КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 39: Раскрыть сущность и задачи семейного воспитания. Определить формы работы школы с семьей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций: ♦ хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего ♦ репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, под ♦ воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных от ♦ коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимосвязь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами; ♦ рекреативной, направленной на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обусловленных разными критериями: ♦ по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные; ♦ составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети); ♦ структуре: полные, неполные, внебрачные; ♦ характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные. расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот. Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Семейное воспитание — это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Задачи семейного воспитания (по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь): ♦ воспитание настоящего гражданина; ♦ воспитание хорошего работника; ♦ воспитание хорошего семьянина. Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Коллективные формы работы: ♦ педагогические лектории — организуются с целью ознакомления ♦ университеты педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями; обмен опытом семейного воспитания; ♦ научно-практические конференции — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания; ♦ родительские собрания — традиционная форма коллективной работы ♦ родительские комитеты — участвуют в управлении образовательным Индивидуальные формы работы: ♦ педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания; ♦ посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, ♦ педагогические поручения —привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии. Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А. С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся. В одном из своих выступлений он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей... Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью... Нужно детей так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |