![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 25: Определить сущность закономерностей и принципов воспитания. Охарактеризовать принципы воспитания
В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогическое руководство познавательной, трудовой, творческой, игровой и другими деятельностями детей. Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономерностями воспитания как общественного явления, а также закономерностями развития личности. Это важнейшие общие закономерности: ♦ Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды. ♦ Единство целей, содержания и методов воспитания. ♦ Единство обучения и воспитания. Более частные закономерности: ♦ Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. ♦ Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. ♦ В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм ♦ В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста. ♦ В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. ♦ В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные ♦ Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. ♦ В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности усилий учителей, семьи и общественных организаций. Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности. Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными. Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, или таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Вместе с тем принципы воспитания—это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И естественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: ♦ принцип гуманизма; ♦ личностный подход; ♦ принцип веры в ребенка; ♦ принцип сотрудничества; ♦ принцип включения личности в значимую деятельность; ♦ связь воспитания с жизнью, трудом; ♦ общественная направленность воспитания; ♦ принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; ♦ принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка; ♦ опора на положительное в воспитании; ♦ принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности; ♦ принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания прямых и параллельных педагогических действий) и др. На первое место можно поставить принцип гуманизма в воспитании. Человек (ученик) является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Принцип личностного подхода утверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказаний помощи ребенку, в его самоутверждении в жизни, самовыражении. Принцип сотрудничества педагога с детьми не приемлет привычные модели воспитания (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принципе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям. Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой, благоприятной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления. Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа— согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Вопрос 26: Раскрыть сущность методов воспитания и объяснить их классификацию
В педагогике встречаются различные и зачастую не совсем верные трактовки сущности методов воспитания. В одном педагогическом источнике под методом воспитания понимается «то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками, навыками и т. д.». В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Для более детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования у учащихся личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования у учащихся потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств;развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятельности учащихся и проведения разъяснительной работы, использования положительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обойтись без коррекции поведения учащихся, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др. И. Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Приемы воспитания — частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику и т. д. Классификация методов воспитания — это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания. Так, И. Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавливая их определенную связь с формированием соответствующих структурных компонентов личностных качеств: ♦ убеждение; ♦ положительный пример; ♦ упражнение (приучение); ♦ одобрение; ♦ осуждение; ♦ требование; ♦ переключение на другие виды деятельности; ♦ контроль за поведением. Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, играют определяющую роль в развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский): 1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства 2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности). 3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности. Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, самонаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тренинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно. Методы формирования сознания — это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности. Их функции: ♦ Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении в сознании школьников. ♦ Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей. ♦ Обобщение, анализ собственного опыта школьников. ♦ Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения — это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации. Основное понятие—воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов. Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания. Основная функция—выработка умений и привычек правильного поведения. Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др. Методы стимулирования —это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки. В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий. К основным методам контроля за эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. К условиям воспитания относятся материальные, психо-физические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в классе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание методов воспитания. Выбор методов воспитания—высокое искусство, опирающееся на науку. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |