Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европоцентристский мир: прошлое, настоящее и будущее

Лекция 6. Основные направления развития стран ЕС на рубеже XX-XXI вв. и национально-государственные интересы России

 

1. Европоцентристский мир: прошлое, настоящее и будущее

2. Становление Евросоюза

 

Мировые цивилизации и геополитические отношения между ними становятся важными субъектами мировой политики

Цивилизационные границы проходят не в реальном географическом пространстве, а через сердца и души людей

Великие рубежи цивилизаций являются важнейшими «двигателями» духовного прогресса человечества

Полицентризм цивилизаций проявляется в разнообразии типов восприятия пространства-времени, а так же в социопсихологических, конфессиональных, геоэкономических и других особенностях

Для западноевропейской цивилизации характерны культура разума, права человека, динамизм (революции), прагматизм, протестантская этика индивидуализма и др.

Становление западноевропейской цивилизации шло через борьбу за совесть

Совесть — этическая категория, выражающая высшую способность личности к моральному самоконтролю, усвоенному ограничению, владению собой

Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме подсознательных эмоциональных переживаний

В более узком смысле — нравственное сознание, чувство или знание того, что такое хорошо и что плохо

Совесть это долг человека перед природой

Свобода личности — тяжелый моральный груз и ответственность, измеряемые совестью

В отличие от политики и экономики невозможна имитация совести, её не может быть много или мало, она есть или её нет.

Интеграционные процессы имеют глубокие корни в европейской истории

Европейская идея – понятие многогранное и многоаспектное, которое основывается прежде всего на представлении об идентичности и общности исторических, экономических, политических, географических, социокультурных факторов

Европеизм как политическое течение на различных этапах истории имел свою специфику и был объектом острой борьбы

В эволюции европейской идеи выделяют

античный период,

раннее и позднее средневековье

Понятие «Европа» несет в себе не только сугубо географический, но также исторический, социокультурный, религиозный и, наконец, политический смысл.

Оно существует не одно тысячелетие, а в течение столетий обозначало нечто большее, чем просто географическое выражение

Это понятие использовалось в качестве географической концепции и ассоциировалось с идеей свободы во времена античности, с идеей христианского мира в XV в., с политикой баланса сил начиная с XVI в. и с цивилизацией в XVIII в.

Понятие «Европа» впервые приобрело специфическое содержание или звучание в контексте конфронтации греков с персами

Уже с V в. до н.э. древнегреческие авторы именно в данном контексте начали связывать концепции Европы и Азии с различиями в языке, культуре, образе жизни, системе правления и т.д.

Римская империя являлась государственным воплощением средиземноморской цивилизации, которая охватывала Южную Европу, Переднюю Азию и Северную Африку.

В VII в. произошел раскол Средиземноморского мира

Важнейшим фактором с данной точки зрения явилась начавшаяся в тот период арабская экспансия

Арабы завоевали Сирию, Палестину и Персию

Дамаск стал центром, откуда Восточная Римская империя подвергалась постоянным атакам

Постепенно арабы завоевали Египет и всю северную Африку, а в 711 г. пересекли Гибралтар

В античный период большая часть Западной Европы была объединена в Римской империи

После ее крушения в эпоху Средневековья возникает Франкская империя (5-9 вв.)

Эта империя в исторических источниках называется Франкской империей, Каролингской империей или Империей Запада

Преемниками Империи Запада считали себя императоры Священной Римской империи (962-1806 гг., с 1512 г. — Священная Римская империя германской нации).

Процессы становления единого государства в империи за всю историю её существования так и не были завершены, и она оставалась децентрализованным образованием со сложной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований

К европейским проектам ХVII – ХVIII веков, которые значительно расширили и конкретизировали представления об объединении Европы с целью достижения мира относятся:

«Великий проект» герцога Сюлли,

«Новый Киней» Эмериха Крюсе,

трактат Яна Амоса Каменского

Герцог Сюлли предлагал прочный военно-политический союз Франции, Англии и Испании, которые должны создать единые вооруженные силы и подавить возможное сопротивление других европейских государств

Эмерих Крюсе выступает в роли добровольного советника (Киней – советник древнего царя Пирра) французского короля

Он предлагает королю выступить с инициативой отказа от войн как средства разрешения противоречий

Крюсе предлагает создать в Венеции под руководством папы римского мировую межгосударственную ассамблею, в которой были бы представлены на уровне послов все европейские страны, Россия, Турция, Китай, Индия, Эфиопия

Ассамблея подпишет вечный мир и возьмет на себя обязательство выступать с оружием против любой страны, нарушившей это соглашение

Так же можно совместно подавлять и народные восстания в различных странах.

Поддержанию общего вечного мира должно содействовать развитие международной торговли

Необходимо ввести единую денежную единицу

Объединенными усилиями можно осуществлять глобальные проекты (Рейнско-Дунайский канал и пр.)

Ян Аммос Коменский написал трактат «Всеобщий совет об исправлении человеческих дел»

Необходимо созвать «трехглавый третейский собор», включив в его состав наиболее авторитетных, просветителей, священнослужителей и светских владык

Имеет смысл назвать их по-разному:

трибунал просветителей — собором света,

церковный трибунал — консисторией и, наконец,

трибунал политиков — судебной палатой.

Собор света должен будет заботиться о том, чтобы никто в мире не был обойден учением и каждый по крайней мере знал все необходимое...

То есть, он будет изыскивать средства к тому, чтобы взоры всех людей во всем мире обращены были к свету учения, благодаря которому все сами собой увидят истину, отныне никогда более не примешивая к ней заблуждения и химеры

Вселенская консистория будет заботиться о том... чтобы вся земля и вся полнота ее была предана богу...

Мировой суд будет следить за тем, чтобы нигде ни один народ не поднимался против другого, чтобы никто не отваживался выступить с проповедью войны пли готовить оружие и чтобы не осталось мечей и копий, не перекованных на серпы и орала.

Новая эпоха в европеизме связана с Наполеоном

Он, опираясь на военную силу, стремился унифицировать Европу

Постепенно утверждалось чувство европейской идентичности, что, в частности, проявилось в возникновении и использовании слова «европейскость»

Постепенно вырабатывались критерии передовой европейской цивилизации, противопоставляемой отсталым варварским незападным обществам

Впервые выражение «европейская цивилизация» (la civilisation europenne) было использовано в 1766 г. в работе, аббата Бодо и посвященной французским колониям в Северной Америке.

По мнению Бодо, задача французов в Северной Америке состояла в том, чтобы превратить индейцев в настоящих французов

В XIX в. произошло полное отождествление цивилизации с Европой, начался расцвет европоцентричного мира

В начале XIX в. стало формироваться понятие истории европейской культуры в качестве самостоятельного феномена

Европоцентризм выразился в создании колониальных империй, метрополиями которых стали европейские страны

Начиная с ХV в., складываются португальская, испанская, французская, нидерландская, британская, австро-венгерская, германская, итальянская, бельгийская колониальные империи.

В 30-х годах XIX в. Дж. Мадзини выдвинул идею об образовании Соединенных Штатов Европы

На Парижском конгрессе европейских пацифистов в 1849 г. В.Гюго, озвучив эту идею, придал ей широкую известность

В 1876 г. В.Гюго снова выступил с речью о необходимости создания европейской федерации

В. Гюго доказывает, что Европа нуждается в «европейской национальности, объединенном правлении, великом братском арбитраже — демократии в условиях мира с самой собой».

На рубеже 19-20 веков преобладали оптимизм и вера в прогресс

Впечатляющие научные и технологические достижения способствовали ускоренному росту материального благосостояния

Хотя широкие слои населения еще продолжали бедствовать, во многих странах были приняты социальные законодательства, предусматривающие значительное улучшение их положения

Однако процесс быстрой индустриализации, который революционизировал все аспекты жизни, одновременно способствовал подрыву чувства единства Европы

Вторая половина XIX–начало ХХ в. стали периодом не только безграничной веры в превосходство европейской цивилизации, но и агрессивного национализма, который, по сути дела, подрывал убеждение в принадлежности всех европейских народов единому европейскому сообществу с общей судьбой

Европа оказалась как бы в тисках национализма.

Не только процессы объединения Италии и Германии, но также противоречия между государствами как в самой Европе, так и за ее пределами — в колониях — создали климат, в котором идея принадлежности европейскому сообществу как единому целому отошла на задний план

Показательна позиция канцлера Германии О.Бисмарка, который говорил, что для него Европа всего лишь географическое название

Известен такой эпизод: когда английский посол, которого канцлер посвятил в планы Пруссии, заметил, что Европа этого не позволит, Бисмарк возразил вопросом: «Кто это — Европа?»

Первая мировая война, с точки зрения как своих беспрецедентных масштабов, так и характера, имела далеко идущие последствия.

Прежде всего в атмосфере националистической истерии были отброшены либеральные ценности XIX в.

Наиболее рьяные националисты видели в войне возможность очищения нации

Национальное самовосхваление и призывы к единству требовали жесткой дисциплины и сильных личностей

В официальной пропаганде и печатных изданиях вошли в повседневный обиход уничижительные клише, где представители противоборствующих сторон наделялись всеми отрицательными, вызывающими отвращение чертами

Но идеи и проекты политического объединения Европы продолжали пользоваться определенной популярностью

Так, начиная с февраля 1916 г. по просьбе чешского философа, будущего президента Чехословацкой республики Т. Масарика сторонники малых славянских народов инициировали публикацию журнала «Новая Европа» («New Europe»), а в 1918 г. под таким же названием была опубликована его книга.

Разумеется, главной целью для Масарика была независимость Чехословакии

Он прогнозировал в будущем тенденцию к региональному, а затем и всеевропейскому сотрудничеству, полагал, что только свободные и независимые народы способны присоединиться к таким сверхнациональным структурам в качестве равных партнеров

В 1918 г. предпринимались попытки объединения новых государств Центральной Европы

В октябре того же года в США был создан так называемый Центральноевропейский демократический союз, в который вошли представители 12 европейских народов, а председателем стал Масарик.

Однако союз фактически преследовал пропагандистские цели и не имел сколько-нибудь серьезного влияния в самой Европе

Мысль о возможности и желательности достижения единства европейских стран и народов была сформулирована австрийским графом Куденхове-Калерги в книге «пан-Европа», опубликованной в 1923 г.

Главная идея состояла в том, что объединенная Европа может стать неким самостоятельным политическим и экономическим образованием, противостоящим одновременно Советскому Союзу, Великобритании и США

Куденхове-Калерги первоначально возлагал надежды на то, что мирная программа В.Вильсона и Лига наций будут обеспечивать мирное и справедливое послевоенное устройство.

Однако вскоре он разочаровался в своих ожиданиях

Считая, что предполагаемый панъевропейский союз должен выступать в качестве международной группы давления, Куденхове-Калерги исходил из признания конца исторической эпохи превосходства Европы

Более того, он утверждал, что пришел конец господству самой белой расы

Но упадок Европы может и должен быть остановлен, чтобы предотвратить превращение континента в объект игры мировой политики

Европа, утверждал Куденхове-Калерги, распространилась по всему миру, что привело к возникновению нескольких новых «глобальных властных полей» с корнями в одной и той же культуре

Однако в качестве политического единого целого Европы не существует

Под пан-Европой Куденхове-Калерги как раз и подразумевал эту предполагаемую политическую Европу, отличную от географической и культурной Европы.

В 20-х годах Куденхове-Калерги удалось завоевать симпатии двух ведущих французских политиков Э.Эррио и А.Бриана

В конце 1924 г. был обнародован манифест панъевропеизма, в основе которого лежали идеи Куденхове-Каллерги

В январе 1925 г. Эррио сформулировал идею создания Соединенных Штатов Европы

В 1926 г. в Вене собрался первый панъевропейский конгресс, на котором было провозглашено создание Панъевропейского союза

Его почетным президентом стал тогдашний министр иностранных дел Франции А.Бриан, а членами — такие известные в тот период люди, как Э.Эррио, Л.Блюм, Э.Даладье и П.Бонкур (Франции), Я.Шахт, К.Вирт, А.Эйнштейн, Т. и Г.Манны (Германия), Ф.Ноэль-Блокер (Великобритания), З.Фрейд (Австрия) и др.

Эти факты, с одной стороны, свидетельствуют о стремлении определенных интеллектуальных и политических кругов Европы к консолидации, а с другой стороны, служат дополнительным подтверждением того, что в конце XIX–начале ХХ в. евроцентристский мир достиг своего апогея

С этого времени начинается новая глава в истории евроцентристского мира

Но несправедливость Версальско-Вашингтонского миропорядка стремительно вела мир к началу Второй мировой войны

Положение в Европе в межвоенный период германский историк Э.Нолте охарактеризовал его как «европейскую гражданскую войну 1917–1945 гг.»

Идея создания Соединённых штатов Европы получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 г. в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных США.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Настоящее и будущее Союза независимых государств | Становление Евросоюза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.