движений, в том числе в результате размежевания, требуют метафор, указывающих на зарождение, этапы и периоды развития, грядущей зрелости – зерно, возрождение, зреет, растет, развивается, колыбель, корни, ягодки-цветочки и т.п. Злободневными становятся все три модели с исходной биологической семантикой, хотя по сути, если смотреть на живой организм в обобщенном смысле, то модель “Общество – живой организм” поглощает “Мир животных” и “Мир растений” в подобных метафорических проявлениях. В то же время для придания веса аргументам в борьбе с политическими оппонентами необходимо подчеркнуть изъяны, достоинства показать как недостатки. И здесь наилучшим образом подходит зооморфная метафора, которая позволяет дать образные характеристики политически партиям, их лидерам, отношениям как внутри партий, так и с оппонентами, показать место народа и его пассивную роль в политической жизни российскогогосударства. При этом в зоологической метафоре активно привлекаются только те образы, которые подчеркивают агрессивность отношений, эксплуататорскую роль человека в освоении живой природы, наименования животных выбираются таким образом, когда опосредованно ассоциируются антонимические пары – противопоставленность правительства и народа – бедные овечки, вампиры, кролики, анаконды и т.д. Представители более радикальных политических течений (независимо “правый” / “левый” уклон) прибегают к более ярким, последовательно выстроенным, развернутым метафорическим построениям, нежели представители умеренных взглядов, у которых метафоры носят, как правило, автономный, стертый характер. Анализ статей Э.Лимонова, В.Жириновского, А.Проханова показывает до конца продуманную концепцию образов выступления и точек идеологического воздействия. Они пытаются отразить внешний мир, современную им реальность, приближая свои образы к чувственным формам конкретного познания. Для этого, находясь в постоянном поиске, выражают представление о самом существенном, с их точки зрения, признаке того или иного предмета. Для эффективного речевого воздействия выбирается естественная форма внушения уже известного метода эмоционально-экспрессивного давления, строящегося на максимальном числе заранее прогнозируемых элементов деятельности аудитории[20]. У представителей радикальных взглядов четче прослеживается адресат, направленность выступлений. Самые адресно оформленные статьи у А.Проханова. В этот аспекте можно выделить также статьи Э.Лимонова. Но у него определить аудиторию, на которую рассчитаны его выступления, можно опосредованно – через молодежный сленг, нецензурные и блатные выражения. Аудитория Лимонова, способная оценить его речетворчество,– молодежь и “не повзрослевшие” люди среднего возраста. Взятые для анализа тексты выполняют не столько коммуникативную функцию, сколько служат средством выражения отношения данных политиков к социально-политической ситуации в стране. Главным средством выражения содержания в них является метафора, как одно из средств воссоздания и выражения политических взглядов, духовных ценностей, ментальности. Введенные таким образом развернутые метафоры позволяют с особой меткостью и выразительностью формировать отношение аудитории к специально сконструированной “картине мира”. Прошлое нашей страны, когда действовали ленинские установки деления оппонентов на “своих”–“чужих”, когда “своих” учили и переубеждали, а “чужих” разоблачали и уничтожали, писали о них языком, способным вызвать к ним “ненависть, отвращение, презрение”, приводит зачастую к отсутствию в речевом акте позитивных установок. Подстановка эмоционально окрашенных лексических единиц на место нейтральных связана со стремлением диктовать слушающему совершенно иную не только смысловую окраску, но и с попыткой изменять, подчас, его отношение к описываемым событиям в соответствии с замыслом говорящего. Правовые и методические аспекты информационного обслуживания различных потребителей информации [21]
Очевидное утверждение, что информационная продукция, в том числе и экспертные системы, должна быть востребована потребителем, в настоящее время особенно актуально. Повсеместно создаваемые отделы маркетинга и рекламы чаще всего занимаются только рекламой или являются техническими отделами под новой вывеской, в которых даже не знают, что такое маркетинг. Деятельность существующих служб маркетинга в коммерческих структурах, как правило,—коммерческая тайна. Создается парадоксальная ситуация: с одной стороны, рынок требует максимального выявления потребительского спроса, с другой — и практика и теория определения потребностей оставляют желать лучшего. А «разброс» информационных потребностей очень Практически отсутствуют методические разработки по выявлению информационных потребностей специалистов в современных условиях. А в результате имеем массу, мягко говоря, «неквалифицированных» «методик по маркетингу», изданных различными коммерческими структурами. Хотелось бы отметить еще один аспект, связанный с потребителями информации. Очень важно, чтобы на практике была осуществлена возможность каждому гражданину страны иметь в любой удобный момент жизненно необходимую ему информацию. В частности, справочную, юридическую, коммерческую. Под «коммерческой тайной» часто скрывается элементарная коммерческая информация, которая должна быть общедоступной. Главное условие эффективного удовлетворения информационных потребностей — четкое выражение того, какая информация действительно необходима потребителю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном органе или библиотеке тех сведений, в которых нуждается потребитель. Тема 4. Роль информации в принятии решений
Стратегия коммерческой информации [22]
Используемый надлежащим образом информационный продукт может стать решающим фактором успеха в бизнесе. Потребность в информации определяется тесной связью с принятой стратегией бизнеса. В этой стратегии информация и знание должны быть таким же фактором, как финансы, интеллектуальный потенциал, исследования и разработки, маркетинг, специализация производства, продукция, организация и управление. А это означает, что информация интегрируется в стратегию бизнеса и превращается в вид производственных ресурсов. Стратегия использования информации фирмой в своем бизнесе продиктована действиями производителей объектов техники и их потребителей в сфере долговременных интересов фирмы. Фирма, основываясь на обобщенной, аналитически обработанной достоверной информации, совершенствует существующие и разрабатывает новые технологии, создает конкурентоспособные объекты техники, а потребители, используя информацию, обосновывают и предъявляют фирме все новые и новые требования к ее продукции. Для достижения преимуществ в бизнесе и обеспечения «быстрого бизнеса» за счет использования информации, в фирме может быть разработана система четырех стратегических уровней использования информации. 1. Оперативный уровень (деловые операции)—для поддержки оперативной деятельности (производство, управление). 2. Уровень принятых решений — для обоснования принятия правильного решения и минимизации риска. 3. Уровень стратегии бизнеса — для выбора и непосредственной поддержки избранной стратегии бизнеса. 4. Уровень развития бизнеса — для повышения потенциала бизнеса и для ускорения бизнеса. Информацию следует обязательно использовать для решения следующих задач: решения проблем; принятия решений; понимания теоретических и практических ситуаций; анализа событий как внутри фирмы, так и в окружающей ее «внешней» среде; выработки идей; введения новшеств; усовершенствования продукции; понимания потребностей рынка и тенденций его развития. Задача руководителя высшего и среднего звена фирмы — оценить информацию и соответствующим образом использовать в контексте организационных и стратегических задач бизнеса весь объем полученной новой информации, чтобы успешно вести конкурентную борьбу и, в конечном счете, увеличить размер прибыли и обеспечить успех бизнеса. Совместно с ведущими специалистами, руководство должно определить структуру информации, необходимой для бизнеса, и установить, что фирма, как потребитель информации, должна учитывать следующие факторы: 1. Внешние условия для бизнеса: 1.1. Конкурентная информация (факты, параметры, характеристики и показатели качества); 1.2. Сообщения (случайная информация), которые в данный момент могут казаться бесполезными, но со временем могут стать показателями устойчивых тенденций или в сочетании с другой информацией дать набор ценных сведений. 2. Информация, создаваемая внутри фирмы: 2.1. Информация (опыт, ноу-хау), интегрируемая в ходе собственной деятельности фирмы или полученная в результате сбора и обработки внутренней и внешней информации; 2.2. Эффективное управление внутренней и внешней информацией. Цель управления информацией состоит в обеспечении своевременной передачи информации тому работнику фирмы, который в ней нуждается; 2.3. Продажа (передача на сторону) информации, как неотъемлемой части продукции. Эти факторы играют существенную роль при стратегических оценках ситуации и принятии стратегии бизнеса. Коллектив фирмы оценивает для себя информацию как вид бизнеса. В связи с этим возрастает потребность в информационном обеспечении управления научно-производственной и коммерческой деятельностью и в информационной поддержке принятия решений, связанных с техническим и коммерческим риском. В рамках разработки стратегических научных и производственных планов использование информации ориентировано в первую очередь на стратегическую концепцию. Стратегическое использование информации для разработки высоких технологий позволяет успешно решать следующие задачи: отслеживание научных, технологических и организационных новшеств, новых инженерных и конструкторских решений и оценка возможности их внедрения; разработка новых и совершенствование существующих технологических и организационных концепций и решений, активное стимулирование таких разработок, как вследствие производственной необходимости, так и по собственной инициативе; исследование технологических потребностей фирмы в целом и/или отдельных пользователей. Информационное управление технологией ориентировано в основном на рынок. Стратегическое использование информации для решения технических и коммерческих задач направлено на: обеспечение устойчивой работы и предупреждение крупных неудач; изучение пяти групп вопросов, охватывающих весь жизненный цикл изделия — от возникновения идеи создания конкретного объекта техники до продаж его потребителю. Решение этих задач позволяет чувствовать пульс рынка, динамику рыночных потребностей и устанавливать степень их удовлетворения. Используя информацию в управлении деятельностью фирмы, руководство предъявляет высокие требования к информационно-маркетинговой службе, отвечающей за сбор, систематизацию, анализ и обобщение информации. Эта служба должна своевременно обеспечить достоверную информацию, чтобы она предшествовала продукции; могла быть использована технологией, учтена в рыночной деятельности; позволяла увеличивать набор потребительских свойств создаваемых объектов техники; обосновывала диверсификацию производства; позволяла рассчитывать вероятные изменения во внешней среде, окружающей фирму, и минимизировать рынки; способствовала развитию производительных сил, созданию новых производственных отношений. В задачи службы входит создание специализированного банка данных, структурированного по основным направлениям научной, производственной и коммерческой деятельности фирмы, а также по ее долгосрочным интересам, и использование материалов банка при подготовке целенаправленной аналитической информации в форме, удобной для восприятия и использования специалистами фирмы. Таким образом, для успешного стратегического использования информации и знаний руководитель фирмы должен в стратегию бизнеса включать и вопросы информационной стратегии. При этом особое внимание следует обращать на содержание информации и на создание эффективной системы подготовки и использования информации при принятии стратегических решений. Каждый руководитель предприятия сталкивается со стратегической задачей: рационально выстроить деятельность, получить максимальный экономический эффект. Незаменимую помощь в решении этой задачи может оказать стратегическая информация, но все инвестиции в информационные технологии должны исходить из реальных потребностей фирмы и ее умения претворить информацию в решения, удовлетворяющие эту потребность. Информационное обеспечение управленческой деятельности [23] Сегодня информационные ресурсы рассматриваются наравне с основными ресурсами общества — энергетическими, финансовыми и др., а нередко они характеризуются как «ресурс № 1». Эти утверждения основаны на бесспорном заключении о том, что надежное, своевременное и полное информационное обеспечение позволяет обществу сконцентрировать свои усилия на развитии наиболее важных, приоритетных направлений; отсутствие или неполнота информации приводит к неэффективным решениям, сопровождаемым рядом негативных последствий. Информация считается одним из главных орудий конкурентной борьбы. В 90-х гг. сохранятся тенденции к быстрому изменению технологий, ускорению распространения новых достижений науки и техники и развитию многонациональных исследований, прежде всего в области экологии. Повышение эффективности управления во многом зависит от качества информационного обеспечения руководящих работников. Для потребностей, связанных с управленческими решениями, общим является уменьшение спроса на информацию количественного и возрастание спроса на информацию качественного характера. Управление имеет три главных аспекта: политический (цели и принципы управления, органы власти и хозяйственного руководства), функциональный (хозяйственный механизм, формы стимулирования, механизм ответственности, рычаги повышения эффективности и т. п.) и технологический — информационно-организационный аспект (формы, методы и средства выработки, принятия и реализации управленческих решений). Информация в основном охватывает третий — технологический аспект управления, но с учетом воздействия первых двух его аспектов в перспективе следует ожидать соединения энергетической части (мощностей) предприятия с «процессорной» (организационно-управленческой) его частью. Современные информационные технологии, базирующиеся на профессиональном использовании информационного ресурса, позволяют управленцам вести управленческую деятельность, минимизируя риск. В зависимости от решаемых управленческих задач могут быть использованы следующие информационно-управленческие технологии. Сберегающие (экономят трудозатраты, материалы и финансовые ресурсы, но не оказывают существенное влияние на изменение состояния и уровня функционирования предприятия), в основном передающие информацию от источника к адресату, не отвечая за ее суть и использование адресатом. Рационализирующие (не только охватывают функции передачи, но и в определенной мере отвечают за использование информации). Творческие (выработка новых знаний, их передача, переработка, использование для усовершенствования объекта управления). Управленческий корпус условно можно разделить на три категории: руководители (лица, наделенные правом принимать окончательные решения, так называемые «первые лица»), специалисты (лица, занятые обработкой, оценкой, анализом информации и подготовкой решений) и вспомогательный персонал (лица, выполняющие техническое обслуживание управления). Естественно, что информационные технологии осуществляют информационное обеспечение управленческого корпуса дифференцированно, учитывают функциональные особенности управленцев. В информационном обеспечении руководителей большое значение имеет уровень их информационной культуры и восприимчивости информации. От умения грамотно работать с информацией напрямую зависит конечный результат управленческой деятельности—эффективность и качество трудовых процессов. Не менее важно и качество управленческой информации, которое, в свою очередь, зависит от квалификации информационных работников. К специалистам, подготавливающим информацию для «первых лиц» и управленцев, предъявляются следующие основные требования: фундаментальная подготовка по теории и практике управления; понимание функциональной нагрузки соответствующего руководителя; знание механизма принятия управленческих решений; профессиональные навыки в подготовке управленческой информации и опыт делового общения с руководителями; понимание того, что научно-техническая информация для руководителя является лишь «информацией к размышлению», так как для принятия окончательного решения о внедрении тех или иных новаций на конкретном объекте кроме нее требуется самая разнообразная информация о состоянии и возможностях их внедрения, о наличии материальных и людских ресурсов, о возможности получения положительного эффекта, о соблюдении действующего законодательства и т. п. Руководители, которым для успешной управленческой деятельности необходима как информация из внешней среды, поставляемая системой НТИ, так и разнообразная внутрифирменная информация, должны: соблюдать принципы систематизации информационных потоков, т.е.: — обеспечение полноты и достоверности учета всех сторон хозяйственной деятельности, достижение неразрывных связей между оперативным, статистическим и бухгалтерским учетом; — минимизация информационного шума и ограничение информационной избыточности лишь требованием надежности; — обеспечение неразрывной связи между внешней и внутренней информацией и принятием решений на всех уровнях иерархии управления. Информационное обеспечение руководителей должно быть постоянным и системным, основанным на следующих принципах: единство цели; единство действий; комплексность; приоритетность; избирательность; специфичность; технологичность; эффективность. Информация, поступающая к руководителям, должна содержать оценку с выводами и рекомендациями, иметь высокую степень обобщения. Система информационного обеспечения руководителей, как правило, текущей (оперативной) — для руководителей, решающих стратегические, тактические и оперативные задачи; обзорно-аналитической (тактической) —для руководителей, решающих стратегические и тактические задачи; прогностической (стратегической) — для «первых лиц», определяющих техническую политику и перспективы развития отрасли, подотрасли, фирмы. Особое значение при информационном обеспечении управленческих решений придается подготовке аналитических информационных продуктов, так как из анализа информационных потребностей стало очевидным, что информация для руководителей требует предварительной обработки. Речь идет об интеллектуальной обработке содержания первичных информационных источников, включающей анализ (выделение и оценку фактов, данных, утверждений, гипотез, суждений и связей между ними) и последующий синтез выбранных сведений. Ни один компьютер не в состоянии выполнить эти сложные интеллектуальные операции; это под силу только высокоэрудированным информационным специалистам. Такая интеллектуальная переработка информации представляет качественно новый этап в информационной работе, результатом которой является обобщенная (консолидированная) информация. Под консолидированной понимается информация, полученная в результате аналитико-синтетической переработки первичных источников, представленная в удобном для восприятия виде: графики, диаграммы, сопровождаемые минимальным количеством необходимого-текста. Информационные продукты на основе консолидированной информации характеризуются высокой информативностью, что делает их пригодными для удовлетворения информационных потребностей конкретных лиц, профессиональных и социальных групп[24]. Критериями оценки документов являются: объективность, полнота, точность (достоверность), непротиворечивость, убедительность, лаконичность, актуальность, своевременность, целенаправленность, наглядность. Но наиболее важное качество, которым должен обладать продукт информационной системы, — это надежность. Существует несколько подходов к оценке надежности информации. Наиболее важные три: Интуитивный подход — самый простой и распространенный метод оценки надежности, основанный на том, что, как правило, потребитель информации (в нашем случае — руководитель) имеет определенный и достаточный объем знаний по конкретному аспекту (вопросу) и может оценить надежность информации. Однако существует определенный риск, что пионерская информация может быть отвергнута, как ненадежная. Этот риск несколько смягчается авторитетом тех источников, из которых получена информация. Логический подход — оценка надежности информации осуществляется по принципу «Да — нет» — базируется на логических предпосылках о целесообразной последовательности появления различных видов информации об объекте исследования, о существующих событиях. Метод математической статистики — позволяет определить интервальные значения погрешностей тех или иных параметров, рассчитать степень вероятности того или иного события. Метод применим к однородным явлениям, параметрам, событиям, по которым ведутся статистические наблюдения. Высокая надежность и достоверность информации требуют проверки информационного продукта (сообщений), передаваемого руководству. Бывают случаи, когда для направления конкурентов по ложному (тупиковому) пути публикуется (или специально организуется) утечка якобы достоверной информации (дезинформация). Часто для привлечения потенциальных покупателей фирмы приводят в публикациях завышенные значения параметров (показателей, возможностей) рекламируемой продукции, выдают результаты промежуточных исследований за окончательные и т. д. Поэтому полезно сопоставлять информацию разных авторов, фирм, возможности которых не равны, интересы не совпадают или даже антагонистичны. Чем сильнее это различие, тем больше возможность получения и использования достоверных и надежных сведений. Кроме того, предпочтение следует отдавать источникам информации с устойчивой положительной репутацией. Основой подготовки прогнозной информации является переработка данных, извлеченных из широкого спектра опубликованных и неопубликованных документов, представление их по содержанию и в виде, пригодном для определения тенденций развития, показателей современного состояния объектов прогнозирования и т. д. Такая целенаправленная подготовка информации позволяет осуществить широкую предпрогнозную ориентировку на достаточно высоком уровне. И еще один важный момент информационного обеспечения управления, который должны учитывать руководители и специалисты-информаторы — это старение информации. К сожалению, информация — «скоропортящийся» товар. Так, период старения информации рекламного характера—год, обзорной и диссертаций — 2—3 года, патентной — 3—5 лет, журнальных статей и непубликуемых документов—5 лет. Показатели старения документов зависят от характера содержащейся в них информации (сведений). Существуют три вида использования информации в управленческой деятельности: прямое заимствование, косвенное, создание информационного потенциала. С помощью информации решаются проблемы управления разработкой, производством и реализацией новых изделий; технического перевооружения и взаимодействия с внешней средой; повышения профессиональных знаний представителей управленческого корпуса. Каждый руководитель должен быть постоянно настроен на прием, переработку и передачу информации в виде управленческих решений. Тема 5. Основные принципы организации информационного производства [25] Продукты информационного производства можно разделить на две группы по форме их участия в расширенном воспроизводстве общества. К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К таким продуктам относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, проповеди, колдовство, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета, разные виды фольклора и прочее, прочее. Производство и потребление информационных продуктов этой группы подчиняется тем же законам рынка, что и аналогичных продуктов материального производства, предназначенных для потребления. Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. К этой группе информационных продуктов относится информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и пр. Поведение информационных продуктов этой группы в расширенном общественном воспроизводстве до сих пор слабо изучалось как экономистами, так и специалистами по информатике. Мы ограничимся производством информационных продуктов, используемых в качестве средств труда в материальном и информационном производствах и в качестве предметов труда в информационном производстве. Производство таких продуктов изначально развивалось вместе с материальным производством. Его назначением было информационное обслуживание материального производства, а точнее — информационное обслуживание управления материальным производством. Под управлением мы понимаем процесс подготовки, принятия и исполнения решений. Информационное обслуживание ориентировано на выполнение запросов на ту или иную информацию, поступающих от органов управления основным производством, и играет пассивную вспомогательную роль по отношению к основному производству. Примером информационного обслуживания может служить традиционная деятельность научно-технических библиотек. По мере усложнения материального производства информационное обслуживание стало дополняться информационным обеспечением процессов материального производства. На информацию стали смотреть как на один из вспомогательных ресурсов, обеспечивающих эффективность управления материальным производством. Отношение к организации информационного обеспечения стало более серьезным, чем к организации информационного обслуживания, но оно еще не стало приоритетным среди проблем управления материальным производством. Информационное обеспечение вырастало из информационного обслуживания по мере того, как оно шло на встречу развивающимся интересам пользователей информацией. Функции информационного обеспечения потребовали знания процессов разработок, и статус научно-технических библиотек повысился до статуса подразделений научно-технической информации, в которых библиотеки стали одним из звеньев. Информационное обслуживание в общем случае можно рассматривать как одну из технологических позиций информационного обеспечения. Под «управлением информацией» следует понимать управление информационным производством любой организации. При этом информационное обеспечение и/или информационное обслуживание не отменяются, а рассматриваются как составляющие единого информационного производства. В информационном производстве должен создаваться общедоступный для его участников массив информации (база данных) о рассмотренных предложениях информационных продуктов. Мировая практика имеет уникальный пример создания и эффективного использования общедоступной базы данных о рассмотренных информационных продуктах, далекой от сферы разработок. Для краткости такие базы данных будем называть базами прецедентов. На изучении прецедентов строится наиболее древнее и вечное информационное производство — воспитание, образование и обучение людей. Прецеденты являются основой любой науки — информационного производства, в котором участвуют наиболее интеллектуально развитые люди. На прецедентах развивается искусство — информационное производство, в котором заняты творчески одаренные люди. Момент согласования нового информационного продукта, предлагаемого одним из участников информационного производства, с прецедентами является решающим моментом в управлении всем информационным производством. Его эффективность, конечно, зависит от качества предлагаемых новых информационных продуктов, но оценить это качество без достаточно полной базы прецедентов невозможно. Процедура выявления особенностей взаимодействия субъектов в момент согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами представляет общий интерес. При формулировке этих особенностей мы исходим из того, что любой субъект информационного производства стремится получить максимальную выгоду от своего продукта — будь то произведение искусства, научное открытие, новое техническое решение или декларация о доходах. Поэтому он старается в своем продукте максимально оттенить положительные стороны своей деятельности и затушевать отрицательные. При этом все субъекты информационного производства, представляя на согласование с прецедентами и таким образом обобществляя свой информационный продукт, не заинтересованы в полном раскрытии своих возможностей. При управлении сложным информационным производством должна действовать жесткая технологическая дисциплина, обеспечивающая необходимую полноту информации о представляемых на согласование решениях или полноту информации, отчуждаемой в общественное пользование от субъекта информационного производства. В информационном производстве должен действовать важный принцип, устанавливающий степень отчуждения информации с целью ее обобществления и правила пользования обобществленной информацией. Хотя человек является продуктом общества, он не может в своих действиях быть абсолютно открытым обществу. Для общественных информационных производств также характерно наличие ограничений в использовании отчуждаемой информации, т. е. наличие информации, представляющей собой коммерческую, служебную и государственную тайны. Процессы обобществления информации и сохранения тайны ее производителя противоречивы по своей природе. Чем больше информации отчуждается, тем меньше становится уверенность в сохранении тайны. Чем меньше информации отчуждается из-за боязни нарушить тайну ее производителя, тем проблематичней становится решение проблемы сохранения и развития демократического общества. Эта противоречивость требует максимальной независимости государственных учреждений, отвечающих за порядок отчуждения и использования информации, обеспечивающий необходимую полноту согласования новых информационных продуктов в обществе, от государственных учреждений, отвечающих за сохранение тайны производителей информационных продуктов. Государственные учреждения, осуществляющие контроль за равновесием между полнотой отчуждения и сохранением тайны производителей информации, должны быть максимально не зависимы от тех и других. Эти рассуждения приводят к важному принципу баланса между доступностью и тайной: в информационном общественном производстве в целом и в отдельных его частях функции обеспечения необходимой полноты отчуждения информации и доступа к обобществленной информации, функции установления порядка сохранения тайны производителя информации и функции определения равновесия между полнотой отчуждения и мерами защиты тайны должны выполняться тремя различными максимально не зависимыми друг от друга субъектами. В экономически развитых странах три вида ресурсов производства — кадровые, финансовые и материальные — составляют неразделимую триаду, определяющую эффективность деятельности любой организации, любого производства. В последние десятилетия к этой триаде добавился еще один ресурс — информационный, ибо сложность взаимодействия при управлении ресурсной триадой потребовала существенного развития информационного производства, обеспечивающего это взаимодействие. Нам представляется, что управление информационным ресурсом организации, т. е. его формирование и эффективное использование, играет связующую роль в образовавшейся четверке основных ресурсов. В конечном счете от качества управления информацией, информационным ресурсом, информационным производством зависит эффективность использования и развития остальных ресурсов. На практике каждый грамотный руководитель любой организации — от семьи до государства — стремится к максимальной информированности о действиях субъектов своей организации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |