Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное право




Бюджет — это центральный институт финансового пра­ва, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходят аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денеж­ных средств.

В материальном смысле бюджет — это централизован­ный денежный фонд, формируемый Российской Федераци­ей, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муници­пальных образований. В экономическом смысле бюджетом является система эко­номических отношений, возникающих по поводу создания, распределения и использования средств бюджетных фондов различных уровней. В юридическом смысле бюджет — это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, принимаемый соответствующи­ми представительными государственными и муниципальны­ми органами в виде определенного нормативного акта для обеспечения функций государственных и муниципальных образований (например, закон о федеральном бюджете).

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, называются бюджетными правоотноше­ниями, это один из видов финансовых пра­воотношений, имеющий характерные осо­бенности. Например, бюджетное правоотношение, как правило, не длится свыше одного года, хотя после его пре­кращения в конце соответствующего бюджетного года не ис­ключается возникновение нового бюджетного правоотноше­ния между теми же субъектами.

Правовые формы бюджетов следующие:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в фор­ме федеральных законов на основе прогноза социально-эко­номического развития страны на конкретный год;

2. бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ;

3. местные бюджеты разрабатываются и утверждаются форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Указанные формы соответствуют бюджетному устройству, под которым понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система РФ основана на 10 принципах: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уров­нями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюдже­тов государственных внебюджетных фондов; сбалансирован­ности бюджета; эффективности и экономности расходования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расхо­дов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетное устройство государства зависит от государственного и административно-территориального уст­ройства страны. Соответственно Российская Федерация – федеративное государство, имеет трехуровневую бюджетную систему:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ (республик в составе РФ, кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, го­родов федерального значения) и бюджеты территориаль­ных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты (городов, поселков, сельских окру­гов, сел, деревень, районов в городах, сельских районов и т. д.).

С 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюджетах субъ­ектов РФ и муниципальных стали формироваться целевые бюджетные фонды. На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных це­левых фондов:

  1. государственные внебюджетные фонды;
  2. целевые бюджетные фонды;
  3. государственные целевые фонды Правительства и Президента РФ;
  4. государственные отраслевые денежные фонды.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды де­лятся на экономические и социальные. К числу последних относятся государственные внебюджетные фонды: Пенсион­ный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обя­зательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды относятся к эко­номическим.

Бюджетный кодекс определяет, что государственный вне­бюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и указывает, что он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование само­стоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории и принципов построения бюд­жетной системы.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регу­лирования. К их числу относятся:

1. закрепленные доходы, т. е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долго­временной основе (не менее чем на пять лет) в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет; закрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ му­ниципальных образований;

2. регулирующие доходы, т. е. доходы, которые в целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов посту­пают в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год в нижестоящие бюд­жеты на основе решений вышестоящих органов государст­венной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов;

3. дотация — сумма, выделяемая из бюджета выше­стоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирую­щих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня; выделе­ние дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозврат­ной основе, а их использование не имеет целевого назначения;

4. субвенция — сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития со­ответствующего субъекта РФ;

5. субсидия — сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое учас­тие нижестоящих бюджетов в этом финансировании;

6. трансферт — перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территори­ального уровня;

7. бюджетная ссуда — денежная сумма, предоставляе­мая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюд­жету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадии его исполнения.

Структура бюджет: любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета — это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходов.

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утвержде­нию соответствующим представительным органом, если раз­мер изменений приводит к увеличению установленного пре­дельного уровня дефицита бюджета.

Бюджетный процесс – регламентированная законная деятельность органов власти по составлению, рассмотре­нию, утверждению и исполнению бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Закон четко определяет все стадии бюджетного процесса. Бюджет должен быть принят до начала очередного финансо­вого года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.