КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заключительно-обобщающее занятие
ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»
Задачи: 1. Систематизировать и обобщить знания об основных положениях эволюционного учения, проверить качество их усвоения. 2. Создать условия для развития мыслительных способностей в процессе решения проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира. 3. Сформировать убежденность в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.
Основное учебное содержание и методические материалы: 1. Формирование биологической картины мира – как результат научного познания. 2. Эволюционное учение, объясняющее условия, причины, механизмы и результаты исторического развития жизни на нашей планете. 3. Историческое развитие органического мира. Два взаимосвязанных процесса: макроэволюция и микроэволюция. 4. Микроэволюция - появление новых популяций, подвидов, видов. 5. Макроэволюция - появление новых родов, семейств, отрядов, классов, типов, царств. 6. Сходство механизмов микро- и макроэволюции. Эволюционные факторы: наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор (на фоне борьбы за существование), волны жизни, дрейф генов. 7. Микроэволюционный процесс, географическое и экологическое видообразование. Различие по способу изоляции, послужившему исходным толчком для процесса первоначального расхождения популяций.
На заключительно-обобщающем занятии делается вывод о том, что классические положения эволюционного учения Ч. Дарвина на определенном этапе развития науки вступили в противоречие с некоторыми открытыми впоследствии биологическими закономерностями (в частности, из области генетики). Это привело к уточнению первоначальных эволюционных представлений, обогащению их новыми фактами, дальнейшему развитию и обоснованию с позиций иных биологических наук. В разработку современной теории эволюции внесли свой вклад такие отечественные ученые, как Н. И. Вавилов, В. О. Ковалевский, А. Н. Северцов, Н. В. Тимофеев-Ресовский, С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен и др. Как следствие этого процесса в середине XX в. сформировалась синтетическая теория эволюции. Основные положения (постулаты) синтетической теории эволюции (СТЭ) 1. Материалом для эволюции служат, как правило, очень мелкие, но дискретные изменения наследственности — мутации. 2. Мутационный процесс, волны численности — факторы, поставляющие материал для отбора,— носят случайный и ненаправленный характер. 3. Естественный направляющий фактор эволюции — естественный отбор, основанный на сохранении и накапливании случайных и мелких мутаций. 4. Наименьшая эволюционная единица — популяция, а не особь. Отсюда — особое внимание к изучению популяции как элементарной структурной единицы вида. 5. Эволюция носит дивергентный характер, т. е. один 6. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций. 7. Вид состоит из множества соподчиненных морфологически, биохимически, экологически, генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций. Однако известно немало видов с ограниченными ареалами, в пределах которых не удается расчленить вид на самостоятельные подвиды, а реликтовые виды могут состоять из единственной популяции. Судьба таких видов, как правило, недолговечна. 8. Обмен генами возможен лишь внутри вида. Если мутация имеет ценность на территории ареала вида, то она может распространиться по всем его популяциям и подвидам. Отсюда — определение вида как генетически целостной и замкнутой системы. 9. Поскольку основной критерий вида — его репродуктивная изоляция, то этот критерий не приме ним к формам без полового процесса. 10. Макроэволюция, или эволюция на уровне выше вида, идет лишь путем микроэволюции. Согласно СТЭ, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюционных.
Вопросы и задания:
1. Между особями в стае ворон идет борьба за существование. За что конкретно она осуществляется и как проявляется? Какие особи будут иметь в ней преимущество? 2. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете? 3. В гнезде трясогузки обычно бывает 4-6 яиц, но не 2 и не 18. Объясните этот факт с позиций эволюционного учения. 4. В регионе стабильно понижается среднегодовая температура воздуха. Какая из форм естественного отбора преобладает в этих условиях? Как должны измениться внешний облик и жизнедеятельность обитающих здесь зайцев через несколько лет? Докажите свою точку зрения. 5. Можно ли считать все причины, вызывающие гибель организмов, естественным отбором? Почему? Приведите необходимые примеры. 6. Испытывает ли человек действие естественного отбора в наше время? Приведите примеры. 7. В популяции одного из видов животных с одинаковой частотой встречаются особи мелких, средних и крупных размеров. Но в дальнейшем все чаще погибают особи средних размеров, а мелкие и крупные животные хорошо выживают. Какая форма отбора действует в этой популяции? На этом же примере покажите, что происходило бы в данной популяции при других формах отбора. 8. Докажите, что любое приспособление организма имеет относительный характер. Приведите необходимые примеры. 9. Предположим, что единственным фактором эволюции является наследственная изменчивость. В этом случае эволюция: а) протекала бы невероятно медленно; б) осуществлялась бы обычными темпами; в) была бы невозможна. Какое из этих предположений вы считаете верным? Докажите свою точку зрения. 10. В разное время высказывались различные возражения против теории естественного отбора, в том числе: а) новые полезные признаки не должны закрепляться в потомстве, так как они единичны и поэтому должны растворяться в последующих поколениях; б) мутации не могут быть источниками полезных уклонений, так как обычно они вредны для организма. Какие неточности или ошибки содержатся в этих утверждениях? 11. Докажите, что естественный отбор — это фактор, направляющий эволюционный процесс. 12. Почему наследственная изменчивость — это фактор, не направляющий эволюционный процесс? 13. Может ли эволюционный процесс осуществляться без наследственной изменчивости? Почему вы так думаете? 14. Являются ли «дрейф генов» и «волны жизни» обязательными факторами эволюции каждой конкретной популяции? Аргументируйте свою точку зрения. 15. Две попавшие в изоляцию популяции одного биологического вида эволюционируют в разных направлениях. Объясните причины накопления различий между ними. Приведите примеры морфологических, анатомических и физиологических изменений, которые могли бы появиться у особей. 16. Две популяции одного вида эволюционируют с разной скоростью. Чем это можно объяснить? 17. Как именно может возникнуть экологическая изоляция между разными популяциями одного биологического вида, обитающего: а) в водоеме; б) в лесу; в) в поле? 18. Какие географические барьеры могут привести к изоляции двух популяций? Приведите наибольшее количество примеров. 19. Что может пониматься под «относительной изоляцией» популяций? 20. Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или еще нет. Предложите удобный способ экспериментального решения этой проблемы. 21. Всегда ли эволюция разных популяций приведет к образованию двух новых биологических видов? Почему вы так думаете? 22. Может ли в пределах одного биологического вида одновременно осуществляться и экологическое, и географическое видообразование? Аргументируйте свою точку зрения. 23. Почему один биологический вид включает в себя мало, а другой —много подвидов и популяций? 24. Предположим, что мы изучили особенности питания двух биологических видов. Выяснилось, что представители первого из них питаются тремя видами кормов, а представители второго — тридцатью. У какого из этих видов вероятнее образование в будущем большего числа видов и популяций в пределах того же самого ареала? Почему вы так думаете? 25. Какой способ видообразования будет характерен для ситуации, описанной в предыдущем задании?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |