КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Образование новых видов. Макроэволюция. Современная система органического мира
Задачи: 1. Сформировать представление о географическом и экологическом способах видообразования. 2. Научить определять способы видообразования и сравнивать их друг с другом. 3. Продолжить формирование убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Основное учебное содержание и методические материалы: При характеристике эволюционного процесса необходимо четко определить, что понимают современные биологи под макроэволюцией и микроэволюцией, так как эти термины постоянно встречаются в специальной литературе. В большинстве случаев под макроэволюцией понимают процесс образования новых семейств, отрядов, классов, типов и других надвидовых систематических единиц (таксономических групп живых существ). Под микроэволюцией понимают сложнейший эволюционный процесс возникновения нового вида. При этом новый вид превращается в обособленную совокупность организмов. Микроэволюцию нередко называют также видообразованием. Механизмы микроэволюции и макроэволюции принципиально сходны.
Идеи Ч. Дарвина заложили основу для современного понимания процессов видообразования. Вспоминая историю своих исследований, он подчеркивал, что долгое время после открытия принципа естественного отбора он не мог решить вопрос о возникновении разнообразия видов. Термин «видообразование» означает расщепление одного вида на несколько, т. е. увеличение числа видов. Виды стремятся к максимально возможному заполнению мест обитания и освоению различных способов существования. При этом происходит дивергенция (расхождение признаков) у групп особей, осваивающих различную среду обитания. Однако бывают ситуации, когда представители эволюционно и систематически удаленных друг от друга.
групп осваивают одну и ту же среду обитания. В этом случае наблюдается противоположный процесс — конвергенция (сближение признаков).
В процессе видообразования ведущая роль принадлежит дивергенции. Видообразование бывает двух типов: географическое и экологическое. Различие между ними состоит в том, какой именно способ изоляции послужил исходным для первоначального расхождения популяций. Сущность процесса видообразования в обоих случаях одинакова. В результате географической изоляции (возникновения почти непреодолимой водной преграды) сложилась уникальная фауна Австралии и Новой Зеландии. Также в результате географического видообразования возникло удивительное многообразие видов галапагосских вьюрков, подвидов и популяций большой синицы.
Итогом экологического видообразования является, например, формирование разных популяций речного окуня, обитающих в одном водоеме, но на разных глубинах. Как уже отмечалось выше, видообразование лежит в основе макроэволюционного процесса. Отображением же эволюции в целом является современная классификация живых организмов. Система органического мира, предложенная К. Линнеем, впоследствии была существенно изменена. В самом общем виде современную классификацию органического мира можно представить следующим образом.
Необходимо подчеркнуть, что сине-зеленые организмы и одноклеточные водоросли относятся к разных царствам и даже разным надцарствам. Поэтому словосочетание «сине-зеленые водоросли», часто встречаемое в учебниках и пособиях по биологии, звучит некорректно. Важно также понимать, что лишайники — это особая, «сборная» группа организмов. В состав лишайника обязательно входит представитель царства грибов. Вторым компонентом лишайника является либо, одноклеточная водоросль, либо представитель группы сине – зеленых. Между организмами, входящими в состав тела лишайника, складываются особые взаимоотношения, часто выражающиеся в форме взаимопомощи. Гифы гриба, оплетающие клетки водоросли, доставляют к ним минеральные соли, растворенные в воде. Одноклеточная водоросль (или представитель сине-зеленых) осуществляет процесс фотосинтеза и созданными таким образом органическими веществами «делится» с грибом. Наши знания о строении и жизнедеятельности лишайников не позволяют отнести их к какой-то одной систематической группе (растениям, грибам или дробянкам). Каждое из перечисленных царств, включает в себя последовательно несколько более мелких систематических единиц. Рассмотрим эту ситуацию на примере царства животных и царства растений.
Тип (Хордовые) Отдел (Цветковые)
Класс (Млекопитающие) Класс (Однодольные)
Отряд (Хищные) Порядок (Мятликоцветные)
Семейство (Кошачьи) Семейство (Злаковые)
Род (Кошка) Род (Пырей)
Вид (Кошка домашняя) Вид (Пырей ползучий)
При классификации организмов современные ученые-систематики обращают внимание на целый комплекс признаков, характеризующих данное растение или животное. Рассмотрим некоторые признаки, на основании которых цветковые растения разделяются на два класса — Однодольные и Двудольные.
Сравнительная характеристика растений разных классов
Подводя итоги урока, в разговоре с учащимися необходимо подчеркнуть, что различия между представителями систематических групп являются следствием дивергенции и отражают процесс эволюционных изменений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |