КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектива
Развития. Определить пути формирования Коллектив», объяснить его структуру и стадии Вопрос 40: Раскрыть сущность понятия «ученический
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в исследование проблемы воспитания в коллективе внесли А. В. Луначарск, А Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Коллектив — (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа. Определение сущности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он утверждал, что воспитательный коллектив —это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Коллектив объединяет учащихся на основе деловых и личных взаимоотношений. С этой точки зрения под воспитательным коллективом следует понимать такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями и в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к совместной деятельности и общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает всестороннее развитие, свободу, достоинство и защищенность каждой личности. Выделяют следующие функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирующую — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов для общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравственно-формирующую и личностно-развивающую функции коллектива. Основными характерными признаками коллектива являются: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др. А также коллектив отличает ряд особенностей: сплоченность, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, соревнование, разумное сочетание личных и общественных интересов и др. В развитии коллектива обычно выделяют три стадии: 1-я стадия. В качестве средства сплочения и организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться. Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю. Основные методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, поощрение, педагогическое требование и др. Учитель — организатор. 2-я стадия. Дальнейшее развитие требований; формируется актив класса, способствующий сплочению группы. Задача: укрепление здоровых взаимоотношений и повышение авторитета актива класса. Методы: беседа, приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспитательных ситуаций и др. Учитель — руководитель активом. 3-я стадия. Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся; расцвет коллектива. Задачи: формирование общественного мнения; поддержание традиций; требование активности; сам коллектив выдвигает требования к каждому. Основной метод — самовоспитание. Учитель — консультант. Структура детского воспитательного коллектива. Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Он в свою очередь подразделяется на первичные коллективы (классы, учебные группы), которые по возрастному и разновозрастному признакам постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. Они являются органической частью общего коллектива школь»? Для выполнения той или иной работы могут создаваться временные коллективы (кружки, бригады, коллективы художественной самодеятельности). После выполнения общественно полезных дел временные сводные коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими школьниками обогащаются и расширяются. Важное значение в структуре коллектива имеют органы ученического самоуправления (актив коллектива: ученический комитет, староста и др.). Эти органы и лидеры в ученических коллективах считаются формальными или официально оформленными (выборными или назначенными). Кроме этих структур, есть структуры неформальные, которые не выбираются, но воздействуют на коллективное и общественное мнение. Формальные структуры основываются на деловых, социальных отношениях, а неформальные — на психологических. Известно, что не всегда формальные лидеры пользуются авторитетом и имеют воздействие на учащихся, а неформальные — пользуются настоящим уважением среди учащихся. Идеальным будет вариант совпадения неформального и формального лидерства. Пути формирования коллектива следующие: 1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная 2) Умелое предъявление требований. С первых дней необходимо чет 3) Работа с активом. При подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо 4) Организация перспектив. А. С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется 5) Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся 6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции —это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы 7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное 8) Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в год проводить день самоуправления. При правильно организованной работе по воспитанию коллектива, развитию самодеятельности, демократизма и здорового общественного мнения учащихся в нем формируется определенный стиль и тон жизнии деятельности. Наиболее существенными психолого-педагогическими и нравственными чертами этого стиля и тона выступают: мажор, оптимизм, высокая содержательность и духовность коллективной жизни, развитие чувства собственного достоинства и защищенности каждого учащегося, активность и самодеятельность во всех совместных начинаниях, развитие способностей и творческих задатков. В этом смысле, по утверждению В. М. Коротова, проявляются такие важнейшие функции коллектива, как организаторская, стимулирующая, нравственно-формирующая и личностно-развивающая.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |