Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политических режимов




Демократический режим. Термин «демократия» (греч. demos - народ и kratos - власть) дословно народовластие, власть народа. Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод. Характерные черты: избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании: наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства: отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Основные разновидности демократических режимов:

1) режим президентского типа;

2) режим парламентского типа;

3) смешанный режим.

Признаки парламентской демократии:

1. Кабинет министров имеет власть только за счет парламентского большинства.

2. Голосование о доверии - важнейшая процедура в процессе утверждения у власти сформированного по итогам выборов правительства отражает уровень поддержки исполнительной власти законодательной.

Основная характеристика демократического политического режима парламентского типа - взаимодействие правительства и парламента.

Типы взаимодействия правительства и парламента:

1. Система однопартийного большинства - около 300 лет существует в Англии. Для него характерен фактический контроль победившей на выборах партии над парламентом через самую многочисленную фракцию.

2. Коалиционная система - тип парламентской демократии, при которой парламентское большинство формируется на основе объединения своих фракций двумя или несколькими партиями. Выделяют стабильные коалиции, в которых объединение партий является долговременным, прочным и сохраняется даже в случае ухода партий в оппозицию (Германия: коалиция христианских демократов и христианско-социального союза), и нестабильные коалиции, в которых объединения носят непрочный, временный характер, часто распадаются, отчего возникают парламентские кризисы (Италия).

Парламентская форма демократического политического режима - самый древний способ осуществления демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся в идее конституционной монархии.

3. Демократический политический режим президентского типа - возник в США на рубеже XVIII и XIX в. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует относительно самостоятельную вертикаль власти. Новое в президентстве: параллельно существуют правитель, избираемый народом и парламент которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения законодательной и президентской властей. Три основные стратегии подобного взаимодействия:

1. Система сдержек и противовесов - максимально равное распределение полномочий и прав между ветвями власти. Наибольшее развитие подобная система получила в США, где практически ни конгресс, ни президент не могут самостоятельно принять ни одного значимого политического решения.

2. Система президентского доминирования, сложившаяся во Франции в конце 50-х г. XX в. Президент по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Он - гарант демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества и борьбы между законодательной и исполнительной властью. Подобная система чаще всего встречается в молодых демократиях, где еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим нарастанием конфликтности между законодателями и президентом (президентская демократия в России после 1991 г.).

В некоторых случаях, чтобы избежать конфликта, законодатели и президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, - недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации власти, выдвигаемых ею задач и амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают общим признаком - это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений в итоге осуществляется или единоличным властителем, или привилегированной группой олигархов.

Авторитарный режим (лат. auroritas - власть) - государственно- политическое устройство общества, в котором политич. власть осуществляется одним лицом, классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа.

Признаки авторитарного политического режима:

1. Концентрация власти в руках политического лидера или узкой группы лиц. Носители авторитарной власти - монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный характер, она неподконтрольна гражданам. Она может носить абсолютно деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и на законах. Но законы эти она принимает сама для утверждения собственного господства.

3. Власть опирается на силовые способы господства. Это могут быть массовые репрессии и опора на страх, а может быть и демонстративная справедливость «доброго владыки». Однако в любой момент любое неповиновение может быть подавлено силой на основе простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы оппозиционной деятельности. Политические партии могут существовать легально лишь при условии полного подчинения власти в качестве организаций, обслуживающих ее интересы; наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

5. Формирование политической элиты происходит путем назначения сверху на основании либо удачной карьеры на административном или военном поприще, либо фаворитизма.

6. Наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь; ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно - политических организаций; разрешение гражданам того что не запрещено государством.

Авторитарные политические режимы разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы – монархии - элемент традиционного общества. Они очень архаичны, но и чрезвычайно устойчивы. Их основная политическая и социальная база - в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они продолжают сохранять свою глубокую традиционность.

Большинство авторитарных режимов порождено неустойчивостью, нестабильностью демократии. Существует схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую войну, находятся авторитетные личности (чаще среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы широко распространены в развивающихся странах.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Власть принадлежит массовой политической партии, вооруженной идеологической доктриной, формулирующей целый комплекс задач, которые возможно разрешить только в том случае, если все общество добровольно и с воодушевлением воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти партия организована недемократическим путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена - «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей партии носит монопольный, доминирующий характер, она провозглашается «единственно верной», «научной» и т.п. С помощью практической реализации идеологических принципов предполагается осуществлять руководство всеми сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью человека.

4 Тоталитарная экономика базируется либо на полном огосударствлении всей экономической жизни, либо на регулярном, санкционированном вмешательстве в экономическую жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический террористический полицейский контроль над сферами жизни общества, включая личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается на развитую систему социального контроля и принуждения. Отличительной чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через поощрение доносительства, поиск врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и массы. Тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан не только на системе запретов, но и системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как они поступать обязаны.

Институциональная система реализации политических решений как норма, регулирующая отношения внутри политической институциализации и на внешнем уровне политического участия в общественной системе.

Структура институциональной системы, реализующей политические решения выражена в: системе законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительных органах; судебных органах.

По функциям. Органы, осуществляющие внутренние функции: охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура); социально- экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта); духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации). Органы, осуществляющие внешние функ-ции: вооруженные силы, разведка; органы межгосударственных отношений.

 

Тема 6. Государство как политический институт

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Государство - центральный институт власти политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное осуществление политики.

Государство включает систему политического управления - правительство, которое состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних и внешних задач.

Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская: правовая; политическая: образовательная; культурно-воспитательная, экологическ.

Экономическая функция - организация, координация, регулирование экономических процессов посредством налоговой, кредитной, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция - субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику; удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении «социального государства».

Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция - обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса, отвечающего потребностям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса собственника.

Экологическая функция через систему экологического законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

Внешние функции - государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений, оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир; функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами. Важнейшая на современном этапе развития международных отношений функция защиты и безопасности граждан от внешних угроз - оборона страны.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений - механизма государства. Центральный элемент механизма государства - государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. Четыре разновидности государственных органов:

1) органы законодательной власти;

2) органы исполнительной власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

Основные признаки государства:

1. Наличие публичной власти выделенной из гражданского общества -профессиональный слой управленцев – бюрократия, не совпадающий с населением страны, материализованный в специфических принудительных учреждениях и распространяющийся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть- это чиновники, армия, полиция, тюрьмы).

2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории, где ему присуще верховенство и независимость в международных отношениях.

3. Монополия на легальное применение силы во всех формах, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей: это жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства.

5. Государство - территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию).

6. Система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.