Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка




При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья, как было показано выше, играет исключительно важную роль в развитии и воспитании ребенка; в младшем школьном возрасте семья, доминируя в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей ребенка, уступает школе приоритет в развитии познавательной сферы; в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактеризуем содержание, конкретные методы и формы

этого взаимодействия. В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы, классного руководителя с семьями учащихся:

· Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья - союзник педагога в воспитании детей.

· Забота о развитии ученика - цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей.

· Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания.

· Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

· Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

В целом содержание работы педагогов с родителями включает три основных блока: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры; вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс школы; участие родителей в управлении школой. Каждый из них реализуется через систему форм и видов деятельности (см. таблицу 24).

Таблица 24

Психолого-педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса
- Родительские университеты - Лекции, семинары, практикумы - Конференции - Открытые уроки и внеклассные мероприятия - Индивидуальные и тематические консультации - Творческие группы, группы по интересам - Родительские собрания - Тренинги   - Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела - Открытые уроки и внеклассные мероприятия - Организация кружков, секций, клубов - Помощь в организации и проведении внеклассных дел - Помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы - Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям - Родительский патруль во время проведения дискотек и вечеров отдыха - Участие в работе родительского комитета и его комиссий - Участие в работе Совета школы - Участие в работе общественного совета содействия семье и школе  

 

Охарактеризуем коротко наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собрание - такая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, её планирование, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция - форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребёнка, анализируется опыт семейного воспитания и т.д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой, родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребёнка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.

Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребёнка, беседует с ними о его характере, интересах и т.п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т.п.

Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов.

Классный родительский комитет является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление школой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.