Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологического воспитания школьников

Воспитания. Определить пути реализации задач

Вопрос 37:Раскрыть сущность и задачи экологического

 

Стремительно развивающееся движение по охране природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, вол­нует каждого жителя планеты. В современной науке понятие «эшлогия» ха­рактеризуется единством биологического, социального, экономического, тех­нического, гигиенического факторов жизни людей.

Экология как форма общественного сознания является частью био­логической науки, изучающей закономерности взаимодействия и вза­имоотношений внутри фауны и флоры.

Мир природы — среда обитания человека. Он заинтересован в сохра­нении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении на­рушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем сво­ей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в есте­ственные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета эко­логических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека.

Природа является для людей объектом познания и эстетического отноше­ния. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое душевное наслаждение. Проникновение в ее тайны способ­ствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходи­мость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое воспитание представляет собой систематическую пе­дагогическую деятельность, направленную на развитие экологической обра­зованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, фор­мирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных лич­ностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы.

В процессе экологического воспитания формируется экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: фак­ты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, проис­ходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в це­лом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека со­блюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленно­го освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование че­ловеком природы требует от него развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологи­ческие знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрица­тельных для природы последствий некоторых технологических процес­сов производства. В состав экологического сознания входят волевые уст­ремления человека, направленные на охрану природы, на активную борь­бу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.

Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания чело­века и как эстетически совершенную систему. Развивающая функция реа­лизуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологи­ческие явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относитель­но состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в фор­мировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе.

Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством вое. хищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной при-роды, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся. Прогностическая функция экологического созна­ния заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные по­следствия тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейт­ральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры, которая вклю­чает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природо­охранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравствен­но-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с приро­дой. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достиже­ние этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, на­правленных на познание процессов и результатов взаимодействия челове­ка, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил отношения к природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленно­го обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащают­ся экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосре­доточивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школь­ников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнооб­разных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.

Цель системы экологического воспитания — в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в форми­ровании у них экологической культуры; в готовности к активной природоохран­ной деятельности. Система экологического воспитания реализуется на уро­ках биологии, географии, физики, химии. Биология и география рисуют де­тям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают друг друга биологически нормальные, благоприятные условия существования: муравьи, как санитары, очищают лес, насекомые питают птиц, разлив рек создает пойменные луга, лес очищает воздух, защищает поля от выветривания, снег укрывает поля и питает их влагой. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостное единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Оно убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и прин­ципы современного производства. Школьники узнают о характере производ­ства, его взаимодействии с окружающей природной средой, о принципах и устройствах предотвращения вредных влияний технологических процес­сов, о возможностях организации безотходных производств, которые имеют большое экономическое и экологическое значение.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад пред­меты гуманитарного и эстетического цикла. История, обществоведение, осно­вы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Ребята узнают о недостатках приро­доохранной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем от­ношения к природе государственных и общественных организаций, всех лю­дей. Эстетический цикл — литература, изобразительное искусство, музыка — раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому. Искусство одушевляет природу, род­нит человека с ней, дает возможность осознать себя ее неотъемлемой частью.

В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: школь­ные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, ра­боты в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. Сюда отно­сится также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха; отрядов по борьбе с браконьерами, действующих при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп помощи зве­рям и птицам в условиях зимы; уголков природы в Домах и Дворцах школьни­ков. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристическо-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоя­нием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Немалую помощь школе в экологическом воспитании детей оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы уделяют много внимания воспитанию бережного отношения к природе. Радио и телевидение организуют детскую природоохранную Деятельность: разъясняют, как зимой помогать животным и птицам, как уха­живать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки.

Экологическое воспитание как часть мировоззрения, общего позна­ния мира осуществляется в неразрывной связи с умственным воспитанием, с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детейв действительности; с эстетическим, развивающим ощущение красоты при­роды и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанно­сти является понимание школьниками современных экологических про­блем, осознание ответственности за сохранение природы, активная при­родоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Эстетического воспитания школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.