КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 27: Охарактеризовать методы формирования сознания учащихся
Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания. В процессе применения этой группы методов расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у них смысловых нравственных ориентиров поведения. Методы формирования сознания — это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности. Их синонимичное название — методы убеждения, так как главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Функции методов формирования сознания: ♦ формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении; ♦ формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; ♦ обобщение, анализ собственного опыта школьников; ♦ трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки. Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Рассказ на этическую тему — это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Функции — служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании. Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др. Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы — формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая бeceда состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы. Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др. Лекция — это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций — социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др. Диспут — это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из условий — не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов. Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности и известном доверии к внушающему. Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции—иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы; подражание подростков носит избирательный характер; в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка положительными примерами для подражания. Существенна и сила положительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |