КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы и финансовая деятельность государства
И противоправность деяния Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, признаются действия (бездействие), хотя и причиняющие вред интересам, охраняемым уголовным законом, но совершенные лицом при защите интересов личности, общества или государства. Уголовное законодательство регулирует ситуации, когда лицо совершает деяния, внешне схожие с преступлениями, однако фактически не представляющие общественной опасности. Более того, данные деяния преследуют общественно полезные цели, так как направлены на устранение угрожающей опасности, на защиту интересов личности, общества и государства. В некоторых случаях говорят не о полезности деяния, а о его социальной допустимости. Внешнее сходство деяния с преступлением заключается в полном или частичном совпадении отдельных признаков объекта, субъекта и объективной стороны преступления. Несовпадение имеет место при анализе субъективной стороны: лицо совершает деяние, преследуя общественно полезные, а не преступные цели. Иными словами, в его поведении отсутствует виновность. Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относит следующие:
2. причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); 3. крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ); 4. физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ); 5. обоснованный риск (ст. 41 УК РФ); 6. исполнение приказа или распоряжения (ст. 42УК РФ). Лица, совершившие деяния при данных обстоятельствах, не подлежат уголовной ответственности. Тема 14. Основы финансового права 1. Финансы и финансовая деятельность государства. 2. Правовое регулирование финансового контроля. 3. Бюджетное право. 4. Налоговое право. Остановимся на понятии финансового права. Для того чтобы государство могло выполнять свои функции: социальное управление, оборона страны, поддержание общественного порядка и т. п., ему необходимы материальные средства. В условиях товарно-денежных отношений привлечение и использование материальных средств удобнее всего осуществлять в денежной форме. Процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства, представляет собой финансовую деятельность государства. Осуществляется эта деятельность органами всех ветвей государственной власти — законодательной (представительной), исполнительной и судебной, в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в рамках их полномочий. Осуществление финансовой деятельности объективно предполагает применение таких экономических категорий, как финансы, кредит, деньги и др. Финансы как экономическая категория — это совокупность экономических общественных отношений по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств. В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие основные задачи: 1. В соответствии с федеральным бюджетом (финансовым планом) обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства. 2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать расширенное воспроизводство. 3. Осуществить финансовый контроль за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов. Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, зависящих от субъектов, с которыми государство вступает в правоотношения в процессе этой деятельности, и от конкретных условий собирания и распределения денежных фондов. С учетом этого указанные методы делятся на две группы: 1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды: а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов физических и юридических лиц в бюджет; б) метод обязательных взносов (платежей) в государственные внебюджетные фонды (юридическими и физическими лицами — в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования) и др.; в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг; г) метод взимания пошлин, т.е. платы за услуги1 оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.); д) метод страхования с образованием страховых фондов; е) метод эмиссии денег — дополнительный выпуск денежных средств в обращение; 2) методы распределения и использования денежных средств. а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета; б) кредитование — также плановая, целевая, во возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд; в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов; г) осуществление расчетов между различными субъектами. Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) в свою очередь образует финансовую систему, состоящую из следующих звеньев: 1. государственные финансы, включающие в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит; 2. институт финансов предприятий, учреждений и организаций, который объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений; 3. институт кредитования, который образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд; 4. отношения в сфере страхования, которые представлены отраслями страхования: личным, имущественным, страхованием ответственности, перестрахованием. Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства. Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, весьма важно определение круга органов государственной власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также определение их компетенции в этой сфере. Наконец, в-третьих, немаловажен вопрос финансового контроля, т. е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств. Все перечисленные отношения, составляющие предмет отрасли финансового права, регулируются ее нормами. Финансовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с собиранием, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что: 1. они складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления; 2. непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе; 3. объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов. Система финансового права включает общую и особенную части. Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности. Особенная часть финансового права содержит разделы, группы норм, регулирующие отношения в области бюджета, государственных доходов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты. Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли бюджетного и налогового права. Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать на основе различных принципов, например: 1. по юридической силе; в этом случае финансово-правовые акты подразделяются на законы подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение; 2. по органам, издающим финансовые акты; в этом случае финансово – правовые акты делятся на акты органов представительной, исполнительной и судебной властей: а) указы Президента Российской Федерации; б) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ); в) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.), отраслевыми министерствами, ведомствами; г) финансовые акты, издаваемые муниципальными органами; д) судебные акты. Общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения, отличающиеся от других правоотношений следующими признаками: 1. возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2. одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер; 3. носят имущественный характер, т. е. в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств. Финансовое правоотношение несмотря на специфические признаки отграничивающие его от смежных правовых отношений, как и любое другое правоотношение, возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на три группы. Общественно-территориальные они включают в себя Российскую Федерацию, а также административно-территориальные образования в составе муниципальных образований. Коллективные субъекты, включают органы государственной власти (представительные органы власти, исполнительные органы власти общей и специальной компетенции и Банк России), уполномоченные кредитные организации (т. е. имеющие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой), а также иные организации и юридические лица (регистрирующие и лицензирующие органы, учреждения социальной защиты населения, бюджетные учреждения, унитарные и казенные предприятия). Индивидуальные субъекты – это т. е. физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, определенные должностные лица). Нормы финансового права как публичной отрасли права носят императивный характер, т. е. их содержание не может быть изменено по соглашению участников отношения, как это имеет место при диспозитивных нормах, например, гражданского права. Соответственно основным методом финансового права является метод властных предписаний. В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. При этом большинство норм носит обязывающий характер. В зависимости от содержания нормы финансового права подразделяются также на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами и т. д. Процессуальные нормы определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |