Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная политика США

Одним из важнейших принципов государственного устройства США является гарантированная конституцией республиканская форма правления штатов

При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны

По Конституции закреплено верховенство федерального права

Должностные лица штатов обязаны принимать присягу на верность Конституции США

В случае необходимости Конгресс имеет право лишить не подчиняющиеся федеральным законам штаты права представительства в нем

Для защиты от внутренних беспорядков и защиты федеральных законов президент имеет право отдать приказ о вводе войск на территорию не подчинившихся штатов

Штаты могут защищать свои конституционные права в Верховном суде, либо, по решению представителей не менее 3/4 штатов внести изменения в Конституцию

В Конституции США выделен перечень вопросов находящихся в исключительном ведении конгресса, к важнейшим из которых могут быть отнесены:

— регулирование внутренней и внешней торговли,

— учреждение федеральных органов власти;

— набор и содержание армии и военно-морского флота;

— организация почтовых служб;

— выпуск денег;

— регламентация финансового, авторского права и вопросов натурализации;

— управление территориальными владениями США

Конгресс США имеет права издавать все законы, необходимые для осуществления полномочий, предоставленных правительству США Конституцией, устанавливать уголовно-правовые санкции для обеспечения соблюдения федерального права

Конгресс также имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения

Однако данное правило запрещено распространять на прямые налоги

Федерации не разрешается

вводить дискриминационные косвенные налоги,

предоставлять торговые привилегии,

изменять границы штатов без их согласия

Конституция США не устанавливает четкий перечень предметов ведения штатов

Штаты имеют право решать все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению Федерации и не включенные в число специальных ограничений и запрещений

Таким образом, полномочия органов управления штатов включают весьма обширный перечень:

— уголовное право;

— процессуальное право;

— гражданское право;

— вопросы собственности и обязательственного права;

— семейное право;

— вопросы здравоохранения и социального обеспечения;

— вопросы регулирования профессиональной деятельности, малого бизнеса, страхования, сельского хозяйства;

— вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти,

— разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и др.

До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий регионального характера в масштабах всей страны

Позже произошло перераспределение компетенции регионального развития в пользу федеральных органов власти

Так, были значительно расширены полномочия федерального правительства в сфере социально-экономического развития и охраны окружающей среды

Основной формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые региональные программы

Общегосударственные региональные программы рассматриваются на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти США и финансируются из федерального бюджета

Наиболее важные решения по таким программам принимаются конгрессом США, который определяет генеральные цели региональных программ, совокупность частных программных мероприятий, максимально допустимые размеры ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливает права и обязанности органов, на которые возлагается руководство проведением программных мероприятий

Периодически конгресс проводит слушания о ходе реализации осуществляемых программ

Органы исполнительной власти в штате возглавляет губернатор, который в большинстве штатов избирается сроком на 4 года

Во всех штатах губернатор имеет право переизбираться на два срока и более

Кандидат должен быть гражданином США не менее определенного срока (от 2 до 20 лет)

Устанавливается также возрастной минимум (в большинстве штатов губернатор должен быть не моложе 30 лет, в отдельных — не моложе 21 и 25 лет)

В двух штатах кандидат должен быть не моложе 35 лет

Конституции штатов, за исключением одного, предусматривают возможность смещения губернатора в порядке импичмента

В 12 штатах определена процедура отзыва губернатора избирателями

По конституциям штатов, к числу обязанностей губернатора относится надзор за соблюдением в штате законов

В большинстве штатов губернатор самостоятельно назначает членов управлений и комиссий

В отдельных штатах губернатору также предоставляется право освобождать должностных лиц от занимаемой ими должности

В большинстве штатов в качестве главы исполнительной власти губернатор ответствен за подготовку и представление в законодательный орган штата проекта бюджета

Формально законодательный орган штата вправе изменить проект бюджета по своему усмотрению, однако в конституциях штатов финансирование многих программ предусмотрено в твердо зафиксированной форме

В некоторых штатах до 50 % бюджетных поступлений распределяются подобным образом

В конституции всех штатов, кроме одного, губернаторы наделены правом вето на решения законодательного органа власти

Для преодоления вето необходимо квалифицированное большинство каждой из палат законодательного органа

Губернатору непосредственно подчиняется полиция или национальная гвардия штата

Во многих штатах губернатору принадлежит право помилования осужденных судами штата

В системе исполнительной власти штата важная роль отводится канцелярии, которой ведает исполнительный секретарь губернатора, ответственный за ее организацию и деятельность

В состав канцелярии входит также секретарь по связям с общественностью, секретарь по связям с законодательным органом, секретарь, ответственный за связь с департаментами и др.

Государственный секретарь штата хранит архивы и подтверждает правильность и законность публикуемых государственных актов штата, а также осуществляет надзор за выборами и утверждает законность всех связанных с ними действий, ведает лицензиями штата и статистическими данными и справочниками

Казначей штата в большинстве штатов является избираемой должностью

Казначей имеет право определять, в каком банке должны храниться денежные средства штата, во многих штатах собирает налоги и осуществляет наблюдение за правильностью их взимания

В целом система органов управления в штатах очень сложна

В среднем в штатах насчитывается около 40 постоянных органов и часто столько же временных

По наиболее важным вопросам, связанным с управлением, на постоянной основе создаются департаменты, комиссии, лицензионные бюро и комиссии, агентства и ведомства, а также комитеты при губернаторе, в состав которых входят главы основных департаментов и ведомств

Согласно закону о межправительственном сотрудничестве 1968 года президент США получает право устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние на экономическое развитие того или иного района

Центр активно проводит региональную политику путем реализации федеральными агентствами специальных федеральных программ

Несмотря на то, что функции государственного управления штатов и местного управления в США полнее, чем в любой из других стран мира, учитывают территориальную дифференциацию, экономическое развитие США географически очень неоднородно

Часто динамично развивающиеся районы с относительно высоким уровнем благосостояния соседствуют с депрессивными районами бедности

Федеральное правительство еще в XIX веке было вынуждено осуществлять вмешательство в экономическое развитие штатов, стимулируя заселение западных районов страны

До середины XX века такое вмешательство носило эпизодический характер и сопровождалось соответствующими законодательными актами

Основной целью вмешательства являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более развитыми частями страны

Так, в 1933 г. был принят закон об организации государственной корпорации — Администрации долины Теннесси.

Уже с 60-х годов региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов

Данная политика обусловлена не только желанием устранить региональные противоречия, но и стимулировать экономический рост с изменением структуры хозяйства

С данной целью был принят ряд законов:
— в 1965 году закон об общественных работах и экономическом развитии (определены основные направления помощи депрессивным районам);
— в 1965 году закон о создании Аппалачской региональной комиссии, (о целевом развитии региона Аппалачских гор, депрессирующего более 30 лет);

— в 1968 году закон о межправительственном сотрудничестве, (регламентировано распределение полномочий по региональному регулированию между органами власти федерации, штатов и муниципалитетов);
— в 1972 г. закон о сельском развитии (определены основные направления федеральной политики в отношении сельскохозяйственных районов);
— в 1974 г. закон о жилищном строительстве и городском развитии (определена федеральная политика в отношении городских районов);
— в 1975 г. закон о региональном развитии

До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий регионального характера в масштабах всей страны.

Позже произошло перераспределение компетенции регионального развития в пользу федеральных органов власти

Так, были значительно расширены полномочия федерального правительства в сфере социально-экономического развития и охраны окружающей среды

Основной формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые региональные программы

Общегосударственные региональные программы рассматриваются на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти США и финансируются из федерального бюджета

Наиболее важные решения по таким программам принимаются конгрессом США, который определяет генеральные цели региональных программ, совокупность частных программных мероприятий, максимально допустимые размеры ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливает права и обязанности органов, на которые возлагается руководство проведением программных мероприятий

Периодически конгресс проводит слушания о ходе реализации осуществляемых программ

Согласно закону о межправительственном сотрудничестве 1968 года президент США получает право устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние на экономическое развитие того или иного района

В выработке и координации политики регионального развития на федеральном уровне участвует большое число подразделений: управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при президенте, межведомственный координационный совет, федеральный консультативный совет по экономическому развитию, федеральные региональные советы при правительстве

Кроме того, созданы соответствующие комиссии при конгрессе США

Руководство региональными программами осуществляют не сами регионы, а система специальных независимых учреждений в системе федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных органов

США не удалось избежать гипертрофированного роста мегаполисов от Бостона до Вашингтона, от Сан-Франциско до границы с Мексикой, от штата Висконсин до штата Индиана в районе оз. Мичиган и др.

Не смогла эта развитая страна добиться желаемых целей и в области нивелировки пространственных диспропорций в социальной сфере

США первенствуют во многих старых, новых, особенно новейших отраслях (авиатехника, ракетно-космическая, электронно-вычислительная техника)

В промышленности представлены все отрасли и подотрасли

Особо выделяются автомобилестроение, электроника, авиаракетно-космическая промышленность, велико значение нефтедобывающей промышленности

Сельское хозяйство — многоотраслевое

Совершен переход к агробизнесу.

Основной тип сельскохозяйственных предприятий — высокоспециализированные фермы

США дают 50% мирового экспорта зерна

США занимают первое место в мире по развитию всех видов транспорта

Вместе с Канадой образуют особый североамериканский тип транспортной системы

Автомобиль является массовым средством передвижения

Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг (2/3 всех занятых), что свидетельствует о вступлении страны в стадию постиндустриального развития

Для территориальной структуры хозяйства характерна концентрация экономической жизни в приокеанских и приозерных районах.

Региональная политика направлена на смягчение территориальных диспропорций

Зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем зависимость зарубежной Европы, но она возрастает

Большая часть торговли приходится на Канаду и Японию, страны Западной Европы, 1/3 — на развивающиеся страны

Северо-Восток США — самый маленький по площади

Играл и играет важную роль в жизни страны

Отсюда началась европейская колонизация страны, здесь сформировался главный промышленный пояс США

Географический рисунок хозяйства и расселения определяется Северо-Восточным мегалополисом

Здесь находятся города Вашингтон и Нью-Йорк, крупные промышленные центры — Бостон, Филадельфия, Питсбург и др.

Одна из главных угольно-металлургических баз страны расположена в районе Питсбурга

Средний Запад США — расположен к югу от Великих озер

Промышленные центры — Чикаго, Детройт

Развита черная металлургия, автомобильная промышленность

Приозерный мегалополис

Это житница страны

Здесь находятся «молочный пояс», «кукурузный пояс», «пояс яровой пшеницы», «пояс озимой пшеницы»

Юг США — значительное время развивался медленнее Северо-Востока и Среднего Запада из-за преобладания рабовладельческого плантационного хозяйства

Сейчас — первое место в стране по добычи нефти (Техас, Мексиканский залив), угля, фосфоритов (Флорида).

«Хлопковый пояс» сократился в размерах, сельское хозяйство стало многоотраслевым и интенсивным

Флорида — центр туризма

Запад США — самый молодой по времени освоения

Калифорния — главный научный и военно-промышленный арсенал США, главный сельскохозяйственный штат

Лос-Анджелес — центр добычи нефти, золота, развития кинематографии и одновременно центр отраслей электронно-аэрокосмической ориентации

Американские регионы, также как и российские, разделились на «депрессивные» и те, что переносят кризис

К депрессивным относятся два пояса:

один протянулся от Флориды на Север до канадской границы, а

другой – вдоль Западного побережья

Резкое разделение регионов стало в США одним из главных поводов для внутриполитических «разборок»

Республиканцы (при демократическом большинстве в парламенте и демократе-президенте) клеймят демократов за неправильную политику и приводят в пример успешные республиканские регионы, где принята ориентация скорее на нужды бизнеса, чем на социальное благополучие (к примеру, низкие налоги), что, по их словам, дает возможность пережить кризис почти безболезненно

Дефицит региональных бюджетов-2011 составил рекордные $180 млрд. (или 25% от общего объема бюджетов)

Долговое бремя штатов за последние 10 лет удвоилось и составляет около $2,3 трлн.

А занимать им становится все трудней, так как рейтинги штатов в отличие от суверенного кредитного рейтинга США можно легко снизить

Особенно легко – в регионах вроде Калифорнии или Иллинойса

Они находятся на грани банкротства, так как вынуждены занимать под большие проценты громадные суммы для латания дыр размером в половину бюджета

«Федералы» не спешат помогать регионам: огромные трансферты в региональные бюджеты – не в американских традициях, каждый должен бороться с трудностями сам

Правительства депрессивных штатов в отчаянии берут в долг, повышают налоги и режут расходы

Многие штаты сокращают списки тех, кто имеет право на социальное и медицинское страхование

В Калифорнии тысячами увольняют учителей и других бюджетников, в Пенсильвании переняли российский опыт 1990-х: не увольняют, но и зарплату не платят

В этом штате нехватка денег довела до того, что администрация расплачивается напечатанными ею же долговыми расписками – чем-то вроде суррогатных денег – по которым обещает заплатить долларами когда-нибудь потом

Есть в Штатах регионы, где безработица приобрела действительно угрожающий характер

На первом месте штат Мичиган с более чем 15% безработных.

Хуже всего обстоят дела в крупнейшем городе штата, «моногороде» Детройте

Именно крах американской автоиндустрии привел к резкому взлету безработицы в Мичигане и соседних штатах, которые образовали автомобильный кластер вокруг Детройта

Определено 216 областей с большими и малыми городами – с населением от 100 тыс. до 4 млн. человек – в которых уровень безработицы по крайней мере на 2 процентных пункта выше, чем средний общенациональный показатель, на протяжении 20, 10 или 5 лет

Это мёртвые зоны Америки

Здесь рост занятости остаётся на прежнем уровне или вообще отсутствует, а доминирует высокий уровень безработицы

Некоторые районы некогда были процветающими, а другие испытали экономический упадок в последнее время.

В этих общинах трудно найти оплачиваемую работу тем, кто не бросил её искать, и широко распространённое вынужденное безделье является нормой

Мёртвые зоны Северо-запада (Орегон, Вашингтон и Северная Калифорния) исторически имели большое число рабочих мест в лесной и рыбной промышленности

Из-за чрезмерного вылова многие прибрежные общины пережили исчезновение работы

Кроме того, когда пятнистая сова была занесена в список исчезающих видов в 1982 году, это вызвало закрытие многих лесных складов вследствие того, что они находились на территории взятых под охрану лесных массивов

Наряду с общей чрезмерной вырубкой, лесная промышленность с тех пор слабеет

Многие мёртвые зоны на Северо-западе сейчас полагаются на туризм и сдачу жилья любителям уединения – как на главные отрасли своей промышленности, обе из которых имеют сезонный характер и чувствительны к колебаниям экономики в целом

Промышленность мёртвых зон Юго-запада (Южная Калифорния, Нью-Мексико и Техас) исторически требовала значительное количество рабочей силы – это была либо работа на фермах, либо торговля с Мексикой

В обоих случаях занятость, как правило, была связана с масштабными передвижениями временных рабочих

Из-за такого огромного объёма сезонной работы возникли самые высокие уровни городской безработицы в США

Занятость на Далёком Юге (Южная Каролина, Джорджия, Миссисипи, Луизиана, Алабама) так до конца и не восстанавливалась со времён упадка производства хлопка и механизации.

С тех пор мёртвые зоны Юга пережили значительную эмиграцию, и многие районы не продвинулись по пути развития альтернативных отраслей промышленности

Мёртвые зоны вдоль Аппалачей и Атлантического побережья (Кентукки, Западная Вирджиния, Северная Каролина, Теннеси) жили либо за счёт угольной, либо за счёт лесной промышленности, - та и другая пережили глубокий упадок в 1970-х и так и не восстановились полностью

Мёртвые зоны Ржавого Пояса (Пенсильвания, Западная Вирджиния, Средний Запад) некогда жил за счёт различных отраслей обрабатывающей промышленности, как правило, но не обязательно – за счёт автомобилестроения

Рост аутсорсинга и упадок американской автоиндустрии на протяжении всех 80-х и 90-х годов оставил весьма небольшой выбор возможностей для трудоустройства

В большинстве благополучных зон в стране доминирует одна успешная отрасль промышленности, например, выращивание сои в Канзасе или научные исследования в Нью-Мексико, нефте- и газодобыча в Техасе, а также там, где расположены крупные научно-исследовательские организации и университеты

В благополучных сельскохозяйственных зонах выращивают кукурузу, сою и, в отличие от Юго-запада, эти зоны не полностью зависят от труда мигрантов

Десятки миллионов американцев проживают в районах мёртвых зон, переживших резкий упадок своей промышленной базы и не разработавших новых ресурсов для занятости

Мёртвые зоны равномерно распределены по всей континентальной территории США, за исключением Среднего Запада и Новой Англии

Процветающие зоны почти полностью ограничиваются Средним Западом до Северного Техаса и Нью-Мексико

Неожиданно низкие уровни безработицы на севере Среднего Запада можно частично объяснить малочисленностью населения и, следовательно, низким предложением на рынке труда

Мёртвые зоны на протяжении долгого времени существуют в бывших обрабатывающих и металлургических центрах, - таких городах, как Лоуренс и Фалл Ривер (Массачусетс), Уотербери, Нью-Бритэйн и Нью-Хэйвен (Коннектикут), а также Провиденс и Сентрал Фоллс (Род-Айленд)

Эти города имеют показатели, аналогичны мёртвым зонам

Всё больше и больше американских городов испытывают недостаток вакансий и плохие перспективы занятости, что указывает на то, что существуют и ещё области, которые не признаны, но которые следует признать как возникающие мёртвые зоны

Здравый смысл подсказывает, что районы с высоким уровнем безработицы выиграли бы, если бы местное население имело высокие показатели по уровню образования, то есть больше выпускников колледжей и меньше тех, кто отказался получить высшее образование

Хотя в некоторых ситуациях это и верно, в случае, когда речь идёт как о мёртвых, так и о процветающих зонах, это не обязательно так

На самом деле, между низким уровнем безработицы и уровнями образования корреляция очень слабая.

Есть большое количество мёртвых зон с очень образованным населением (Орегон, Мэриленд, Калифорния)

С другой стороны, существует множество благополучных зон с низким образовательным уровнем населения (Техас, Невада, Айова)

Поскольку образование это только один из факторов, определяющих качество рабочей силы, а качество само по себе только один из факторов, определяющих, на чём бизнес основывается, такая слабая корреляция не должна удивлять.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расовое и этническое разнообразие американского общества: современное состояние и перспективы | Особенности азиатских цивилизаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.