КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эстетического воспитания школьников
Воспитания. Определить пути реализации задач Вопрос 38: Раскрыть сущность и задачи эстетического
С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф. М. Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спасет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного. Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность. Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания: ♦ формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры» способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата; ♦ формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности; ♦ формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства. Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности — необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы —социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися;; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многoe др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии. Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчивости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направленииосуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятие очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства. Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе, где дети проводят свободное время и т. д. Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть красоту своей деятельности). В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания. Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное, художественное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективистского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Идея спонтанного художественно-эстетического проявления тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления. Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности. Например, в Японии, Германии, Бельгии в условиях школьного художественно-эстетического обучения решаются гфактические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях. Теория религиозно-эстетического воспитания основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека. Несомненно, в каждой из названных концепций эстетического воспитания есть рациональное зерно, полезные идеи, но по отдельности они являются довольно однобокими и прямолинейными. Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека. Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |