КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 43: Раскрыть сущность и основные принципы управления школой
Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Это исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм. Она успешно функционирует только при условии, если каждое ее отдельное звено и подразделение действует слаженно и эффективно. Все это требует разработки и осмысления научных основ управления школой. Управление школой —это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности. Одна из отличительных особенностей современной системы образования —переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием —объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.
Государственный характер управления образованием закреплен совокупностью принципов, сформулированных в «Законе об образовании в Республике Беларусь»: гуманистический характер образования; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; гарантия права на образование и др. Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе. Наиболее существенные из них следующие: ♦ скоординированность, согласованность и деловое сотрудничество всех ♦ демократизм, гласность и опора на общественное мнение учителей, ♦ персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учите ♦ поддержание здорового психологического микроклимата в школе, ♦ тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением ♦ поощрение педагогического творчества, инновационных поисков
Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники. Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы: 1-ая группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций. 2-ая группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии; общешкольная конференция представителей учителей, родителей и учащихся. 3-ая группа. Органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ). 4-ая группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов). Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создает условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственностьза деятельность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы. В его обязанности входят: ♦ правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условии для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня ♦ осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса; ♦ осуществление деловых контактов с местными общественными организациями; ♦ организация воспитательной работы по профориентации учащихся;
♦ оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления; ♦ развитие и укрепление материально-технической базы школы и др. ♦ организацию учебных занятий в школе и воспитательной работы ♦ контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся; ♦ организацию внеклассной учебной работы по различным предметам (предметных кружков, обществ, олимпиад, конкурсов и т. д.); ♦ регулирование учебной нагрузки учащихся; ♦ анализ учебно-воспитательной работы школы и составление статистических и письменных отчетов о результатах деятельности педагогического коллектива; ♦ реализацию и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов ♦ обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной работы; ♦ руководство работой предметных методических комиссий (секций) К обязанностям заместителя директора по воспитательной работе относятся: ♦ организация и координация внеклассной воспитательной работы ♦ проведение методической работы с классными руководителями ♦ поддержание деловых контактов с родителями учащихся, руководителями внешкольных детских организаций; ♦ научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитатель В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |