Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовно-правовая ответственность – ответственность, применяемая к лицу в связи с совершением им преступления

Ст. 16 «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления» ГК РФ: убытки, причиненные гражданину или ЮЛ в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Участники ФПГ – ЮЛ, подписавшие договор о создании ФПГ, а также учреждённая ими центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. При этом участники сохраняют свою юридическую самостоятельность. Ведением дел ФПГ занимается центральная компания ФПГ.

Тема 9 Государственная политика в области СМИ

Дотации, налоговые и прочие льготы в первое постсоветское десятилетие. Специализированные СМИ. Комитет по информационной политике Государственной думы Федерального собрания РФ, его состав и функции. Федеральные органы исполнительной власти в сфере СМИ: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (МКМК) и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Минсвязи), их правовой статус и основные функции. Полномочия органов прокуратуры. Государственные, общественные, частные СМИ. Региональные законы о государственной поддержке средств массовой информации. Ограничение концентрации и монополизации СМИ в РФ. Прозрачность отношений собственности. Гарантии независимости редакционной политики от владельцев СМИ. Наблюдательные (попечительские) советы на радио и телевидении. Существующие ограничения учреждения и владения СМИ иностранными физическими и юридическими лицами. Законодательство о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Обязанность органов государственной власти и должностных лиц реагировать на критику

Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (1994-2000гг.)

Доктрина информационной безопасности (2000г.)

Система льгот для СМИ на Западе. Привилегированный статус общественного телерадиовещания. Закон США о поддержке газет (1970 г.), система соглашений о совместном управлении ежедневных газет. Правовое регулирование концентрации и перекрестной частной собственности на СМИ в странах Запада. Ограничение иностранной собственности на национальные СМИ и регулирование трансграничного телевидения.

Законом допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации (союза).

В наименование центральной компании ФПГ после государственной регистрации ФПГ включаются слова "Центральная компания финансово-промышленной группы". Действует на основе Устава.

Функции центральной компании ФПГ:

1) выступает от имени участников ФПГ;

2) ведёт сводный (консолидированный) учёт, отчётность, баланс ФПГ;

3) готовит ежегодный отчёт о деятельности ФПГ;

4) выполняет в интересах участников отдельные банковские операции;

5) иные виды деятельности, предусмотренные Уставом.

По обязательствам центральной компании ФПГ участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором.

В состав ФПГ могут входить коммерческие/некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений).

Законодательством запрещается ЮЛ участвовать более чем в одной ФПГ.


Конкуренция, ограничение монополистической деятельности (22.03)

 

1. Правовое регулирование

2. Основные понятия антимонопольного законодательства

3. Правовые формы ограничений монополистической деятельности

4. Регулирование деятельности естественных и государственных монополий

5. Государственный антимонопольный контроль на товарных рынках

6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 

1 вопрос. 1) Конституция – заложены основы конкуренции:

* ст. 8:

-- в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

-- в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

* п. 2 ст. 34 – не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

* п. «ж» ст. 71. В ведении Российской Федерации находятся:

-- установление правовых основ единого рынка;

- - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- - федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

* ст. 74:

-- на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

-- ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

2) Антимонопольное законодательство:

* закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В юридической литературе: «Закон о конкуренции».

Данный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:

-- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;

-- ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

* ФЗ от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». В юридической литературе: «Закон о конкуренции на финансовых рынках».

Предметом регулирования данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

Данный закон применяется также в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести в Российской Федерации к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг.

3) ГК РФ. Ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав»:

* не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке;

* в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права;

* в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 

4) Отдельные законы, регулирующие ту или иную сферу деятельности:

* ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 №395-1;

* ФЗ «О страховом деле» от 31.12.97 №157-ФЗ;

* ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.98 №41-ФЗ и др.

5) Подзаконные нормативные акты: Постановления Правительства, Указы Президента и др.

* Постановление Правительства «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» от 07.03.2000 №194.

 

2 вопрос. Основные понятия антимонопольного законодательства содержатся в «Законе о конкуренции».

Товар – это продукт деятельности, включая работы и услуги, который предназначен для продажи или обмена.

Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Хозяйствующие субъекты – российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Группа лиц – группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий установленных «законом о конкуренции».

Реальные конкуренты – хозяйствующие субъекты, которые поставляют или могут поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары. При этом они могут отреагировать быстро (как правило, до одного года), ощутимо (то есть их возможности по выпуску продукции, работ, услуг сопоставимы с возможностями исследуемого хозяйствующего субъекта) и без больших затрат.

Потенциальные конкуренты – это:

* хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

* хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

* новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

 

3 вопрос. Существует 2 формы ограничений монополистической деятельности:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 «Закона о конкуренции»):

* запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов;

* в исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

2) соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 «Закона о конкуренции»):

* запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к:

-- установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

-- повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;

-- разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

-- ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

-- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

* также запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов;

* запрещается заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Положения настоящего пункта не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%;

* в исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами;

* запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Также, в п. 1 ст. 10 «Закона о конкуренции» указываются формы недобросовестной конкуренции:

* недобросовестная реклама;

* распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

* введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

* некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

* продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

* получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

 

4 вопрос. ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.95 №147-ФЗ. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3).

ФЗ «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах (п. 1 ст. 4):

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) железнодорожные перевозки;

4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6) услуги по передаче электрической энергии;

7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8) услуги по передаче тепловой энергии;

9) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (п. 1 ст. 5).

Органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Например, существует реестр субъектов естественных монополий в ТЭК, на транспорте, в области связи и др.

Существует 2 метода регулирования естественных монополий (ст. 6):

1) ценовое регулирование – осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (устанавливаются в нормативно-правовых актах);

2) неценовое регулирование – заключается в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа с целью обеспечения государственных и общественных интересов (защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и др.).

 

 

Государственные монополии установлены в следующих сферах:

* ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.98 №3-ФЗ. Данный ФЗ устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В РФ действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ (п. 1 ст. 5);

* ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.98 №41-ФЗ. Данный ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

В Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов (п. 3 ст. 10);

* ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19.07.98 №114-ФЗ. Данный ФЗ устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти РФ, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

В РФ действует государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества, которая обеспечивается (ст. 4):

-- осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти РФ в области военно-технического сотрудничества;

-- введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;

-- регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;

-- проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

-- обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации;

* ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» от 10.07.02 №86-ФЗ. ЦБ РФ:

-- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение (п. 2 ст. 4 ФЗ «О ЦБ РФ»);

-- защита и обеспечение устойчивости рубля независимо от других органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ);

* ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.95 №171-ФЗ.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п. 1 ст. 1).

Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом (ст. 4);

* ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12.03 №164-ФЗ. Данный ФЗ определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов РФ.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (п. 1 ст. 26).

 

5 вопрос. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 «Закона о конкуренции»).

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях (ст. 18 «Закона о конкуренции»).

Существует 2 вида антимонопольного контроля:

1) предварительный – хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий. Предварительное согласие на осуществление сделок требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц превышает 200 тысяч установленных ФЗ МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются:

* слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных ФЗ МРОТ;

* приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

* получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

* приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

2) последующий – хозяйствующему субъекту достаточно направить в ФАС уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий. Данный вид контроля служит для проверки законности уже совершенных юридических действий субъектов.

Последующий контроль осуществляется при:

* слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч МРОТ;

* создании ком­мерческих организаций, если суммарная стоимость активов уч­редителей превышает 100 тыс. МРОТ;

* избрании физических лиц в исполнительные органы и советы директоров хозяйствующих субъектов, если хозяйствующие субъекты имеют суммарную балансовую стоимость активов свыше 2 млн МРОТ и/или они внесены в соответствующий Реестр ФАС России.

 

6 вопрос. Гражданско-правовая ответственность – заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (потерпевшего, кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

Ст. 12 «Способы защиты гражданских прав» ГК РФ. Защита гражданских прав осуществляется путем:

* восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

* присуждения к исполнению обязанности в натуре;

* возмещения убытков;

* взыскания неустойки;

* компенсации морального вреда;

* неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и др.

Ст. 15 «Возмещение убытков» ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Ст. 15 «Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной тайны и охраняемой законом тайны» «Закона о конкуренции»: сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

 

Административно-правовая ответственность – ответственность, применяемая за те правонарушения, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

Гл. 19 «Административные правонарушения против порядка управления» КоАП:

1) самоуправство;

2) умышленное повреждение или срыв печати (пломбы);

3) неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности и др.;

4) н евыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

5) непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

6) непредставление сведений (информации);

7) непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;

8) нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;

9) нарушение законодательства о наименованиях географических объектов;

10) нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения государственного герба РФ;

11) передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания;

12) заведомо ложный вызов специализированных служб;

13) нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих;

14) проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации;

15) умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности;

16) незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог;

17) представление ложных сведений;

18) нарушение законодательства об обеспечении единства измерений;

19) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);

20) несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним;

21) подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;

22) несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре;

23) неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей;

24) заведомо ложное заключение эксперта;

25) незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

26) незаконное привлечение к трудовой деятельности;

27) нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

28) нарушение сроков хранения рекламных материалов;

29) нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

30) невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Ст. 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» УК РФ:

1) недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере:

* штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч руб. или в размере з/пл или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет; ИЛИ

* принудительные работы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового; ИЛИ

* лишение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 1 года либо без такового.

2) те же деяния, но:

* совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

* сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

* причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.

Наказываются:

-- принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового; ИЛИ

-- лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере з/пл или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет или без такового.

3) деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения:

* принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет; ИЛИ

* лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет.

Примечания.

Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

 

 

Правовое регулирование инвестиционной деятельности (29.03, 5.04)

 

1. Понятие и виды инвестиций

2. Понятие и виды инвестиционной деятельности

3. Этапы инвестиционной деятельности

4. Субъекты инвестиционной деятельности

5. Правовые формы реализации инвестиционной деятельности

6. Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

Закон РСФСР от 26 июня 1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

ФЗ от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»

ФЗ от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестиция в РФ»

ФЗ от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (инвестиционные фонды – это ОАО, основной деятельностью которых является инвестирование имущества в ценные бумаги»

 

1 вопрос. Понятие инвестиций дано в ст. 1 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», а также в ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги и иное имущество или имущественные или иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и/или достижения иного полезного эффекта. Не всегда инвестиции направлены на извлечение прибыли (например, инвестирование государственных школ, больниц).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8 Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний | Виды инвестиционной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.