КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 20: Охарактеризовать урок как основную форму организации обучения. Описать типы уроков и объяснить их внутреннюю структуру
Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является Урок. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательнойдеятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также их воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, ее запоминание и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения: ♦ дидактические цели (соответствуют функциям обучения); ♦ определенный объем учебного материала; ♦ постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; ♦ руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; ♦ последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; ♦ ограниченность во времени; ♦ четкое время проведения по расписанию; ♦ обязательность посещения урока; ♦ реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; ♦ опора на достигнутый уровень знаний. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так, в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков. Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял: уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; уроки устных упражнений; уроки письменных упражнений; уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года. Для практической цели чаще всего в школе используется классификации уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, В. А. Оншцук): ♦ урок изучения новых знаний — основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических: ♦ уроки совершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа—устные или письменные упражнения); б) урок-лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар; Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующему: а) систематизации и обобщению новых знаний; б) повторению и закреплению ранее усвоенных знаний; в) применению знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формированию умений и навыков; д) контролю за ходом изучения учебного материала и совершенствованию знаний, умений и навыков. ♦ урок обобщения и систематизации изученного —сущность этих уроков ♦ урок проверки и контроля знаний —уроки этого типа предназначаются ♦ комбинированный урок — это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше. Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока. Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов: 1. Организационный — дидактическая задача заключается в подготовке 2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача — 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — 4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача — формирование 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — 6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний. 7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей. 8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование. 9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении. 10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя. Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения. Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Так, структура урока изучения новых знаний может быть следующей: а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению б) постановка целей и задач урока; в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся г) выполнение практических работ как закрепление нового материала д) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей ж) домашнее задание и его комментарий. С учетом общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку: ♦ четкое определение образовательных задач; ♦ определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся; ♦ выбор методов обучения (активные методы); ♦ наличие межпредметных связей; ♦ использование новейших достижений науки; ♦ развитие всех сфер личности; ♦ формирование общеучебных умений; ♦ усвоение знаний, развитие умений и навыков; ♦ четкая постановка воспитательных задач; ♦ развитие научного мировоззрения; ♦ формирование познавательных интересов, мотивов учения; ♦ учет психологических особенностей обучения; ♦ соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности; ♦ четкое планирование урока; ♦ соблюдение структуры урока; ♦ использование разнообразных средств обучения; ♦ соблюдение принципов обучения и др. В последние годы все более широко используются нестандартные, или, выражаясь современным языком, инновационные формы урочных занятий. К ним, в частности, следует отнести уроки-семинары, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки с использованием игровых методик и др.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |