Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память

Лекция 4.

 

 

Память – относится к психическим познавательным процессам. Это отражение того, что было в прошлом опыте.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Память – необходимое условие протекания всех психологических процессов в организме, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков.

Первые умозаключения о памяти были у Платона и Аристотеля, которые ассоциировали память с восковой дощечкой, на которой высекаются и остаются следы.

Экспериментальные учения о памяти начинаются с работ Эббингауза, который в своей работе «О памяти» установил первые закономерности запоминания информации.

Появилась ассоциативная теория П.:

Основной механизм запоминания – образование ассоциативных связей. Сущность теории: если 2 или N количество психологических элементов возникают в сознании человека одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и при воспоминании одного элемента возникает воспоминание о другом.

Основные причины образования ассоциаций:

· пространственно-временная смежность;

· сходство между предметами или явлениями;

· контраст.

Недостатки теории:

· человек пассивен в процессе запоминания;

· непонятна природа забывания;

· роль повторений не раскрыта;

· не раскрыта проблема индивидуальных особенностей.

Гештальт-теория памяти:

Основной механизм запоминания – принадлежность 2 или нескольких элементов одному гештальту. Гештальт – целостное образование или структура, не сводимая к сумме составляющих ее частей. Если 2 или m количество элементов являются принадлежными к одному гештальту, то в последствии, при воспоминании одного элемента может возникать воспоминание о гештальте в целом.

Недостатки: как и у ассоциативной теории.

Деятельностная теория памяти:

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации зависят от того, какое место занимает данный материал в дальнейшей деятельности субъекта. Значит прочность, мобильность запоминания (быстрота), подвижность и оперативность зависят от того, какова значимость соответствующего материала в достижении цели.

Вывод: до сих пор в психологии вопрос о механизмах запоминания информации не считается изученным.

 

 

Классификация видов памяти

 

1) По содержанию запоминаемой информации:

· двигательная п. (п. движений и их систем);

· эмоциональная п. (п. чувств и эмоций);

· образная п. (вкусовая, обонятельная, осязательная);

· словесно-логическая (п. на содержание мыслей).

2) По способу запоминания:

· механическая п.;

· логическая п.

3) По наличию цели запоминаемой информации:

· непроизвольная п.;

· произвольная п.

4) По длительности хранения информации:

· иконическая п. (точное запоминание информации, при малом хранении);

· кратковременная п. (без хранения);

· долговременная п. (с усвоением информации);

· оперативная п. (для какой-либо деятельности человека).

 

На эмоциональную п. существует 2 точки зрения:

1. Фрейд: человеку свойственно забывать неприятности.

2. Блонский: человек долго помнит негативные моменты его жизни.

 

Эйдетическая п. – разновидность зрительной образной п., полное и точное запоминание информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Международные стандарты оценки | Семинарское занятие №1 по теме «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.