Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы и финансовая деятельность государства




И противоправность деяния

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, при­знаются действия (бездействие), хотя и причиняющие вред интере­сам, охраняемым уголовным законом, но совершенные лицом при защите интересов личности, общества или государства.

Уголовное законодательство регулирует ситуации, когда лицо совершает деяния, внешне схожие с преступлениями, однако факти­чески не представляющие общественной опасности. Более того, данные деяния преследуют общественно полезные цели, так как направлены на устранение угрожающей опасности, на защиту инте­ресов личности, общества и государства. В некоторых случаях гово­рят не о полезности деяния, а о его социальной допустимости.

Внешнее сходство деяния с преступлением заключается в пол­ном или частичном совпадении отдельных признаков объекта, субъ­екта и объективной стороны преступления. Несовпадение имеет место при анализе субъективной стороны: лицо совершает деяние, преследуя общественно полезные, а не преступные цели. Иными словами, в его поведении отсутствует виновность.

Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относит следующие:

  1. необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);

2. причинение вреда при задержании лица, совершившего пре­ступление (ст. 38 УК РФ);

3. крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

4. физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);

5. обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

6. исполнение приказа или распоряжения (ст. 42УК РФ).

Лица, совершившие деяния при данных обстоятельствах, не под­лежат уголовной ответственности.


Тема 14. Основы финансового права

1. Финансы и финансовая деятельность государства.

2. Правовое регулирование финансового контроля.

3. Бюджетное право.

4. Налоговое право.

Остановимся на понятии финансового права. Для того чтобы государство могло выполнять свои функции: социальное управление, обо­рона страны, поддержание общественного порядка и т. п., ему необходимы материальные средства. В условиях товарно-денежных отношений привлечение и использование матери­альных средств удобнее всего осуществлять в денежной фор­ме. Процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства, представляет собой финансовую деятельность государства. Осуществляется эта деятельность органами всех ветвей государственной вла­сти — законодательной (представительной), исполнительной и судебной, в пределах их компетенции. Финансовая деятель­ность местного самоуправления осуществляется органами ме­стного самоуправления в рамках их полномочий.

Осуществление финансовой деятельности объективно предполагает применение таких экономических категорий, как финансы, кредит, деньги и др.

Финансы как экономическая категория — это совокуп­ность экономических общественных отношений по созда­нию, распределению и использованию государственных и му­ниципальных фондов денежных средств.

В процессе осуществления финансовой деятельности го­сударство решает следующие основные задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом (финансовым планом) обеспечить плановое собирание и распределение (пе­рераспределение) денежных фондов в соответствии с целя­ми государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать расширенное воспроизводство.

3. Осуществить финансовый контроль за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использо­вания денежных ресурсов.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, зависящих от субъектов, с которыми государство вступает в правоотношения в про­цессе этой деятельности, и от конкретных условий собирания и распределения денежных фондов. С учетом этого указанные методы делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов фи­зических и юридических лиц в бюджет;

б) метод обязатель­ных взносов (платежей) в государственные внебюджетные фонды (юридическими и физическими лицами — в Пенси­онный фонд, юридическими лицами — в фонды социально­го страхования, обязательного медицинского страхования) и др.;

в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг;

г) метод взимания пошлин, т.е. платы за услуги1 оказываемые уполномоченны­ми на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) метод страхования с образованием страховых фондов;

е) метод эмиссии денег — дополнительный выпуск денеж­ных средств в обращение;

2) методы распределения и использо­вания денежных средств.

а) финансирование — плановая, целевая, безвоз­мездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование — также плановая, целевая, во возвратная и возмездная выдача средств в фор­ме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образован­ных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть фи­нансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Совокупность и взаимосвязь всех финансо­вых институтов (групп экономических отношений) в свою очередь образует финансовую систему, состоящую из следующих звеньев:

1. государственные финансы, включающие в себя бюджет­ную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит;

2. институт финансов предприятий, учреждений и орга­низаций, который объединяет финансы предприятий, функцио­нирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятель­ность, и финансы общественных объединений;

3. институт кредитования, который образует отношения, возни­кающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд;

4. отношения в сфере страхования, которые представлены отрас­лями страхования: личным, имущественным, страхованием ответственности, перестрахованием.

Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финан­совой деятельностью государства. Во-первых, необходимо разделить компетенцию Россий­ской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образова­ний в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, весьма важно определение круга органов государствен­ной власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также определение их компетенции в этой сфере. Наконец, в-треть­их, немаловажен вопрос финансового контроля, т. е. государ­ственного контроля за образованием, распределением и ис­пользованием государственных денежных средств. Все перечисленные отношения, составляющие предмет от­расли финансового права, регулируются ее нормами.

Финансовое право — это отрасль права, регулирующая об­щественные отношения, связанные с собиранием, распре­делением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, не­обходимых для осуществления их функций.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:

1. они склады­ваются в сфере финансовой деятельности и связаны с ор­ганизующей ролью государства по распределению и пере­распределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов нако­пления;

2. непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятель­ность по образованию и использованию денежных фондов в обществе;

3. объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образова­нием и использованием денежных фондов.

Система финансового права включает общую и особенную части. Нормы общей части закрепляют основные начала финан­совой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансово­го контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть финансового права содержит разделы, группы норм, регулирующие отношения в области бюдже­та, государственных доходов, государственных расходов, го­сударственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты. Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд ин­ститутов, обусловленных известной спецификой регули­руемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли бюджетного и налогового права.

Юридической формой осуществления финансовой дея­тельности являются финансово-правовые акты. Они издают­ся уполномоченными на то государственными органами. Фи­нансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать на основе различных принципов, например:

1. по юридической силе; в этом случае финансово-правовые акты подраз­деляются на законы подзаконные акты, которые, как пра­вило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неод­нократное, длительное применение;

2. по органам, издающим финансовые акты; в этом случае финансово – правовые акты делятся на акты органов представительной, исполнительной и судеб­ной властей:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) финансовые акты, издаваемые органами общей компетен­ции (Правительство РФ);

в) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Ми­нистерство финансов, Центральный банк и др.), отраслевыми министерствами, ведомствами;

г) финансовые акты, издавае­мые муниципальными органами;

д) судебные акты.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансо­вые правоотношения, отличающиеся от других правоотно­шений следующими признаками:

1. возникают и развива­ются в сфере финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований;

2. одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муни­ципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер;

3. носят имущественный характер, т. е. в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.

Финансовое правоотношение несмотря на специфические признаки отграничивающие его от смежных правовых отношений, как и любое другое правоотношение, возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствую­щие права и обязанности его участников. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на три группы. Общественно-территориальные они включают в себя Российскую Федерацию, а также административно-территориальные об­разования в составе муниципальных образований. Коллективные субъекты, включают органы государ­ственной власти (представительные органы власти, исполни­тельные органы власти общей и специальной компетенции и Банк России), уполномоченные кредитные организации (т. е. имеющие лицензию на осуществление банковских опе­раций с иностранной валютой), а также иные организации и юридические лица (регистрирующие и лицензирующие ор­ганы, учреждения социальной защиты населения, бюджет­ные учреждения, унитарные и казенные предприятия). Индивидуальные субъекты – это т. е. физические лица (граж­дане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, оп­ределенные должностные лица).

Нормы финансового права как публичной отрасли права носят императивный характер, т. е. их содержание не может быть изменено по соглашению участников отношения, как это имеет место при диспозитивных нормах, например, граж­данского права. Соответственно основным методом финансо­вого права является метод властных предписаний.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подраз­деляются на три вида: обязывающие, запрещающие и упол­номочивающие. При этом большинство норм носит обязываю­щий характер.

В зависимости от содержания нормы финансового права под­разделяются также на материальные и процессуальные. Ма­териальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру ор­ганов управления финансами и т. д. Процессуальные нормы опре­деляют порядок деятельности субъектов финансовых правоот­ношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.