Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетического воспитания школьников




Воспитания. Определить пути реализации задач

Вопрос 38: Раскрыть сущность и задачи эстетического

 

С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф. М. Достоевский, размышляя о социальных катак­лизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спа­сет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается раз­витию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность.

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обо­значающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разно­образной художественно-эстетической деятельности учащихся, направлен­ной на формирование у них способности полноценно воспринимать и пра­вильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстети­ческих представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания:

формирование эстетического сознания, включающего в себя сово­купность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры» способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;

♦ формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художествен­но-творческой деятельности;

♦ формирование способов художественно-творческой деятельности; под­держка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации
среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической куль­туры личности, которая включает в себя такие компоненты:

Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жиз­ни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.

Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оце­ночным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Эстетические потребности — необходимость в общении с художе­ственно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искус­ства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Эстетические идеалы —социально и индивидуально обусловленные пред­ставления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, кри­териев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, лич­ность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения ти­шины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися;; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике чело­века, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с моде­льерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и ве­чера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многoe др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии. Развитие эстетического воспри­ятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчи­вости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направленииосуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятие
и сравнения произведений литературы и искусства формируются художе­ственно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса

очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках ху­дожественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в при­роде, где дети проводят свободное время и т. д.

Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и раз­нообразную практическую деятельность во внеурочное время (убор­ка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть кра­соту своей деятельности).

В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, му­зыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельно­сти оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных уме­ний, развитию эстетических переживаний.

Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетическо­го развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетиче­ских потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способно­стей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органи­чески соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

В современной западной художественной педагогике широко рас­пространен ряд концепций эстетического воспитания.

Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное, художе­ственное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективист­ского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций аб­страктных форм, фантастических художественных композиций.

Идея спонтанного художественно-эстетического проявления тес­но связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффектив­ности их развития путем свободного спонтанного проявления.

Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития ис­ходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способ­ности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы компо­зиции, звуковые тональности. Например, в Японии, Германии, Бельгии в усло­виях школьного художественно-эстетического обучения решаются гфактические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях.

Теория религиозно-эстетического воспитания основывается на исполь­зовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиоз­но-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.

Несомненно, в каждой из названных концепций эстетического воспи­тания есть рациональное зерно, полезные идеи, но по отдельности они являются довольно однобокими и прямолинейными.

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравствен­ности. Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. Литература и искусство зачастую оказыва­ют непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей лично­сти в области различных видов искусства. Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей дей­ствительности, развития мышления и нравственного совершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.