КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 30: Определить сущность педагогических технологий воспитания. Изложить особенности некоторых педагогических технологий воспитания
В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их соотнести. Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методике воспитания культуры речи у ребенку и культуре поведения, а в технологии употребляют понятия речевого тренинга или общения в повседневной жизни. Педагогическая технология воспитания (по Н. Е. Щурковой) — это набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации. Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технолог как элемент профессионализма педагога». В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитания рассматривается в широком и в узком смысле». В широком — как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком — как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь названа гуманистическая технология воспитания. Таким образом, мы определяем воспитательную технологию как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия. Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой. Педагог должен быть подготовлен содержательно, методически и технологически. В современной педагогике выделяют (Г. К. Селевко) три уровня понятия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспитательным технологиям. 1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении. Например, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко; школа как воспитательная система В. А. Караковсого; авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) и др. 2. Частнометодическая педагогическая технология, т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, авторской школы. Например, выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной 3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает как Например, технология предъявления педагогического требования, технология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оценки, технология этической защиты и др. В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их, например: ♦ переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формированияличности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности; ♦ гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса ♦ возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических ♦ возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания; ♦ коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников. Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманистическая и личностно ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь): ♦ Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы ♦ Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир ♦ Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Этика ненасилия — основа гуманизма. Процесс воспитания без принуждения проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ♦ Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок — высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания «вообще», есть только ♦ Доверие к ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального ♦ Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса. ♦ Поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет ♦ Прощение воспитаннику его ошибок, просчетов, неудач. Воспитанник ♦ Обращение ребенка к самому себе. Процесс жизнедеятельности должен ♦ Свобода и творчество — основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Можно сделать вывод, что вышеперечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий. Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного применения технологий воспитания: ♦ воспитательный процесс должен организовываться на диагностическом и прогностическом основаниях (диагностика потребностей, уровня ♦ учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (от ♦ воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях ♦ организация разнообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях, ♦ взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса ♦ взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие ♦ осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности ♦ профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника. В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий). Таким образом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |