КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Память
Лекция 4.
Память – относится к психическим познавательным процессам. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Память – запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память – необходимое условие протекания всех психологических процессов в организме, которое позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков. Первые умозаключения о памяти были у Платона и Аристотеля, которые ассоциировали память с восковой дощечкой, на которой высекаются и остаются следы. Экспериментальные учения о памяти начинаются с работ Эббингауза, который в своей работе «О памяти» установил первые закономерности запоминания информации. Появилась ассоциативная теория П.: Основной механизм запоминания – образование ассоциативных связей. Сущность теории: если 2 или N количество психологических элементов возникают в сознании человека одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и при воспоминании одного элемента возникает воспоминание о другом. Основные причины образования ассоциаций: · пространственно-временная смежность; · сходство между предметами или явлениями; · контраст. Недостатки теории: · человек пассивен в процессе запоминания; · непонятна природа забывания; · роль повторений не раскрыта; · не раскрыта проблема индивидуальных особенностей. Гештальт-теория памяти: Основной механизм запоминания – принадлежность 2 или нескольких элементов одному гештальту. Гештальт – целостное образование или структура, не сводимая к сумме составляющих ее частей. Если 2 или m количество элементов являются принадлежными к одному гештальту, то в последствии, при воспоминании одного элемента может возникать воспоминание о гештальте в целом. Недостатки: как и у ассоциативной теории. Деятельностная теория памяти: Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации зависят от того, какое место занимает данный материал в дальнейшей деятельности субъекта. Значит прочность, мобильность запоминания (быстрота), подвижность и оперативность зависят от того, какова значимость соответствующего материала в достижении цели. Вывод: до сих пор в психологии вопрос о механизмах запоминания информации не считается изученным.
Классификация видов памяти
1) По содержанию запоминаемой информации: · двигательная п. (п. движений и их систем); · эмоциональная п. (п. чувств и эмоций); · образная п. (вкусовая, обонятельная, осязательная); · словесно-логическая (п. на содержание мыслей). 2) По способу запоминания: · механическая п.; · логическая п. 3) По наличию цели запоминаемой информации: · непроизвольная п.; · произвольная п. 4) По длительности хранения информации: · иконическая п. (точное запоминание информации, при малом хранении); · кратковременная п. (без хранения); · долговременная п. (с усвоением информации); · оперативная п. (для какой-либо деятельности человека).
На эмоциональную п. существует 2 точки зрения: 1. Фрейд: человеку свойственно забывать неприятности. 2. Блонский: человек долго помнит негативные моменты его жизни.
Эйдетическая п. – разновидность зрительной образной п., полное и точное запоминание информации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |