КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И методических объединений
В школе. Описать работу педсовета Вопрос 44:Раскрыть сущность методической работы
Работу по повышению квалификации и теоретического уровня учителей необходимо осуществлять постоянно и систематически. Для реализации этой задачи в школе организуется методическая работа. Методическая работа в школе — это деятельность администрации и педагогов школы по повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства учителей. Осуществляется методическая работа в школе прежде всего через деятельность педсовета, а также через деятельность научно-методического совета, работу предметных методических объединений, секций классных руководителей, самообразование учителей и др. Повышение квалификации начинается с организации деятельности педагогического совета. Деятельность педагогического совета определяется Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и совета школы. Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися; б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе. Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов: ♦ планирование педсоветов на год; ♦ предварительная подготовка конкретного педсовета, ♦ непосредственное проведение педсовета; ♦ работа по выполнению решений педсовета. Как правило, в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания—допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов. Первый педсовет проходит до начала учебного года в конце августа и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы школы, обсуждению доклада директора школы по анализу работы за прошедший год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа. Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей: искоренение недостатков по обсуждаемому вопросу и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций. Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет какую-то научно-практическую проблему, и избранная тема в значительной степени определяет направленность педсоветов. Предметные методические объединения. Наиболее оптимальный состав методического объединения — четыре-пять преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей двух-трех школ. На заседаниях предметных объединений полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта. Методические объединения могут проводиться в формах школы передового опыта, посещения и анализа открытых и показательных уроков, методической панорамы, педагогических практикумов, научно-педагогических конференций и др. Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда. Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в аттестационную комиссию. Присвоение категории («Учитель второй категории», «Учитель первой категорию), «Учитель высшей квалификации») происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя. Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя. С этой целью изучаются: ♦ работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК); ♦ качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий; ♦ умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся ♦ работа с родителями и помощь семье в воспитании детей. «Учитель второй категории» —имеет один-два года стажа работы, дает на основе экспертной оценки уроки высокого качества, ведет предметный кружок или факультатив. Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях, активно работает с родителями, пользуется их уважением. Решение принимает педагогический совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии. Звание «Учитель первой категории» присваивается за серьезные успехи в деле обучения и воспитания детей. Он имеет звание «Учитель второй категории», высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил 1—2 начальных, девятыхили одиннадцатых классов. Учащиеся обладают высоким уровнем знаний. Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успешно участвуют в олимпиадах. Звание «Учитель высшей категории» присваивается за выдающиеся успехи в обучении и воспитании; имеет звание «Учитель первой категории». Имеет высшее образование. Успешно закончил курсы ИПК и прошел там собеседование. Выпустил не менее двух начальных, девятых или одиннадцатых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно поступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в старших классах. Такой учитель оказывает большую помощь молодым и неопытным учителям. Учитель-новатор, разработавший и предложивший свои эффективные приемы и методы работы или усовершенствовавший их, выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах. С. Л. Рубинштейн говорил: «Фактическая квалификация учителей зависит не от комиссий, а от признания его учениками». Идеальный учитель — человек, умеющий делать идеальными учеников.
Вопрос 45: Раскрыть педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя
Центральной фигурой в школе является учитель, и от его подготовки, эрудиции и качества работы зависит успех обучения и воспитания. В профессиональном росте учителя, по мнению И. Ф. Харламова, выделяют четыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и новаторство. Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения—это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура! гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Гуманитарная культура педагога — это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений. Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность — обладание человека способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность — индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека. Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкции. Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения. Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуации, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии. Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по крайней мере в трех сферах педагогической деятельности: организационной, сфере общения и взаимодействия с детьми и воздействии на них. Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Реальный этап педагогической организации начинается с постановки реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя детей и обсуждения планов выполнения дела. Следующий элемент мастерства педагогической организации — умение, с учетом мнений и пожеланий школьников, расставить их по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Кроме этого, нужно четко проинструктировать каждого ребенка. Мастерство педагогической организации в завершающей стадии характеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Педагоги-мастера привлекают учащихся к анализу всех совместных дел и мероприятий в целях самоосознания детьми своих достижений, промахов, ошибок. Деятельность детей и их общение — главные рычаги воспитания. Общение — взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я»-субъектов. Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. Формы общения: ♦ Вербальные (слова, посылаемые партнеру). ♦ Мимические (выражение лица партнера, взгляд). ♦ Тактильные (прикосновение рук, объятия, пожатие рук). ♦ Пластические (поза, жесты, движения, темпо-ритм). ♦ Предметные (через передаваемый, вручаемый, отбираемый, рассматриваемый и другие предметы). ♦ Действенные (действия, достигающие какого-либо результата для партнера). Выделяют следующие стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик): 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. 2. Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом; педагог — старший товарищ, участник совместной учебной деятельности (следует избегать панибратства). 3. Общение-дистанция — самый распространенный тип педагогического общения. Такой стиль формирует отношения «учитель-ученик»; постоянно прослеживается дистанция во всех сферах. 4. Общение-устрашение —негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя. 5. Общение-заигрывание — характерно для учителей, стремящихся к популярности. Чаще всего в педагогической практике встречается сочетание стилей с каким-либо доминирующим. Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие — действие, направленное на кого-либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми — это система взаимодействий, система согласованных действий, направленных на определенный результат. В контексте взаимодействия с детьми педагог воздействует на детей, направляя процесс взаимодействия. Назначение педагогического воздействия в том, чтобы организовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая подходящий режим, чтобы не поранить душу ребенка. Воздействия педагога можно разделить на два вида: ♦ Положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, по ♦ Отрицательные — замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка. Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основными путями: 1. Главный путь воздействия — аргументированное убеждение — прямое 2. Воздействие педагога на учащихся посредством проявления собственного интереса, собственной увлеченностью, обращением к непосредственному чувству ребенка с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности. Психологической основой является эмоциональность ребенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию. 3. Требование — проявление целенаправленной и педагогически обоснованной воли учителя. В арсенале педагога-мастера должно быть не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое слово, ирония и сарказм, юмор и сатира. Стили педагогического управления: ♦ Автократический — самовластный стиль руководства, когда пре ♦ Авторитарный — властный стиль руководства, допускает возможность для школьников участвовать в обсуждении вопросов учебной или ♦ Демократический — предполагает внимание и учет преподавателем ♦ Игнорирующий (либеральный)—учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации. ♦ Попустительский (конформный стиль) — учитель устраняется ♦ Непоследовательный (алогичный стиль) — учитель в зависимости Как отмечал Д. И. Менделеев, учителя, как «местные светочи науки», должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Свое мнение относительно деятельности педагогов высказал С. Т. Шацкий: «Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная консервативность педагогической деятельности. Педагогическая деятельность должна быть живой, переходящей из одной формы в другую, должна быть ищущей». Краткий педагогический словарь
Адаптация — приспособление личности к измененным внешним условиям. Акселерация — ускорение развития и созревания детей и подростков. Активность — интенсивное заинтересованное выполнение деятельности. Актуализация — осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. Алгоритм — предписание, задающее последовательность операций. Анализ — мыслительная операция, позволяющая субъекту мысленно разделить целое на части. Балл оценочный (отметка) — условное количественное выражение оценки. Беседа — диалогический метод обучения, организованный в вопросно-ответной форме. Беседа — метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др. Вид (тип) обучения — это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Внеклассная работа — организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые в школе во внеучебное время для расширения и углубления ЗУНов, развития способностей, удовлетворения интересов учащихся. Внимание —устремленность сознания человека на определенный объект или явление. Возрастная периодизация — выделение возрастных особенностей. Возрастные особенности — характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с целями воспитания. Воспитание в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание в узком социальном смысле — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации. Воспитание в широком педагогическом смысле — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Воспитание в узком педагогическом смысле — это специальная воспитательная деятельность, направленная на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Воспитательная система — совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как: воспитательные цели, люди, реализующие их, отношения между ее участниками, освоенная среда и управленческая деятельность, обеспечивающие единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы. Воспитательное дело — это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный процесс — целенаправленно организованный процесс взаимодействия, удовлетворяющий потребности его участников. Вывод — рассуждение в логике, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вывод) — суждение из посылок. Гипотеза — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей проверке. Государственные образовательные стандарты — это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Гуманизация образования — обеспечение свободного и всестороннего развития личности. Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Движущая сила развития — борьба противоречий. Дефиниция — определение, истолкование понятия. Деятельность — все многообразие занятий человека; все то, что он делает. Диагностика — общий способ получения опережающей информации об изучаемом процессе. Диагностическая деятельность — систематическое наблюдение учителя за своими учениками. Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования, обучения и воспитания в процессе обучения. Дидактика урока — система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока. Дидактические правила — руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Дидактический тест — это набор стандартизированных заданий по определенному материалу. Дифференциация обучения (франц. differentiation—разница) — форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и появившиеся способности. Задача — часть цели. Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями. Закономерности обучения — устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями. Знания — результаты процесса познания, отражающиеся в сознании человека в виде представлений, понятий, идей, теорий и др. Идея — термин, обозначающий смысл, значение, сущность. Индивид — каждый конкретный человек. Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализм — такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, как более важную, чем жизнь общества в целом. Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека. Индивидуальный подход (в воспитании) — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Инновация (нововведение) — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (социально-психологический аспект). Интеграция — процесс или действие, имеющие своим результатом целостность (объединение, соединение, восстановление единства). Интегрированный курс — учебный курс, объединяющий изучение нескольких предметов в единый учебный предмет. Интерес — форма проявления познавательной потребности. Категории — общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью. Коммуникация — акт общения, обмен информацией. Конспектирование — краткое письменное изложение содержания лекции, статьи и др. Контроль — способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Концепция — 1) общий замысел научной работы; 2) система взглядов на те или иные явления. Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основнх форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Коррекционное обучение — особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретных недостатков ученика, не являющихся следствием пониженных общих способностей. Личностный подход — отношение к ученику как к личности, субъекту собственного развития. Личность — это человеческий индивид, наделенный системой социально значимых качеств. Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Методика — комплекс методов и приемов при изучении конкретного учебного предмета. Методическая работа — часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность приемов или специальных операций практического или теоретического освоения деятельности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; способ достижения цели обучения. Методология — наука о методах, изучающая внутренние механизмы, логику движения и организации знаний; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Методы воспитания — конкретные пути (способы) взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Мировоззрение — специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, его убеждений и идеалов. Модель—образец, схема или изображение какого-либо предмета или процесса Мотивация — система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Мотивы — те побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя учебную деятельность. Мыследеятельность — деятельность, основанная на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления. Мышление (в широком смысле) — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; "к М. относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций. Наследственность — передача от родителей к детям определенных качеств и свойств. Образ — субъективная картина мира или его фрагментов. Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. Образование как результат —достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Обучение — заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате которого происходит воспитание, образование и развитие личности. Общение — взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я»-субъектов. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Опыт — это созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Отметка — это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель). Оценка — качественный показатель работы учащихся. Парадигма — совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития. Педагогика — наука о воспитании, которая раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Педагогическая технология (по В. П. Беспалько, мастерство + учение (греч.)) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса, в результате которого происходит качественное изменение каждого ученика. Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий. Педагогический процесс — это направленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Познание — процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Практика — освоение и преобразование действительности. Преподавание — деятельность тех, кто учит. Прием обучения — это конкретное, часто элементарное действие учителя. Принцип — руководящая идея, первоначало, основное правило поведения. Принципы обучения — исходные принципиальные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Проблема — вопрос, требующий разрешения. Проверка — обеспечение обратной связи между учителем и учеником. Противоречия — столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: хочу — могу, знаю — не знаю и др. Процесс — последовательная смена моментов развития явления. Процесс обучения — это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Реальность — бытие вещей в сопоставлении с небытием. Рефлексия — осознание способов деятельности, процесс самопознания. Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Самообразование — активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. Система — совокупность взаимосвязанных элементов. Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. Смысл — внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Содержание — совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов. Содержание воспитания — система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Социализация — процесс включения человеческого индивида в систему общественных отношений. Способ — действие, направленное на достижение определенной задачи. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие. Средства воспитания — это предметы материальной и духовной культуры, а также разносторонняя деятельность (труд, игра, учение, отношения, познание). Статистика — наука, изучающая количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хозяйственной, государственной и социальной жизни. Стимул — побуждение к действию. Структура (от лат. struktura — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Субъект — носитель деятельности и познания, направленных на объект; индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Творчество — процесс создания нового. Тема — лаконичная формулировка проблемы исследования. Теория воспитания — это часть педагогической науки, которая исследует вопросы сбдержания, методики, организации воспитательного процесса. Тестирование (от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Технология обучения — способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей. Умения — освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями. Условие — обстоятельство, от которого что-либо зависит. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава и занятиями по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Учащийся — лицо, занятое организованной учебной деятельностью. Учебная деятельность — один из видов деятельности, направленный на усвоение знаний, на приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике, т. е. развиваться. Учебная программа — нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Учебник — это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету. Учебное пособие — учебная книга, отражающая авторский взгляд. Учебный план — государственный нормативный документ, в котором отражены состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, сроки изучения учебных предметов и структура учебного года. Учебный предмет — педагогически адаптированная система ЗУНов, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Учение — деятельность тех, кто учится. Учитель — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Фактор — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Фактор педагогический — любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления. Форма (от лат. forma — форма, вид, образ), в педагогике — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма организации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика. Формирование — это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). Функция (от лат. functio — совершение, исполнение), в социологии — зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменения другой ее части. Цель — категория философская — это идеальное предвидение результата деятельности; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель воспитания — формирование социальной, духовной и нравственно развитой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности; развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цели образования — это сознательно определенные ожидаемые результаты. Целеполагание — процесс определения целей. Целесообразный —устройство или поступок, которым присуща некоторая цель. Человек — единичное природное существо. Эвристика (от греч. heurisko •— отыскиваю, открываю) — организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). Эффективность — степень соизмерения результатов с затратами.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |