Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 43: Раскрыть сущность и основные принципы управления школой




Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляю­щих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Это исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм. Она успешно функционирует только при условии, если каждое ее отдель­ное звено и подразделение действует слаженно и эффективно. Все это тре­бует разработки и осмысления научных основ управления школой.

Управление школой —это научно обоснованные действия администра­ции и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углуб­ленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образова­ния —переход от государственного к государственно-общественному управ­лению образованием. Основная идея государственно-общественного управ­ления образованием —объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического кол­лективов, родителей и общественности. Реальным воплощением обществен­ного характера управления образованием является деятельность коллектив­ного органа управления — совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является раз­государствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Государственный характер управления образованием закреплен со­вокупностью принципов, сформулированных в «Законе об образовании в Республике Беларусь»: гуманистический характер образования; обще­доступность образования; светский характер образования; свобода и плю­рализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; гарантия права на образование и др.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управ­ленческой деятельности органов управления в школе. Наиболее суще­ственные из них следующие:

♦ скоординированность, согласованность и деловое сотрудничество всех
управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-
воспитательной деятельности;

♦ демократизм, гласность и опора на общественное мнение учителей,
родителей и учащихся в осуществлении всеми управленческими органа­
ми и должностными лицами своих обязанностей и функций;

♦ персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учите­
лей, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня за выполнение своих обязанностей;

♦ поддержание здорового психологического микроклимата в школе,
творческой активности и инициативы, высокой требовательности к каче­ству учебно-воспитательной работы;

♦ тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением
указаний вышестоящих органов и принимаемых в школе решений по со­вершенствованию обучения и воспитания учащихся;

♦ поощрение педагогического творчества, инновационных поисков
и стимулирование учителей и классных руководителей к овладению пере­довым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управля­ющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят дирек­тор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят препода­ватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1-ая группа. Должностные лица школы: директор школы, его заме­стители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитатель­ной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2-ая группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии; общешкольная конференция представителей учителей, родите­лей и учащихся.

3-ая группа. Органы ученического самоуправления (ученический ко­митет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4-ая группа. Органы родительской общественности (родительский ко­митет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший со­ответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уста­вом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контрак­ту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллекти­вом школы, создает условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персо­нальную ответственностьза деятельность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

♦ правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогиче­ским коллективом школы, создание условии для повышения профессио­нального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня
учителей, стимулирование их педагогического творчества;

♦ осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

♦ осуществление деловых контактов с местными общественными орга­низациями;

♦ организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

♦ оказание практической помощи в активизации деятельности учени­ческого самоуправления;

♦ развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.
Функции и обязанности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

♦ организацию учебных занятий в школе и воспитательной работы
в процессе обучения;

♦ контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных заня­тий и качеством успеваемости учащихся;

♦ организацию внеклассной учебной работы по различным предме­там (предметных кружков, обществ, олимпиад, конкурсов и т. д.);

♦ регулирование учебной нагрузки учащихся;

♦ анализ учебно-воспитательной работы школы и составление стати­стических и письменных отчетов о результатах деятельности педагоги­ческого коллектива;

♦ реализацию и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов
образования по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы;

♦ обобщение и внедрение передового педагогического опыта по по­вышению качества учебно-воспитательной работы;

♦ руководство работой предметных методических комиссий (секций)
учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспитательной ра­боте относятся:

♦ организация и координация внеклассной воспитательной работы
с учащимися;

♦ проведение методической работы с классными руководителями
и воспитателями групп продленного дня по совершенствованию воспита­ния учащихся;

♦ поддержание деловых контактов с родителями учащихся, руководи­телями внешкольных детских организаций;

♦ научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитатель­
ной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического
опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заме­стители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к со­вершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.