Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические положения темы. Эволюция школ и концепций менеджмента




Эволюция школ и концепций менеджмента

Из предыдущей темы вы усвоили понятие менеджмента, его значение. При изучении данной темы вам необходимо рассмотреть эволюцию управленческой мысли, понять, как развивалось управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину.

Управление является необходимой составляющей любой системы (биологической, технической, социальной), которая обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение структуры, достижение целей. Человечество на протяжении тысячелетий накапливало опыт организации совместного труда, обмена продуктами материальной и духовной деятельности, что невозможно было бы осуществить без управленческих действий. Однако общепризнанной и широко распространенной дисциплиной управление стало только начиная с 1910 г.

Основателем современного менеджмента и школы научного управления (1885–1920) считается Ф. У. Тейлор. Он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, к составным элементам которой можно отнести: математический способ исчисления себестоимости; дифференциальную систему оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж); рационализацию трудовых приемов.

Последователи Тейлора – Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилбреты, Г. Эмерсон и Г. Форд разработали свои оригинальные концепции. Их заслуга заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

– использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

– отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение;

– обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

– систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

– выделения планирования и обдумывания в отдельный процесс;

– утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функций менеджмента.

Возникновение административной (классической) школы (1920–1950) связано с именем А. Файоля. Ее целью было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация, несомненно, достигнет успеха. Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, как своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования труда, Файоль сформулировал принципы управления применительно к деятельности высшего звена.

К этим принципам относятся:

– разделение труда;

– власть и ответственность;

– дисциплина;

– единоначалие;

– единство руководства;

– подчинение частных интересов общим;

– вознаграждение;

– централизация;

– скалярная цепь;

– порядок;

– справедливость;

– стабильность рабочего места для персонала;

– инициатива;

– корпоративный дух.

Важную роль в развитии административной школы сыграли Л. Урвик и Д. Муни. Их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации.

Из других представителей «административной школы можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмент персонала», или управление рабочей силой, и М. Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии».

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления всей организацией, выделив управление как особый вид деятельности.

В 30–50 гг. XX в. на Западе получила распространение школа человеческих отношений (неоклассическая). Основная отличительная характеристика этой школы – перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми, выдвижение требования «человек – главный объект внимания».

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Г. Мюнстенберга. Он создал первую в мире школу промышленных психологов, которая готовила психологов по заявкам предприятий.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Э. Мейо, который провел ряд экспериментов на предприятиях фирмы «Вестерн электрик», получивших название «Хоторнские эксперименты» (1924–1932).

Эксперименты положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях, подчеркнули роль одного человека и небольшой группы в организации.

Примерно с конца 50–х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую (от англ. вehaviour – поведение). Отличительной особенностью рассматриваемой школы является ее ярко выраженная ориентация на психологию. К числу наиболее крупных представителей поведенческой школы относятся Д. Макгрегор, А. Маслоу.

Д. Макгрегор описал различные допущения, которые менеджеры делают для поведения работников. Два своих предположения он назвал теориями «Х» и «У». В соответствии с этими теориями существуют два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес А. Маслоу. Он разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». Теория была использована в дальнейшем в качестве основы многих современных моделей мотивации труда.

Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук состоит в следующем:

– применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;

– применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

 

После изучения этой темы вы должны усвоить следующие термины и понятия: школа научного управления, школа человеческих отношений, тейлоризм, школа поведенческих наук, административная школа, теория «Х» и теория «У», хоторнские эксперименты, пирамида потребностей.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1 Каков вклад школы научного управления в развитие теории менеджмента?

2 Перечислите принципы управления А. Файоля. Какие из них имеют практическую ценность в настоящее время?

3 Проведите сравнительный анализ теорий управления Ф.Тейлора и А. Файоля.

4 Кратко охарактеризуйте «неоклассическую школу» и эксперименты Э.Мейо.

5 Каковы отличительные особенности поведенческой школы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.