Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная необходимость реформирования ЖКХ




Таким образом, отрасли жилищно-коммунального хозяйства оказались в крайне неблагоприятных условиях финансирования, что начало сказываться не только на процессах воспроизводства в самой отрасли, но и на развитии экономики в целом, так как отрасль стала забирать финансовые ресурсы так необходимые для развития базовых отраслей экономики.

 

ТЕМА: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ

 

Эффективность жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от степени его управления местными органами власти. Российское законодательство определяет местное самоуправление как процесс и как результат конституционного права жителей населенных пунктов избирать местные органы власти для решения в пределах этих поселений законодательно установленных вопросов местного значения. Эти вопросы решаются через представительные (выборные) и исполнительные (административные) органы.

Под муниципальным образованием понимается территория, в пределах которой реализуется местное самоуправление, имеющее своими признаками избранный местным населением представительный орган власти, принятый устав этого органа, бюджет образования. Местное самоуправление дает возможность исполнить государственные обязательства, принятые на федеральном уровне, и предоставить совокупность гарантируемых государством гражданам прав, свобод, льгот и услуг воспользоваться которыми можно только по месту жительства.

На 01.09.2000 насчитывалось 12 260 муниципальных образований (76 % — сельские администрации, административные районы — 12 %, города — 5 %, поселки городского типа — 4 %, прочие — 3 %).

Россия относится к числу стран, где преобладает городское население (более 75%).

От степени развития муниципальных органов власти зависит как будут осуществляться все преобразования в России, в частности и жилищно-коммунальная реформа. Это заставляет укреплять муниципальные органы власти в экономическом, правовом и кадровом отношении. Без решения этих вопросов реформирование ЖКХ не достигнет желаемых результатов. С каждым годом становится все очевиднее острота положения о жилищно-коммунальной сфере. Быстрота реакции органов власти на эти проблемы залог здорового политического и социального климата территорий.

 

2. УЧАСТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОВЕДЕНИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ

 

Жилой фонд территорий, несмотря на то, что, с точки зрения формы собственности, был многоукладен, всегда должен находиться в сфере управления местных органов власти. Они определяют его развитие в рамках долгосрочной, среднесрочной перспективах, разрабатывая и реализуя программы развития городов, составным элементом которых является жилье. Одновременно муниципальные органы власти контролировали выполнение этих программ, эксплуатацию жилого фонда, а через многочисленные специализированные службы, ответственные за предоставление жилищно-коммунальных услуг, состояние дел в этой области. В рамках муниципальных образований формировался бюджет территорий и происходило его распределение. Таким образом, и в политическом и экономическом смысле муниципальная власть является важным субъектом управленческих отношений.

Если говорить о муниципальных органах власти и их влиянии на социально-экономическую ситуацию на местах, то это воздействие осуществляется, во-первых, через представительные органы (принятие местных нормативных актов, которые дополняют и развивают акты, принятые на уровне субъектов федерации и федерального центра); во-вторых, посредством организации исполнения принятых законодательных решений через соответствующие службы муниципальных образований.

Муниципальные органы непосредственно связаны с муниципальной экономикой, основой которой является муниципальная собственность, и поэтому воздействие на нее может происходить не только в экономическом, но и в административном аспекте Однако не надо забывать, что муниципальная власть может влиять и на развитие частного сектора, предприятия и организации которого находятся на той же территории, что и муниципальные. Это осуществляется и через налоговую систему.

Произошли значительные изменения структуры управления ЖКХ в Российской Федерации. В результате проводимых реформ взамен территориально-производственных объединений (ТПО) ЖКХ в субъектах федерации, осуществляющих функции управления хозяйственной деятельностью предприятий ЖКХ, были образованы комитеты, департаменты или министерства ЖКХ администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации, которые координируют работу предприятий сферы ЖКХ

Предприятия ЖКХ государственной собственности субъектов федерации в соответствии с действующим законодательством перерегистрированы в муниципальные и муниципальные унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения на переданное им муниципальное имущество.

На уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляются следующие задачи:

- развитие законодательной и нормативной базы по реформированию жилищно-коммунального комплекса в рамках установленных Конституцией РФ полномочий;

- обеспечение предусмотренных подпрограммой преобразований в рамках формируемой на федеральном уровне нормативной правовой базы с учетом местных особенностей и передового опыта;

- проведение эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан в ряде субъектов Российской Федерации;

- предоставление средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основе, предоставление гарантий и иные формы привлечения заемных финансовых ресурсов;

- финансирование за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (при частичном софинансировании за счет федерального бюджета) программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;

- апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех частей. Первая часть — определение целей деятельности этих предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программ), вторая часть — решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ и третья часть — проведение мониторинга предприятий ЖКХ. Эти три компонента в совокупности обеспечивают органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по каченному обеспечению населения коммунальными услугами.

Определение целей предприятий ЖКХ должно основываться на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов. Система тарифного регулирования должна обеспечивать выше производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в том числе:

- стимулировать предприятия ЖКХ к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

- способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;

- обеспечивать предприятиям ЖКХ формирование необходимого объема финансовых ресурсов;

- учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей ЖКХ;

- иметь механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

В итоге система управления ЖКХ муниципального образования (города, поселка, сельского района) должна состоять из следующих звеньев:

- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости (домовладелец);

- предприятия, управляющие жилищным фондом и объектами социальной сферы, выполняющие функции заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг (домоуправитель-заказчик);

- поставщики жилищно-коммунальных услуг и подрядные ремонтно-строительные организации (подрядчик);

- потребитель жилищно-коммунальных услуг.

Собственник, заказчик и подрядчик являются основными субъектами рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере и от построения их взаимоотношений зависит их эффективная работа.

Функций заказчика могут выполняться субъектом любой правовой формы. Все действующие службы единого заказчика имею правовой статус муниципального учреждения и не имеют материальных стимулов в решении поставленных перед ними задач. Поэтому должен быть изменен правовой статус на муниципальное предприятие с переводом их на полный хозяйственный расчет.

Отношения между собственником и заказчиком (управляющей компанией) должны строиться только на основе хозяйственного договора, с четкой регламентацией прав и обязательств сторон.

В крупных муниципальных образованиях целесообразнее иметь несколько управляющих жилищных компаний, создавая тем самым конкурентную среду.

Очередной этап — это акционирование предприятий, что позволит привлечь к управлению в качестве акционеров создаваемые товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы предприятия и организации, имеющие ведомственное жилье.

Обновлению должна быть подвержена и сферы сбора жилищно-коммунальных платежей населения. Сбор платежей — это задача, в первую очередь, жилищной управляющей компании, поэтому расчетно-кассовые центры могут быть как в структуре управляющей компании, так и в виде специализированного отдельного предприятия. В перспективе специализированные расчетно-кассовые центры могут рассматриваться как основа для создания акционерных муниципальных коммунальных банков, обеспечивающих краткосрочное кредитование предприятий и организаций, В этом случае и круг платежей, и круг акционеров должен быть расширен. Через такой банк должны проводиться все жилищно-коммунальные платежи, а в качестве акционеров банка необходимо привлечь максимальное количество предприятий и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования. Акционерами банка могут быть крупные предприятия и потребители ЖКУ.

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для технического обслуживания жилищного фонда, уборки придомовой территории, санитарной очистки, проведения капитального ремонта должны осуществлять управляющие компании на основании положения закрепленного в договоре на управление с органом местного самоуправления.

Сегодня — это, как правило, муниципальные предприятия, их необходимо перевести на полный хозяйственный расчет с формами коллективного и арендного подряда.

Все вышесказанное свидетельствует о большом объеме работ, который должны проделать органы местного самоуправления. Фактически успех реформирования во многом зависит от их деятельности и, в частности, от степени компетенции работников, отвечающих за состояние и развитие ЖКХ. Работа в новых рыночных условиях предполагает повышение уровня экономической и правовой подготовки персонала, который привык работать в условиях административной системы, ограничивавшей возможность пользования экономических стимулов. Назрел вопрос о подготовке менеджеров для предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, которые на практике могли бы реализовать идеи жилищно-коммунальной реформы.

 

ТЕМА: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ

 

 

Огромную роль в быстром формировании частного жилищного сектора в стране сыграл Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерацию» № 1541-1 от 04.07.1991. Этот закон дал реальную возможность российским гражданам стать собственниками жилых помещений, которые они занимают по договору найма или аренды. Основы процесса приватизации были заложены, когда были приняты законы о собственности, а в дальнейшем вопрос о приватизации жилых помещений нашел свое отражение в других законах: в новой статье 54-1 ЖК РСФСР (Закон РСФСР № 1552-1 от 06.07.1991), в ст. 19 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и ст. 217 ГК РФ.

Приватизация жилья осуществлялась бесплатно, добровольно и один раз для каждого гражданина. Она проводилась с целью формирования рынка жилья и ускорения перехода к рыночным отношениям в этом секторе экономики. В законе о приватизации жилья от 04.07.1991 сказано, что вступление в права собственника на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Процесс приватизации жилищного фонда в Российской Федерации преследовал следующие цели:

- создать класс собственников жилья, которые будут заинтересованы в рациональной его эксплуатации и повышении потребительских качеств;

- создать предпосылки для формирования в России рынка жилья как средства улучшения жилищных условий населения;

- переложить с государства на собственников жилья заботы по ремонту, воспроизводству, финансированию коммунальных услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.