КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткие сведения по истории психолингвистики
Тема №1 - 2 ч - Определение психолингвистики как науки По дисциплине КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ШколА ПЕДАГОГИКИ «Психолингвистика» Специальность:050715.65 «Логопедия» План: 1. Предмет, цели и задачи психолингвистики. 2. Связь психолингвистики с другими науками. 3. Краткие исторические сведения по истории психолингвистики. Психолингвистика - наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Определение Глухова Вадима Петровича: Психолингвистика - наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности. Предмет ПЛ - речевая деятельность человека, ее содержание, структура, способы, формы, функции, а также средство осуществления – язык. Цель ПЛ – рассмотрение механизмов порождения и восприятия речи в аспекте онтогенеза и коммуникации. Объектом выступает человек как субъект речевой деятельности и носитель языка. Взаимосвязь с другими науками. ПЛ возникла на стыке двух старейших отраслей научного знания - психологии и лингвистики (языкознания). Место ПЛ в логопедии. ПЛ логопедии дает следующие фундаментальные знания: - представление о том, как и в каких условиях, осуществляется речевая деятельность, как формируется многоуровневая речевая система; - обозначает суть понятий языковые и речевые способности; - знания о языковой системе и о том, как используются знаки языка при осуществлении речевой и мыслительной деятельности, что важно при восстановлении речи при афазии, и не только. Эти знания позволяют понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения (не только ЗВПР, но и ЛГСР); Все эти сведения позволяют расширить сферу логопедического воздействия, осуществляя комплексный подход при формировании и восстановлении речи. Гриншпун Б.М. – «Задачи логопедической работы никогда не сводятся к устранению недостатков речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой способности – способности к осуществлению речевой деятельности». Психолингвистика как наука возникла в начале 50-х годов прошлого столетия. К этому моменту уже существовали определенные представления о речи и языке многих лингвистов и психологов. Остановимся на некоторых наиболее важных суждениях. Предшественником психолингвистики считается создатель научной лингвистики, немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт. Ему принадлежит идея определения речи как речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом и человеком. В отечественной лингвистике известны труды ученого Потебни А.А. По его мнению, речевой акт - исключительно психическое явление, но язык вносит в него социальное начало (речевые традиции определенного народа). Знаменитый отечественный лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ также считается предшественником психолингвистики. Это первый лингвист, который предпринял попытку описать уровни сложной речевой деятельности и исследовал детскую речь. Швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр подчеркивал и проводил различение языка и речи, своими исследованиями оказал огромное влияние на развитие психолингвистики в 20 веке. Щерба Л.В. продолжил исследования Б.де Куртенэ, Потебни и сформулировал 3 аспекта языка. Он писал о различении языка как системы и речевой деятельности, о процессах говорения и понимания, о социальной ценности языка. Выготский Л.С. – первый психолингвист. Главная заслуга заключается в том, что он проник в тайну порождения речи, во всей сложности показал взаимодействие в этом процессе механизмов мыслительного, речевого и языкового действия, разложив его не «по элементам», а «по единицам, сохранившим свойства целого». Он предугадал дальнейшее развитие психолингвистики на несколько десятилетий вперед, и некоторые направления его исследований еще не получили дальнейшего развития. А.А. Леонтьев является основоположником отечественной психолингвистики. Его заслугой является глубокий анализ психолингвистических трудов в зарубежной и отечественной науке и создание теоретической концепции речевой деятельности. Данный курс психолингвистики базируется на основных психолингвистических положениях А.А. Леонтьева.
Тема №2 – 2 ч.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |