Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая ситуация в современной России

В 1990-х страна пережила настоящий шок распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности на таком фоне было просто неизбежно. Мы действительно подошли к критической черте.

Сам факт, что несколько тысяч бандитов — пусть и при поддержке определенных внешних сил — решились в 1999 году напасть на государство с миллионной армией, говорит о трагизме тогдашней ситуации.

Слишком многим казалось, что нас можно окончательно добить

Террористы просчитались

Российская армия при поддержке чеченского и других народов Кавказа отстояла территориальную целостность нашей страны и единство российского государства

Однако потребовалось огромное напряжение сил, мобилизация всех ресурсов, чтобы выбраться из ямы

Собрать страну

Вернуть России статус геополитического субъекта

Наладить социальную систему и поднять лежащую экономику

Восстановить элементарную управляемость власти

Нам надо было возрождать авторитет и силу государства как такового

Возрождать, не имея глубоко укоренившихся демократических традиций, массовых политических партий и зрелого гражданского общества и при этом сталкиваясь с региональным сепаратизмом, засильем олигархии, коррупцией, а подчас и с присутствием откровенного криминала в органах власти.

Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке

С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов

С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве

Продекларировав 20 лет назад суверенитет, депутаты в борьбе с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации

«Союзный центр», в свою очередь, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение «национально-государственного статуса».

У них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли – чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность России

С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве

Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить

Но это, конечно, не означает, что проблема снята

Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты

Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов.

Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов

Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура

Этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами пытаются вырвать из России – под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о «расовой чистоте»

Попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории

Это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности

Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром

Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме

Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности

Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим

Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства

Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности

В системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов.

Речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия

Национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников

В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединения

Государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах

При этом должен быть, безусловно, сохранен светский характер нашего государства

Существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве

Нужно отдавать отчет, какие риски и угрозы заключены в ситуациях, чреватых переходом в стадию национального конфликта

И самым жестким образом, без оглядки на чины и звания, оценивать действия или бездействия правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напряжению

Ближайшей задачей в подобных обстоятельствах стало восстановление реального единства страны

Россия в настоящее время преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века:

- остановила падение уровня и качества жизни российских граждан,

- устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма,

- предотвратила дискредитацию конституционного строя,

- сохранила суверенитет и территориальную целостность,

- восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений

Нынешний политический режим возник как последствие децентрализации советской репрессивной институциональной системы, в том числе приватизации аппарата и ресурсов государственного принуждения.

Под влиянием групповых и частных интересов высокопоставленных чиновников, руководителей крупнейших компаний, тесно переплетенных с бюрократией, произошла апроприация (присвоение) важнейших социальных позиций держателями ресурсов управления любого рода — от паспортной контроля до сборов налогов, от избирательного правосудия до распределения государственных кредитов или откатов по научным или благотворительным грантам, распределяемым министерствами

«Чекисты» здесь были лишь одной из сил, но силой, обладавшей особыми организационными возможностями и ресурсами внеправовых средств

Однако это на первый взгляд явное преимущество выходцев из спецслужб в перспективе оказывается их скрытым дефектом: нынешнее насилие лишено культурной легитимации, даже советского идеологического оправдания «строительством нового общества» или «враждебным окружением» первой страны социализма.

Попытки авторитарного режима легитимировать свой статус посредством апелляции к символическим суррогатам традиции (поддержке РПЦ или других религиозных конфессий, допущенных к обслуживанию власти) или через возбуждение иллюзии национального возрождения особого успеха не имеют

Клептократическое государство не в состоянии адекватно реагировать на требования общества

Россия остается страной не доведенных до конца реформ

Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя

Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, ее слияние с бизнесом превратились в обычное явление в России.

Пока на протяжении 2000-х гг. шел экономический рост, а нефтяные доходы позволяли действующей власти покупать поддержку не только влиятельных групп, тесно связанных со СМИ, бюрократией, образованием и т. п., но более широких слоев населения, административный ресурс, ОМОН и цензура нейтрализовали любые вспышки социального недовольства и протеста

Безальтернативное руководство страны для того, чтобы удерживать власть в своих руках, вынуждено уже не только манипулировать выборами и использовать разного рода политтехнологии для удержания людей в состоянии социальной прострации и апатии, но и шаг за шагом ужесточать репрессии против оппозиции и усиливать общий контроль за обществом, уже не обращая внимания на необходимость какого-либо прикрытия в виде легальности, правосудия, справедливости и т. п.

Примеры постепенно сливаются в общую картину административного и милицейского произвола, беспредела коррумпированной власти.

Власть вынуждена перед дилеммой посадить или сесть самим усиливать прессинг в отношении населения

Чем дальше, тем яснее становится перспектива усиления репрессивных тенденций в эволюции режима

Очевиден двойственный характер отношения к власти, включая первых лиц и высших чиновников

39% относится к их речам с глубоким недоверием и настороженностью, считая, что руководители государства по большей части (или даже всегда) скрывают правду или лгут

Еще 35% полагают, что правда и ложь в их выступлениях обычно перемешана, иногда то, что они говорят, соответствует действительности, иногда — нет, все зависит от их интересов и ситуации

И лишь 21% опрошенных верят, что высшие руководители страны «практически всегда» или, как минимум, «по большей части» говорят правду, когда речь касается положения дел в стране.

Три четверти населения России относятся к высшему руководству с большим сомнением, привычно оставляя свое собственное мнение для «внутреннего пользования»

Процессы интеллектуальной и моральной деградации общества стали к концу десятилетия не просто явными, но и повлекли за собой необратимые изменения

Стало очевидным, что ничем не ограниченная система власти резко снижает эффективность управления, подменяя задачи стратегического развития страны вопросами удержания власти и личного обогащения ближайшего к высшему руководству круга лиц

Негативный подбор и селекция людей во власть, основанная на личной лояльности и оппортунизме, а не на компетентности и деловых качествах кандидатов, неизбежно портит качество функционирования государства и упраздняет публичные механизмы политического целеполагания и контроля за администрацией.

Очевидная для общества деквалификация и аморализм власти, проявляющиеся прежде всего в расширении масштабов коррупции и произвола, не может не приводить к делегитимации персоналистического режима и всей системы государственного управления

Авторитарный режим привел к упразднению политики как сферы «общих интересов, участия и ответственности», что, в свою очередь, стало причиной исчезновения из сферы общественного внимания авторитетных в политическом или моральном плане фигур

Разрыв между рейтингами первых лиц и вторым эшелоном «политических лидеров» составляет от 5 до 10 раз, а это значит, что кремлевская практика выжигает любых реальных конкурентов, а не только оппонентов «системы»

«Человеком года» в 10-й раз назван В. В. Путин (его упомянули 34% опрошенных, чаще всего это домохозяйки, пенсионеры и учащиеся, в территориальном плане — жители села и малых городов).

Д. А. Медведев на втором месте — 24%, на третьем и четвертом — С. Шойгу и В. Жириновский, собравшие примерно по 3%

Общественная жизнь стала бедна событиями, да и среди них все большее место занимают катастрофы, скандалы и преступления

Люди не могут назвать ни новых книг, вызвавших общий интерес и дискуссии, ни новых фильмов, ни телевизионных передач, заслуживающих внимания

Ни одна из этих номинаций не собрала более 7-8% голосов

За деградацией публичной жизни просматривается общее снижение интеллектуального уровня общества, девальвация культуры, нарастает коллективная апатия и бесчувственность

Если меньшинство использует все многообразие независимых от власти источников информации и ее интерпретаций (прессу, интернет, мнения экспертов и специалистов), то в телевизионном мире первых каналов господствуют экранные звезды.

Телевизионный образ страны оказывается все более и более призрачным, неинформативным, теряя какую бы то ни было связь с проблемами повседневного существования основной массы россиян

После введения цензуры, упразднения политики и подавления свободной конкуренции партий прекратились дискуссии по проблемам развития страны — соответственно, закончилась и разработка представлений о будущем, оказались снятыми вопросы о цене проводимой политики, а стало быть — об ответственности перед обществом безальтернативных и выбираемых «лидеров»

Через все информационные рогатки и фильтры пробиваются в общественное сознание лишь те события, которые нельзя скрыть: это главным образом последствия стихийных бедствий, усугубленные некомпетентностью правительства и высшего руководства, разоблачения коррупции, спровоцированные борьбой разных клик в руководстве, и катастрофы

Наименее упоминаемые россиянами события — это события, обсуждаемые в печати и интернете.

Путин В.В. «Демократия и качество государства»

Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу

Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов

Введение демократических форм государства принесло практически сразу же остановку необходимых экономических реформ, а чуть позже — сами эти формы оказались оккупированы местными и центральными олигархическими элитами, беззастенчиво использующими государство в своих интересах, делящими общенародное достояние

В 90-е годы под флагом воцарения демократии мы получили подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений

Все это "отравило" переход России к демократии и рыночной экономике — устойчивым недоверием большой части населения к самим этим понятиям, нежеланием участвовать в общественной жизни

Мы в 90-х годах столкнулись и с анархией, и с олигархией

Этот период был буквально пронизан кризисом ответственного государственного мышления

Политика, которая проводилась в 2000-е годы, последовательно воплощала волю народа

Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать

Нам надо обновить механизмы нашей демократии

Они должны "вместить" возросшую общественную активность.

Сегодня в Государственную Думу внесен целый пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы

Речь идет об упрощении порядка регистрации партий

Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы

О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны

«Политический климат» требует постоянного совершенствования

Надо обратить первоочередное внимание на то, как в политическом механизме организован учет интересов социальных групп.

В политике есть неизбежная доля политтехнологий

Но имиджмейкеры не должны управлять политиками

Надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов

Необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата

Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических

Важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду.

Тот, кто предлагает решения и программы, несет ответственность за их реализацию

Постоянно возрастающее число российских граждан уже привыкло получать информацию мгновенно

Свободная и уж тем более бесцензурная доступность информации о положении дел в стране естественным образом формирует запрос на постоянное, а не "от выборов к выборам" участие граждан в политике и управлении

Демократия заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений

А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

Обратная связь — это общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения

Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее "тестировать" все государственные документы

Это помогает избежать неудачных решений и найти лучшие

Одна из главных тенденций современного мира — это усложнение общества

Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп

Государство должно соответствовать усложняющейся социальной реальности

Одно из важных решений здесь — это развитие саморегулируемых организаций (СРО)

СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия, например, право разрабатывать технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.

Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций

Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка

Уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в интернете

Каждый может направить свое предложение или поправку

Они рассматриваются, а лучшие и содержательные — учитываются в финальной версии законопроекта

Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений — краудсорсинг — должен стать нормой на всех уровнях

Нужно предусмотреть и "активное право" — дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты.

Необходимо ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете, разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы

Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии

Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне

В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания

Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности

Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить.

Работа общественных советов при органах исполнительной власти носит формальный или показной характер

Их состав должна утверждать Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты

Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств

Надо обеспечить участие в них независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций, установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете

В компетенцию Общественных советов может войти участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов.

Начинает функционировать «электронное» правительство

Официальный сайт с информацией о госзакупках стал мощным антикоррупционным механизмом

Фундамент электронной власти — сайты муниципалитетов и субъектов Федерации

Нужно точнее нацелить проект "электронное правительство" на нужды и запросы граждан

Максимально полно раскрыть информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти

Через электронные технологии сделать государственный механизм понятным и доступным для общества

Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств»

Местное самоуправление — это школа ответственности граждан.

Формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей

«Профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления

Местное самоуправление, во-первых, должно оставаться властью "шаговой доступности" — т. е. муниципалитеты не должны бездумно укрупняться;

во-вторых — муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными

Нужно передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов.

Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам

Города выступают источниками экономического роста и очагами гражданских инициатив

Важно обеспечить партнерский характер взаимодействия губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний

Их отношения зачастую конфликтны, и в условиях выборности губернаторов могут обостриться

Надо прекратить устанавливать с регионального уровня показатели для местного самоуправления и увязывать с ними предоставление финансовых ресурсов

Руководство муниципальных образований должно отчитываться перед своими избирателями.

Больная проблема — судьба малых городов, в которых живет значительная часть наших граждан

Часто они не имеют нормальных доходных источников, вынуждены жить на трансферты из регионального бюджета

В то же время малый город — это в ряде случаев лучшая площадка для муниципальной демократии

Люди здесь хорошо знают друг друга, работа всех служб не анонимна, на виду

Считаю, надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов

Проблема преодоления как открытого, так и латентного, "ползучего" сепаратизма, сращивания региональной власти с криминалом, националистическими группами в основном решена.

Мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов

При этом за Президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора

Это обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации

Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия и источники финансирования местных и региональных бюджетов

При этом нельзя потерять управляемость страной

Нельзя "разбрасываться" государственной силой

Недопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочия между уровнями власти

Не должно быть "фетиша" централизации или децентрализации.

Распределение государственных полномочий по различным уровням власти должно осуществляться по ясному критерию

Потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан

Но действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно, опираясь на мнение граждан

Территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития, в разных социокультурных плоскостях, разные традиции, обычаи, модели поведения

Безусловной ценностью являются интеграторы, мощные скрепляющие факторы — русский язык, русская культура, Русская православная церковь и другие традиционные российские религии.

Стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр — ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений

Наша историческая задача — в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны

Необходимо новое государственное сознание, в центре которого — создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства

Граждане России, российский капитал видят, как все организовано в других странах,— и имеют право выбирать лучшее

1. Разорвать связку «власть-собственность»

Должны быть четко установлены пределы вмешательства государства в экономическую жизнь

2. Внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров

Критерий заимствования — доказанная эффективность

На этой основе может быть обеспечена гармонизация стандартов обслуживания с международными нормами

3. Развивать конкуренцию государственных администраторов — губернаторов, мэров

Нужен мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления

4. Переходить к стандартам государственных услуг нового поколения — основанным на позиции потребителя этих услуг

5. Принят закон, устанавливающий реальную оценку работы и ответственность чиновников за несоблюдение стандартов оказания госуслуг населению и предпринимателям.

Нужно внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагается дисквалификация

6. Необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих

7. Дальнейшее развитие получит институт омбудсменов — уполномоченных по защите прав

Проблема коррупции — это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников

Социологические данные: подростки, в "лихие 90-е" мечтавшие делать карьеру олигарха, теперь массово выбирают карьеру госчиновника

Для многих она представляется источником быстрой и легкой наживы.

С такой доминирующей мотивацией любые "чистки" бесполезны: если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие

Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней

Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция

Кандидаты на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты должны выдвигаться не Президентом, как сейчас, а Советом Государственной Думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций

Парламентариям надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры парламентских расследований.

Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом

В условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции

Нужно добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной

Занимающий коррупционно опасные должности чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи.

Главный вопрос — ярко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе

  1. Сделаем правосудие доступным для граждан

Введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками

Гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит

2. Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников

3. Создать единую, открытую, доступную базу всех судебных решений в системе судов общей юрисдикции

4. Необходимо возрождение "судебной" журналистики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая ситуация в современной России | Культурная ситуация в современной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.