![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 18: Определить сущность педагогических технологий обучения. Изложить особенности некоторых педагогических технологий обучения
Зародившись более четырех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Так, в 30-е годы XX столетия, когда в США появились первые программы аудиовизуального обучения, т. е. обучения на основе технических средств, появился термин «технология в образовании». В данном случае это равносильно использованию техники в учебном процессе. С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется новый термин — «технология образования». В буквальном переводе это означает «как строить обучение и воспитание». Лет 15-20 назад технологические понятия почти не использовались в отечественной педагогике. Лишь исследователи Т. А. Ильина и М. В. Кларин обращались к вопросам педагогических технологий, анализируя зарубежный опыт. Представителей традиционной педагогики пугал производственный термин «технология». Ведь под технологией понимались процессы, при которых происходило изменение объекта. Если выполнялись все условия технологии, то гарантировался и результат. Но педагоги не видели переноса этой категории на педагогические явления. И вот в 60-е годы появляется термин «педагогические технологии», а вместе с ним и вопрос: как добиться в педагогическом процессе гарантированного результата? А ведь технологические идеи не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказывал еще Я. А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», т. е. таким, что все, чему учат, стало бы иметь успех. Таким образом, сформулирована важнейшая идея технологий — гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной». В 70-е гг. в педагогике достаточно четко сформировалась идея полной Управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения — новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Педагогическая технология (по В. П. Беспалько)—мастерство+учение (греч.), что означает совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса, в результате которого происходит качественное изменение каждого ученика. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, а традиционное обучение характеризуется неопределенностью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, невозможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей. Специфические черты технологии обучения: ♦ Разработка диагностично поставленных целей обучения (определять цели через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые ♦ Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение ♦ Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов (одной го задач технологии обучения является создание текущих и итоговых стандартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения). ♦ Воспроизводимость обучающих процедур (то есть возможность повторения любым учителем). В реальной школьной практике наиболее удобно использовать классификацию технологий обучения, приведенную Г. Ю. Ксензовой. Она влияет три группы педагогических технологий: ♦ технологии объяснительно-иллюстративного обучения; ♦ личностно ориентированные технологии обучения (технологии ♦ технологии развивающего обучения. Для примера дадим описание технологии обучения «Педагогические мастерские». Педагогические мастерские — это система обучения, предложенная французскими педагогами. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Спор ученика с самим собой — заветная мечта учителя. Спорить, доказывать, обогащать свои выводы выводами друзей — только так можно прийти к знанию. Главное в технологии мастерских — не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Это непростая задача для учителя (Мастера). Принципы построения педагогических мастерских: 1. Равенство всех (включая Мастера). 2. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства ученика. 3. Возможность продвигаться к истине своим путем. 4. Важен не столько результат, сколько сам процесс. 5. Знания не даются, а выстраиваются. 6. Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной 7. Отсутствие оценки (положительной и отрицательной). 8. Отсутствие соревнования, соперничества, замена их самооценкой, 9. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. 10. Свобода выбора вида деятельности и способа предъявления результата. 11.Нравственная ответственность каждого за свой выбор. 12. Мастер для ученика, а не ученик для Мастера. Позиция Мастера: Если ученик хорошо справляется с заданием, Мастер фиксирует это и предлагает ему другое задание, более сложное, стимулирующее творчество. Если ученик не справляется с заданием, Мастер должен решить, где допущен промах, что нужно изменить: задание, манеру ведения занятий, тональность общения с учеником и т. д. Все задания Мастера, все его действия направлены на то, чтобы стимулировать воображение ученика, создать такую атмосферу, в которой Ребенок может проявить себя как творец. Мастер предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путем. Алгоритм проведения «мастерской»: 1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, 2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, 3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой. 4. «Социализация» — все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения 5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории 6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником «мастерской» неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. 7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе работы мастерской, а это богатейший материал для рефлексии План «мастерской» детализирован: необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информацию, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе «мастерской» самому остаться в теме. Что касается соотношения понятий «технология» и «методика», то формально между ними нет противоречия, так как понятие методики преподавания шире понятия образовательной технологии. Предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приемы организации учебного процесса (отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» учить?), технология же начинает действовать, когда цели уже определены, и отвечает на вопрос «кш учить, объединяя в себе методы, формы, средства, приемы обучения. Вопрос 19: Раскрыть сущность форм организации обучения и их классификации. Охарактеризовать классно-урочную систему обучения
Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обусловливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в группе (10—15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому ученику. Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени Подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я. А. Коменского в его книге «Великая дидактика». Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я. А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят: ♦ постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня ♦ учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); ♦ каждый урок посвящен только одному предмету; ♦ постоянное место и продолжительность занятий; ♦ стабильное расписание занятий. Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества: ♦ усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно; ♦ возможно чередование различных видов умственной и физической ♦ облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны; ♦ присутствует строгая организационная структура; ♦ экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; ♦ создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся ♦ воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность: ♦ необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в и ♦ ориентация на «среднего» ученика; ♦ невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если ♦ затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала. При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе. Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе. В конце XVIII — начале XIX столетия с ростом капиталистического производства ощущалась потребность в массовом обучении. Шел поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. В результате возникли такие системы обучения, как Белл-Ланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лаборатор-ная система, план Трампа, Маннгеймская система, Батовская система и др.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |