КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
Один из способов достижения рационализации учебной деятельности – это применение рациональных приемов и методов самоорганизации своей работы учащимися. Самоорганизация деятельности рассматривается как деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Рассмотрим сущность и методы самоорганизации учебной деятельности школьников (см. схему 48). Схема 48
Самоорганизация учебной деятельности должна начинаться, как правило, с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Самопознание включает следующие методы: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика. Самоанализ рассматривается как рациональное исследование человеком своих состояний и качеств. Самонаблюдение имеет две стороны: первая – это наблюдение за своим внутренним состоянием, проявлением мысли, чувства, воли и т.д.; вторая – взгляд на себя со стороны, наблюдение за умственной деятельностью, соотнесение ее результатов с поставленными целями. Результатом самонаблюдения является описание учеником самого себя – самохарактеристика, которая может отражаться в дневнике самонаблюдений. Следующим важнейшим методом самоорганизации деятельности является самоконтроль – самостоятельное регулирование и направление личностью своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. В учебной деятельности самоконтроль предполагает постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в учебном заведении. Метод самоконтроля имеет интегрированный характер, он включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов. Особое внимание в процессе самоконтроля следует уделять планированию – выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с личными целями. По ходу самоконтроля с целью повышения эффективности самоорганизации деятельности целесообразно применять следующие приемы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самокоррекция. По мнению А.С. Зубры, самоконтроль выполняет две важнейшие функции: сдерживающую и функцию положительной направленности личности. Следует отметить, что именно в способности к самоконтролю проявляется уровень культуры личности школьника и степень его самоорганизации. Методы самоанализа и самоконтроля тесным образом связаны с методом самооценки. Самооценка – это оценивание личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств, действий, результатов деятельности и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний ученика, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Она является важным регулятором поведения ученика и его учебной деятельности, влияет на эффективность умственного труда и дальнейшее развитие культуры личности. Необходимо помнить, что при всем стремлении учащихся самостоятельно организовывать процесс учения требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учеников к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность.
В опросы и задания для самоконтроля 1. Определите понятия «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рационализация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности». 2. Осуществите классификацию различных видов дидактических средств. 3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения. 4. Проанализируйте требования к учебникам и учебным пособиям. 5. Представьте области применения компьютерных средств обучения в учебном процессе. 6. Раскройте сущность рациональной организации учебной деятельности школьников. 7. Обоснуйте методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |